
В прошедшем году Уфа столкнулась с рядом масштабных инфраструктурных проблем. Некоторые из них кочуют за уфимцами уже давно, другие остро встали перед жителями. Пока идут выходные, самое время перечислить их все, чтобы подготовиться: ведь эти проблемы наверняка придется решать уже в 2022 году. Во всяком случае, так заявляют представители властей. Подробнее о них — сегодня, 7 января, в материале UFA1.RU.
Уборка улиц
Как отметил глава Башкирии Радий Хабиров, у уфимцев образовался уже потомственный страх перед снегом. А как же? Мало кому нравится по меньшей мере по три месяца в году перебираться по обледеневшим тротуарам. Перед каждым стартом зимы хочется верить, что уж на этот раз власти справятся с подготовкой. К тому же администрация Уфы пережила большое кадровое обновление. С другой стороны, перед мэром Сергеем Грековым, который официально получил назначение в начале 2021-го, задачи такого масштаба встали впервые. Зато пост министра ЖКХ всей республики занял многоопытный чиновник Алан Марзаев. В общем, у уфимцев были основания как беспокоиться в ожидании зимы, так и надеяться на лучшее. К сожалению, оправдалось первое — опасения.

С первым же похолоданием стало ясно, что город не готов. Местами тротуары обледенели, местами превратились в снежную кашу (потом эта каша заледенела тоже, и стало совсем уж прекрасно). Когда же начались обильные снегопады, Уфа попросту утопала в них. Мэрия вынуждена была признать, что с задачей не справилась, пояснив, что не хватает техники и рабочих. Позже тот же Хабиров заявил, что это не главный показатель и уж в следующем году администрация города подготовится как следует. Что ж, у нас будет возможность на это посмотреть.
Общественный транспорт
В 2018 году, когда Радий Хабиров только инициировал транспортную реформу в республике, жители отчасти ее поддерживали: все устали от войны перевозчиков, которые не стеснялись устраивать разборки прямо на маршрутах. Спустя три года многие с теплотой вспоминают то время: да, водители автобусов беспредельничали, но зато каждый из них рвался занять маршрут, опередить конкурентов, собрать как можно больше пассажиров и быстрее довезти их. Теперь же всё чаще звучат жалобы, что автобусов приходится ждать по полчаса, а после 22:00 они и вовсе как будто исчезают. А тут еще и электротранспорт почти дошел до ручки. Бывшее муниципальное управление трамваев и троллейбусов (МУЭТ) со скандалом перевело имущество в новое (УИТ), но лучше от этого пока не стало.

С другой стороны, власти исполнили обещание избавить город от старых ПАЗиков. Но при этом частников, которые пошли им навстречу и тоже заменили машины, от маршрутов отодвинули. Зато привезли в Уфу нового перевозчика с любопытным резюме. Сам Радий Хабиров просит не принижать мелкими недостатками большие достижения его реформы. Но попробовал бы он это сказать холодным зимним вечером на остановке толпе напрасно ожидающих автобус пассажиров.

Остановочные комплексы
Кстати, об остановках. Ближе к концу года власти определились с требованиями к торговым павильонам, которые работают на остановочных комплексах, и сами себе разрешили сносить всё, что этим требованиям не соответствует. Конечно, хорошо, что чиновники хотят сделать места высадки пассажиров безопаснее, но стоило ли при этом выгонять владельцев многочисленных кафе и пекарен, которые, может быть, и рады бы вести бизнес в соответствии с новыми правилами, но в курс изменений их не поставили. Опять же, ожидающим общественного транспорта пассажирам хотя бы было где погреться. Когда бизнесмены забили тревогу, администрация сдала назад, но, кажется, окончательно стратегию менять не стала. Так что ждем нового витка в этой скандальной истории.
Парковки
Уже давно транспортные эксперты отмечают, что Уфа нуждается в организации пространства. По их словам, автомобили попросту лишили пространства горожан-пешеходов. Как отмечают специалисты, решением проблемы могло бы стать в частности создание грамотной системы парковки, и тогда город не был заставлен машинами настолько. Несколько лет назад власти уже анонсировали создание платных парковок, которое освободило бы хотя бы центр Уфы, но тогда дальше анонсов дело не пошло. В 2021-м мэрия снова взяла на вооружение девиз «Город — для людей, а не машин» и даже пригласила специалистов из Москвы, которые показали успешный опыт решения подобных задач.

Опять же, до дела пока не дошло, но в качестве показателя можно отметить тщетные попытки чиновников убедить горожан не парковаться хотя бы на вновь отстроенной Советской площади. А, между прочим, рядом с этой площадью располагаются здания республиканских правительственных ведомств, так что это еще большой вопрос, кто кого пытается убедить. При этом часть экспертов и вовсе сомневается, что в мэрии понимают, за сколь сложную задачу решили взяться. Специалисты беспокоятся, что в лучшем случае всё закончится одним лишь созданием платных парковок, а это поможет воплотить красивый девиз в жизнь лишь вместе с рядом других инструментов, в том числе организацией работы общественного транспорта. А с последним, как мы уже говорили, наблюдаются серьезные проблемы.
Урбанистика
После появления в Уфе «Арт-квадрата», который расхваливают на всякий лад, власти стали одержимы идеей превратить город в комфортную среду. И Арбат наподобие московского обещали сделать, и из набережной конфетку сделать, и исторический центр облагородить. Чиновники создают рабочие группы, в которые зазывают успешных рестораторов, приглашают известных на всю Россию экспертов (раз, два). Хочется верить, что у создателей «Арт-квадрата» получится расширить его (хоть и распределение земель и вызывает некоторые вопросы), но пока достаточно посмотреть на набережную, в которую вбухали 5 миллиардов рублей. Летом это было царство бетона, а зимой и того не было видно из-под завалов снега.
Жилая застройка
При этом год прошел под знаком строительных скандалов. Крупнейшие застройщики Уфы и Башкирии столкнулись с жестким сопротивлением местных жителей и экоактивистов. В некоторых случаях при поддержке властей. Так, Радий Хабиров лично запретил стройку высотки на Шота Руставели и грозился, что, если девелоперы осмелятся нарушить его наказ, то «кишку порвут». Тогда уверенный в себе глава республики заявлял, что намерен запастись попкорном, чтобы понаблюдать, как нерадивых застройщиков будет терзать прокуратура. Теперь месяца не проходит, чтобы в Белый дом не принесли упаковку попкорна специально для Хабирова: застройщик-то через суд доказал, что не такой уж он и нерадивый, и мэрии пришлось пойти на соглашение с ним, а протестовавшим жителям грозит многомиллионный иск.

И это лишь одна из многих горячих точек на девелоперской карте Уфы. А есть еще Кошкин лес, возле которого вопреки желанию местных жителей собираются построить жилкомплекс. Есть парк Гафури, из-за скандала в котором появились слухи, что один из крупнейших застройщиков собирается покинуть республику. И при этом, несмотря на рапорты властей, до сих пор полностью не исчезла проблема с обманутыми дольщиками, коих в регионе насчитывают тысячи.
Экология
Если что всегда и выделяло выгодно Уфу среди других российских городов-миллионников, так это густое и богатое озеленение города. Но в 2021 году всё больше и больше людей стало обращать внимание на то, что столица Башкирии носит свое «зеленое» звание скорее по привычке, нежели по факту. Последнее время чиновники беспощадно избавляются от деревьев и других природных насаждений. И если Кошкин лес пока отстоять удалось, то другие объекты, несмотря на все протесты, спасти не получилось.

А лето омрачилось распространением химического запаха по всему городу. В первую очередь все подозревали, что это происходит из-за мусорного полигона в пригороде, на котором то и дело возникали пожары, но те обвинения отрицали. Да и потом, ЧП возникали лишь несколько раз, а едкая вонь над Уфой стояла все месяцы теплого сезона.
А если вы хотите узнать, что сами чиновники думают об этих проблемных, рекомендуем прочитать материал UFA1.RU с пресс-конференции мэра Уфы Сергея Грекова или посмотреть, как прошло интервью по итогам года Радия Хабирова.