Общественный транспорт — важная часть инфраструктуры Уфы, с которой ежедневно сталкиваются тысячи жителей башкирской столицы. Но, садясь в очередной раз в автобус, вряд ли вы задумываетесь, какой компании он принадлежит, что за предприниматель за ней стоит и чем он известен. В этой статье мы расскажем вам обо всех перевозчиках, которые прямо сейчас работают в Уфе.
Информацию о том, какие перевозчики какие маршруты обслуживают, UFA1.RU предоставили в мэрии Уфы, данные актуальны на декабрь 2022 года. Сведения о биографии и бизнесе предпринимателей, упомянутых в статье, были получены из сервиса «Контур.Фокус» и открытых источников. Все иные случаи указываются в статье отдельно.
- «Башавтотранс»
- МУП «УИТ»
- Фанис Батыров
- «Компания Уфа-Лайн»
- «Арбат+»
- «ПАН Авто»
- Конофи Миназов
- «Альянс СКД»
- «Автомиг»
- ИЦ «Техника»
«Башавтотранс»
Больше всего маршрутов в Уфе обслуживает государственный «Башавтотранс», на поддержку которого власть бросила все силы. Компания, которую, по словам главы республики, пришлось буквально спасать от угрозы банкротства, живет, по мнению участников рынка, во многом благодаря гигантским государственным субсидиям (например, в прошлом году Минтранс республики закупил для перевозчика автобусов на 2,1 миллиарда рублей). Также частники отмечают, что власти буквально выдавливают конкурентов «Башавтотранса». В создании преимущества для госкомпании властей подозревали даже антимонопольщики.
— «Башавтотранс» все выпадающие доходы [по проездной карте «Алга»] получает из бюджета в виде дотаций, а это порядка 1,9–2,2 миллиарда рублей в год, — отмечал в беседе с корреспондентом UFA1.RU перевозчик Виктор Искалин, который не только не получает поддержки от власти, но и вынужден судиться с ней за свои маршруты. — Извините, за такие деньги я бы вообще бесплатно возил народ.
В конце октября 2022 года глава Башкирии Радий Хабиров анонсировал очередной виток транспортной реформы, а вместе с ним — и новые большие расходы (конкретных сумм названо не было). На новом этапе власти намерены субсидировать развитие «Башавтотранса» за пределами городов, на межмуниципальных маршрутах. При этом Хабиров прямо признал, что это нерентабельные рейсы.
За последние десять лет директорами госперевозчика успели побыть экс-мэр Нефтекамска Олег Руденко, бизнесмен Алексей Клуг, которого источники «Коммерсанта» называли креатурой главы администрации Рустэма Хамитова Владимира Балабанова, Тимур Аклаев, которого также связывали с администрацией главы Башкирии (сейчас он возглавляет дочернюю структуру «Башкирской содовой компании» «Башхимтранс», известную серией закупок дорогостоящих авто и наличием в автопарке иномарок с «блатными» номерами).
Был среди руководителей компании и Разим Махиянов, под руководством которого до того одно за другим банкротились или закрывались госкомпании «Речной порт Уфы», «Башмелиоводхоз» и Зирганская МТС. Источники «Коммерсанта» указывали на то, что у него тоже был покровитель — скандальный вице-премьер Евгений Гурьев, которого впоследствии судили за махинации с землей. В данный момент «Башавтотрансом» руководит отставной начальник управления организации тылового обеспечения МВД по Башкирии Надир Самиев, назначенный после резкой критики со стороны Радия Хабирова в адрес Махиянова.
Маршруты «Башавтотранса»
3 «Ул. Дзержинского» — «Микрорайон "Белореченский"»
6 «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «Телецентр»
9 «Колхозный рынок» — «Пос. Турбаслы»
10 «Уфимский ДОК» — «Поселок Максимовка»
13 «Кузнецовский затон» — «БГАУ»
14 «Микрорайон "Серебряный ручей"» — «ТСК "Пушкинский"»
15 «ДК УМПО» — «Поселок Тимашево»
16А «Ул. Крайняя» — «Ул. Дагестанская»
22/22а «Ледовый дворец "Уфа — Арена"» — «Нижегородка»
24 «Левый берег р. Белой» — «Школа № 128»
27 «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «ТЭЦ-1»
30 «Станция технического осмотра» — «Торгово-сервисный комплекс "Пушкинский"»
30к «Станция технического осмотра» — «Торговый центр "Башкортостан"»
31 «Роддом №4» — «ТСК "Пушкинский"»
34 «Ул. Гилева» — «Узловая автобаза»
35к «ДК УМПО» — «Пожарное депо»
39 «ТСК "Пушкинский"» — «ОК "Сипайловский"»
43 «Северный автовокзал» — «Новые Черкассы» — «Вотикеево»
51/51а «Уфа-АВТОВАЗ» — «Трикотажная фабрика»
57 «НПО "Иммунопрепарат"» — «Больница № 21»
57а «Уфимское управление буровых работ» — «Больница № 21»
59э «Пожарное депо» — «БГУ»
69 «Микрорайон "Белореченский"» — «ДК УМПО» — «Школа № 75» — «ДК УМПО»
74 «Уфимский ДОК» — «Железнодорожный вокзал» — «Ул. Дзержинского»
75 «ОАО "Амстар"» — «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «Торгово-сервисный комплекс "Пушкинский"»
234 «Микрорайон "Белореченский"» — «Музей им. М. В. Нестерова»
75э «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «Проспект Салавата Юлаева» — «Телецентр»
226 «Уфимский ДОК» — «Ул. Мушникова» — «СТЦ "МЕГА Уфа"»
290 «Уфимский ДОК» — «ДК УМПО» — «Торгово-сервисный комплекс "Пушкинский"»
17с «ТК "Центральный"» — «Микрорайон "Белореченский"»
МУП «УИТ»
Другим лидером по количеству маршрутов в Уфе является МУП «УИТ» — компания, получившая подвижной состав в ходе банкротства перевозчика МУЭТ, занимавшегося перевозками электротранспорта. История разорения этого предприятия вообще была очень громкой — конкурсный управляющий Данил Рыбалко постоянно конфликтовал с мэрией, указывая на то, что власти не помогали вывести компанию из кризиса. В какой-то момент он даже предположил, что администрация намеренно создала условия для банкротства МУЭТ.
Длительные конфликты с мэрией привели к тому, что летом 2021 года Уфа оказалась на грани приостановки движения электротранспорта. Рыбалко предпринял отчаянный шаг, чтобы потребовать от властей реакции и заявил о том, что из-за глубокого кризиса компания не может больше осуществлять перевозки.
Ответные действия мэрии в итоге последовали, но не те, которых ожидал конкурсный управляющий — власти перевели подвижной состав из МУЭТ в другое свое предприятие — МУП «УИТ», и стали осуществлять перевозки через него. В дальнейшем власти высказали встречные обвинения к Рыбалко, заявив, что это его действия «ставят под угрозу срыва движение трамваев и троллейбусов». На этом основании конкурсного управляющего в июле 2022 года отстранили.
— Есть заинтересованные силы, которые не то чтобы за остановку электротранспорта — просто они, подогреваемые своим коммерческим интересом, почему-то считают, что какие-то депо предприятия можно оставить под застройку. За этим желанием они не замечают интересы отрасли [электротранспорта], — высказывался Рыбалко о том, почему власти не хотят расставаться с имуществом банкротящегося МУЭТ и отдавать долги.
На данный момент МУП УИТ руководит Радик Зарипов. О нем мало чего известно — он не занимался бизнесом, не был замечен на высоких политических постах. На его странице во «ВКонтакте» — репосты новостей про электротранспорт в Уфе и ролика урбаниста Ильи Варламова с заголовком «Почему маршрутки надо убирать из городов?»
Маршруты МУП «УИТ»
1 «Железнодорожный вокзал» — «Санаторий "Зеленая роща"» (трамвай)
4 «Троллейбусное депо № 2» — «Северный автовокзал» (троллейбус / автобус)
5 «Ул. Пушкина» — «Госцирк»
6 «Ул. Интернациональная» — «Стадион им. Гастелло» (трамвай)
8 «Ул. Интернациональная» — «Парк им. Калинина» (трамвай)
9 «ТЭЦ-1» — «Уфимский ДОК» (по ул. Первомайской) (троллейбус)
10 «Железнодорожный вокзал» — «Госцирк»
10 «ТЭЦ-1» — «Уфимский ДОК» (по ул. Кольцевой) (трамвай)
13 «Микрорайон "Белореченский"» — «Бульвар Славы» (троллейбус)
15 «Уфимский ДОК» — «ДК УМПО» — «Стадион "Нефтяник"» (троллейбус)
16 «Санаторий "Зеленая роща"» — «Ул. Пушкина» (трамвай)
16 «Микрорайон "Белореченский"» — «Театр кукол» (троллейбус / автобус)
18 «Санаторий "Зеленая роща"» — «Госцирк» (трамвай)
18 «Торговый комплекс "Центральный"» — «Поселок 8 Марта» (троллейбус / автобус)
21 «Микрорайон "Белореченский"» — «Торговый комплекс "Центральный"» (троллейбус / автобус)
22 «Северный автовокзал» — «Ледовый дворец "Уфа — Арена"» (троллейбус)
Фанис Батыров
13 маршрутов в Уфе обслуживает индивидуальный предприниматель Фанис Батыров, что делает его самым крупным частным перевозчиком башкирской столицы. Предпринимателя называют дальним родственником экс-главы ГИБДД республики, а ныне депутата Госдумы Динара Гильмутдинова. Ему он, к слову, регулярно поставляет служебный депутатский автомобиль, несмотря на наличие у бывшего гаишника собственной новенькой Toyota Land Cruiser 300.
Интересно то, что у Батырова в автопарке мы находили Mercedes-Benz Vito с госномером М004ММ102, а также автобус с госномером C007HE102, который впоследствии оказался на служебном Kia Sorento Гильмутдинова. В беседах с корреспондентами UFA1.RU другие участники рынка неоднократно указывали на то, что местные власти действуют в интересах Батырова, в сети периодически звучали предположения о том, что у предпринимателя есть «крыша».
— Как [мы] связаны [с Гильмутдиновым] — не буду комментировать, на этот вопрос я исчерпывающий дал ответ уже, — говорил Батыров журналистам радиостанции «Эхо Москвы в Уфе». — Да, мы друзья, мы с середины 90-х годов дружим, друг друга знаем, но это никак не связано ни с его деятельностью, ни с моей деятельностью.
Судя по всему, предприниматель поддерживает контакты и с другими крупными бизнесменами республики. Так, в ходе банкротства «молочного короля» Александра Никитина выяснилось, что владелец «Башмилка» в 2018 году взял сто миллионов рублей в долг у уфимского нефтяника Олега Макаренко, приходящегося братом бывшему мужу главы Центризбиркома Башкирии Илоны Макаренко. Как он рассказал «Коммерсанту», Никитин устно договорился с заимодавцем о том, что десять миллионов он отдаст Фанису Батырову, который на тот момент «нуждался в деньгах, но сам стеснялся их попросить».
Недавно на Батырова подала в суд компания бывшего депутата-нефтяника Артура Адуллина — поставщика топлива для главного частного перевозчика Уфы. Суть иска бизнесмен корреспонденту UFA1.RU не раскрыл.
Маршруты Фаниса Батырова
209 «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «Уфа — АВТОВАЗ» — «Асфальтобетонный завод»
211 «Поселок Тимашево» — «Кузнецовский затон»
228 «Химпром» — «Торгово-сервисный комплекс "Пушкинский"»
229 «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «Торгово-сервисный комплекс "Северный"» — «Химпром»
230 «Микрорайон "Белореченский"» — «Железнодорожный вокзал» — «Ул. Дзержинского»
232 «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «ЖК "Цветы Башкирии"»
235 «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «Торговый центр "Башкортостан"» — «Дёма»
249 «Асфальтобетонный завод» — «Торгово-сервисный комплекс "Пушкинский"»
262к «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «Торгово-сервисный комплекс "Пушкинский"»
266 «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «Торгово-сервисный комплекс "8 Марта"» (ул. Зенцова)
270 «Микрорайон "Белореченский"» — «Школа № 75»
55с «Роддом № 4» — «Микрорайон "Белореченский"» — «Ул. Сагита Агиша» — «Торговый комплекс "Центральный"»
243 «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «ЖК "Цветы Башкирии"»
«Компания Уфа-Лайн»
У организации «Компания Уфа-Лайн» в Уфе есть десять маршрутов. Фирма в последнее время часто мелькает в скандалах — в июле 2022 года ее автобус попал в ДТП под башкирской столицей, погибли шесть человек, до этого на нее поступали жалобы из-за отказа принимать карту «Алга» у ребенка и хамства водителя (тоже, кстати, из-за проездной карты). В 2018 году бывшего замдиректора компании Альфреда Исламова и вовсе признали виновным в убийстве конкурента и отправили за решетку на 10 лет.
Несмотря на все скандалы, «Уфа-Лайн» работает уже почти 12 лет — с февраля 2011 года. Учредителем компании является предприниматель по имени Ильшат Хайруллин — собеседники «Коммерсанта» называли его приближенным к руководству транспортного отдела администрации. В 2016 году он выдвигался кандидатом в депутаты уфимского Горсовета. Директор компании — Ильдус Кадерметов — соучредитель и руководитель чишминского производителя кормов для животных «Башпромэкс». Информации об обоих в открытом доступе крайне мало.
Маршруты «Компании Уфа-Лайн»
220 «Профилакторий "Радуга"» — «Южный автовокзал»
222 «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «Больница № 18»
224 «Ул. Адмирала Макарова» — «Микрорайон "Южный"»
233 «Ул. Бельская» — «ТЭЦ-1»
288 «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «Максимовка»
25а «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «Троллейбусное депо № 2»
202 «Школа-лицей № 2» — «Ул. Адмирала Макарова»
253 «Уфимский ДОК» — «Торгово-сервисный комплекс "Северный"»
204 «Уфимский ДОК» — «Больница № 18»
213 «Уфимский ДОК» — «ДК УМПО» — «Больница № 21» — «Микрорайон "Южный"»
«Арбат+»
Компания «Арбат+» была основана в Уфе в декабре 2002 года и на данный момент обслуживает 7 маршрутов в городе. Владеет ею предприниматель Сергей Белов, учредитель фирмы «МСМ-Ком», которая занимается оснащением автобусов системами GPS и ГЛОНАСС. Как ИП Белов зарегистрирован в Геленджике, где ему принадлежит гостевой дом «Усадьба» (это подтверждается выписками из Росреестра).
Примечательно то, что последние несколько лет директором компании «Арбат+» выступает Конофи Миназов — индивидуальный предприниматель, и сам обслуживающий четыре маршрута в Уфе. О нем мы еще поговорим ниже. До Миназова директором был сам Белов, сейчас же, по словам собеседника UFA1.RU из транспортной сферы, бизнесмен сосредоточился на своем проекте в Геленджике. Что же касается компании «Арбат+», то в громких инцидентах она замечена не была. Разве что недавно ее автобус попал в ДТП перед отделом ДПС в Уфе, однако представитель перевозчика заверил, что авария произошла не по вине водителя маршрутки.
Маршруты «Арбат+»:
205 «Ул. Парковая» — «Ледовый дворец "Уфа-Арена"» — «Микрорайон Нижегородка»
210 «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «Школа № 75»
221 «Микрорайон Шакша» — «Колхозный рынок»
225 «Шакша-2» — «ДК УМПО» — «ТРЦ "Планета"»
252 «Ул. Бельская» — «Микрорайон "Колгуевский"» — «Микрорайон Нижегородка»
277 «Максимовка» — «Семейный торговый центр "МЕГА Уфа"»
291 «Микрорайон Шакша» — «Микрорайон Базилевка» — «Микрорайон Федоровка» — «Микрорайон Елкибаево» — «Ледовый дворец "Уфа — Арена"»
«ПАН Авто»
Компания «ПАН Авто», названная по первым буквам ФИО учредителя и директора Александра Пудовина, действует в Уфе с 2012 года. При этом у бизнесмена была и вторая компания с таким же названием, зарегистрированная в 2006 году и в 2019 году ликвидированная, а также компания «ПАН Авто+», основанная в 2012 году и действующая по сей день. Пудовин — общественник, он является председателем правления Объединения пассажирских перевозчиков Башкирии.
Маршруты «ПАН Авто»
227 «Уфимский ДОК» — «Южный автовокзал» — «Авиационный техникум» — «Торгово-сервисный комплекс "Пушкинский"»
244 «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «Северный автовокзал»
285 «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «Музей им. М. В. Нестерова» (ч/з ул. Аксакова)
264 «Оздоровительный комплекс "Сипайловский"» — «Ул. Айская» — «Телецентр»
Конофи Миназов
Вышеупомянутый директор компании «Арбат+» Конофи Миназов с 2005 года зарегистрирован как ИП и сам занимается пассажирскими перевозками — в Уфе он обслуживает четыре маршрута. До недавнего времени бизнесмен также был учредителем и директором компании «Уфимские автобусные линии», которая обслуживает в столице Башкирии маршрут 212 («Ул. Дизельная» — «ДК УМПО» — «Торгово-сервисный комплекс "Пушкинский"»), однако в 2021 году подал в ФНС заявление о недостоверности данных ЕГРЮЛ, согласно которым он числится владельцем фирмы — теперь она полностью принадлежит некой Айгуль Гусмановой.
Собеседники «Коммерсанта» указывали на то, что Миназов, как и Батыров, «аффилированы с руководством республиканского ГИБДД и пользуются его поддержкой». Этим объяснялось то, что связанные с бизнесменами структуры получают такое значительное количество маршрутов. О биографии Миназова мало чего известно: судя по соцсетям, он любитель охоты, в 2013 году он мелькнул в скандальном дележе маршрута Уфа — Чишмы (публикация «ГТРК-Башкортостан» об этом сохранилась только в архивной перепечатке, видеосюжет недоступен из-за блокировки канала на Youtube).
В 2019 году водители на маршруте 248 отказались выходить на работу из-за того, что до них не доходили деньги за поездки, оплаченные с карты «Алга». Миназов тогда сказал, что с поступлением этих средств «бывают задержки», да и вообще работникам с безнала причитается не так много, чтобы протестовать. В октябре 2022 года водитель в одном из автобусов бизнесмена, по словам пассажирке, бил ее пакетом по голове, когда она не оплатила проезд.
Маршруты Конофи Миназова
206 «ТРЦ "Планета"» — «ТК "Центральный"»
208 «Уфимский ДОК» — «ТЭЦ-1»
248 «Уфимский ДОК» — «ТРЦ "Планета"» — «Ул. Летчиков»
215 «ДК УМПО» — «Уфимский ДОК» — «Торгово-сервисный комплекс "Пушкинский"»
«Альянс СКД»
Компания «Альянс СКД» — это часть бизнеса Александра и Николая Струевых, которая обслуживает в Уфе четыре маршрута. Помимо данной организации, предпринимателям принадлежат кафе «Карат» на трассе М-5 в Дёмском районе, компании «Форсаж» (судя по всему, обслуживает трактир «Сергеевский» в деревне Сергеевка Уфимского района), «Формат» (занимается бухгалтерией и финансовой деятельностью).
Николай Струев в 2018 году был признан мэрией меценатом года Дёмского района за «выделение финансовых средств на организацию районных социально-значимых мероприятий». Александр Струев упоминается в качестве вице-президента на сайте Федерации дзюдо Башкирии (ранее он был соучредителем спортклуба единоборств «Дёма»).
Несколько раз компания «Альянс СКД» мелькала в новостях. Так, в феврале 2020 года водитель ее автобуса отобрал у 13-летней девочки банковскую карту, когда она хотела оплатить проезд. Жители Дёмы в 2021 году жаловались, что водители компании не соблюдали интервал движения, под разными предлогами отказывались пробивать транспортную карту, просили перевести онлайн или оплатить наличными. В декабре прошлого года автобус Струевых попал в аварию с автобусом «Башавтотранса» на перекрестке проспекта Октября и улицы Галле.
Маршруты «Альянс СКД»
214 «Ул. Дзержинского» — «Железнодорожный вокзал» — «НПО "Иммунопрепарат"»
218 «Микрорайон Дёма» («Ул. Гилева») — «Больница № 18»
257к «Ул. Дагестанская» — «Больница № 21»
216 «Уфимский техникум железнодорожного транспорта» — «Северный автовокзал»
«Автомиг»
Пожалуй, самый загадочный в нашем списке перевозчик — компания из Подольска «Автомиг», принадлежащая на данный момент предпринимателю Валерию Акопджаняну, о котором ничего не известно. Фирма появилась в Уфе в декабре 2021 года — и сразу со скандалом. Ее автобусы вышли на маршруты, которые обслуживала компания «Уфа-Лайн».
По мнению некоторых представителей рынка, интересы «Автомига» лоббирует бывший заместитель министра, а ныне министр транспорта Башкирии Александр Клебанов, который, занимая пост в Минтрасе Прикамья, также со скандалом завел туда эту компанию. Также «Автомиг» связывают с сыном главы МВД России Владимира Колокольцева.
За недолгое время работы в Уфе компания не раз оказывалась в центре скандалов — именно от нее поступило впоследствии принятое предложение повысить цены на проезд, водитель перевозчика попадался гаишникам с липовыми правами, автобусы «Автомига» попадали в ДТП, а единственный маршрут, который обслуживает компания сейчас, был фактически специально под нее создан (как поясняли власти, «по многочисленным просьбам жителей», однако впоследствии выяснилось, что этот маршрут у жителей не востребован и его пришлось корректировать).
Маршрут «Автомига»
258 «Мкр. Серебряный ручей» (Дёма) — «Мкр. Яркий» — «Уфимский ДОК» (через ул. Менделеева, ул. Первомайская)
ИЦ «Техника»
Инженерный центр «Техника» в Уфе вообще не является перевозчиком — это учреждение дополнительного образования. Однако у него имеется свой маршрут, проходящий почти через весь город по центру до Инорса. Владеет и руководит компанией бывший депутат Курултая Башкирии Виктор Сандаков.
Согласно официальной биографии, в восьмидесятых и девяностых он работал лаборантом Уфимского авиационного института, инженером-конструктором завода «Уфасельмаш», старшим мастером Уфимского завода пишущих машин, а в 1996 году возглавил центр «Техника», параллельно работая в технических училищах Уфы.
Хоть для Сандакова перевозки явно не выглядят приоритетным направлением бизнеса, он является председателем ассоциации «Башкирская Транспортная Компания» и директором Межрегионального объединения работодателей в сфере транспорта, соучредителем которого в прошлом выступал уже знакомый нам Конофи Миназов.
Маршруты ИЦ «Техника»
207 «Уфимский ДОК» — «Торгово-сервисный комплекс "Пушкинский"»