21 октября четверг
СЕЙЧАС +4°С

Война за маршруты. Как власти выдавливают из Уфы частные автобусные компании

Транспортная реформа главы Башкирии привела к конфликту чиновников с перевозчиками

Поделиться

Частные перевозчики считают, что их убирают ради «Башавтотранса»

Частные перевозчики считают, что их убирают ради «Башавтотранса»

Поделиться

В Уфе разгорается очередной транспортный конфликт между мэрией и частными перевозчиками. Частники заявляют, что власти «выдавливают» их с транспортного рынка, чтобы передать маршруты «Башавтотрансу». Недавно это отчасти признал сам глава Башкирии Радий Хабиров. В ситуации разбирался корреспондент UFA1.RU. Подробнее — в нашем материале.

Как развивалась транспортная реформа в Башкирии?

Идея о транспортной реформе возникла в 2018 году. Об этом рассказал Радий Хабиров. По словам главы региона, он надеялся оперативно разобраться с проблемами, усилив государственное предприятие «Башавтотранс» и устранив всех тех, кто не захочет играть по новым правилам. Руководитель Ассоциации перевозчиков Наталья Тептерева признает: до появления Хабирова в Уфе было много нелегальных транспортных компаний.

— Между легальными и нелегальными перевозчиками была война, борьба, доходило до перестрелок. В 2018 году приходит Радий Фаритович и говорит: «Что у вас за Техас? Почему у вас ездят нелегальные перевозчики? Почему у вас тут перестрелки?». Он дает команду, чтобы этих нелегальных перевозчиков уничтожили. В один день выехало УГДН (Управление государственного дорожного надзора — Прим. ред.). Есть статья КоАП «Нарушение порядка использования автобуса», по которой предусмотрен штраф до 300 тысяч рублей. УГДН понавозбуждало административные дела и во исполнение этого забирало автобусы на штрафстоянки, — говорит она.

Нелегалов убрали (во всяком случае, они не столь заметны, как в 2018-м), но Хабиров на этом не остановился. В конце 2018 года глава Башкирии озаботился судьбой банкротящегося «Башавтотранса».

— Его действительно хотели обанкротить, поскольку он не тянул, и из бюджета уходили миллиарды рублей на возмещение перевозок, — поясняет Наталья Тептерева. — Радий Фаритович сказал, что не даст этого сделать и предложил поднимать «Башавтотранс». С нами стали общаться. Для БАТа всегда были привилегии. У нас есть статья 14 федерального закона «Об организации регулярных перевозок», которая предусматривает, что пассажирские перевозки могут осуществляться по регулируемым тарифам, то есть тариф устанавливает комитет по тарифам. При это практически всегда частные перевозчики осуществляли перевозки значительно ниже по цене, чем БАТ. Загадочно получается, что БАТ банкротится, а частные перевозчики с более низкой ценой нормально работают.

В то же время глава республики занялся и внешним видом ПАЗиков.

— Полтора года назад мое первое впечатление об Уфе — ужасный транспорт. Грязные, облезлые пазики, хамство водителей, перестрелки группировок, «крышующих» перевозчиков, — отмечал Хабиров.

Он поручил разобраться с этой проблемой в течение 2020 года.

— С ПАЗиками непонятно требование, — считает Наталья Тептерева. — Согласна, что они не совсем рентабельно смотрятся, но это не должно выглядеть так, как это сделал Хабиров, мол, ему не нравятся ПАЗики и их должны убрать. БАТ, в отличие от частных перевозчиков, закупает автобусы за счет бюджета. Остальные же должны покупать за свой счет. Частники сказали, что готовы обновлять автопарк, но где гарантии, что после лизинга на новые транспортные средства их не вытурят с рынка? Сейчас Хабиров говорит, что частников будут «выдавливать». Он говорит о каких-то условиях, но нами соблюдены все условия, которые прописаны в законодательстве. О каких условиях глава республики говорит — непонятно. На его требование обновить автопарк частные перевозчики попросили гарантий, но никто таких гарантий не дал и давать не собирается.

«Неравное положение перевозчиков»

В конце августа мэрия Уфы объявляет о прекращении работы семи автобусных маршрутов. С 29 августа был отменен ряд маршрутов — это № 201, 239, 25, 52с, 260, 269, 223. Как заявили в администрации, на части из них наблюдался низкий пассажиропоток, а на остальных есть альтернативы. В мэрии отметили, что изменения проводятся в рамках планирования регулярных перевозок на 2019–2023 годы. Однако сами частники утверждают, что на их маршруты, наоборот, растет спрос.

— Перевозчики ожидали документа планирования. У нас этот документ планирования в итоге сконцентрировался на том, чтобы убрать частников, где высокий пассажиропоток, и поставить туда БАТ для его развития. В Инорсе возле ТЦ «Акварин» застроился целый жилой комплекс, почему бы туда не пустить удобные маршруты и троллейбусы? Но власти против этого, им это не нужно. Согласно документу планирования, 31 маршрут должны перевести из нерегулируемых в регулируемые, потом выставляют их на аукцион. У нас ни у одного частника нет транспортного средства большого класса. У БАТ такой автобус есть. Мэрия делает конкурсную документацию таким образом, что определяют 30 транспортных средств как средний класс и два ТС — как большой класс. Соответственно, маршрут выигран «Башавтотрансом», — говорит Наталья Тептерева.

Как отмечает глава Ассоциации перевозчиков, у всех частников истек срок свидетельства на осуществление пассажирских перевозок. По словам Тептеревой, им выдали карту маршрутов сроком на пять лет, хотя по новому документу планирования предусмотрена либо их отмена, либо их изменение.

— Одному из перевозчиков выдали карту маршрутов на три месяца, хотя по закону она должна составляться на пять лет. Я вижу здесь коррупциогенный фактор и коррупционную составляющую. Сначала маршруты подлежат отмене, а потом подлежат изменению, а если подлежат изменению, возможно продление карт маршрутов — при условии, что перевозчик согласен с этим изменением. Но, как правило, перевозчик соглашается с изменениями, чтобы не потерять маршрут, — объясняет Тептерева.

При этом, по ее словам, администрация Уфы и вовсе не должна была вносить изменения в документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам. Дело в том, что в декабре 2020 года Ассоциация перевозчиков обратилась в УФАС с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства со стороны мэрии. В надзорном ведомстве заявили, что чиновники действительно нарушили федеральный закон «О защите конкуренции» (копия документа имеется в распоряжении редакции UFA1.RU — Прим. ред.). Мэрии выдали предписание об устранении нарушения.

— Недопустимы преференции в виде явных или скрытых субсидий муниципальным или государственным предприятиям или подконтрольным акционерным обществам, которые ставят частных перевозчиков в неравное положение и ограничивают конкуренцию, — заключили антимонопольщики.

Но, как считают перевозчики, мэрия проигнорировала предписание УФАС и продолжила вносить изменения в документ планирования маршрутов.

— 16 августа вносится новое постановление, утверждается документ планирования с изменениями, — рассказывает руководитель Ассоциации перевозчиков. — Есть маршруты № 226 и № 290, которые идут примерно вместе, но в части они расходятся. Едут примерно параллельно с 298 и 272 маршрутами, но в каких-то частях они расходятся. Раньше маршруты № 298 и № 272 хотели просто исключить как дублирующие. Но статьи закона «Об организации регулярных перевозок», где говорится, что перевозки могут осуществляться по регулируемым и нерегулируемым тарифам, исключают дублирование маршрутов. Администрация, как бы соглашаясь с решением УФАС, отменяет маршруты № 226 и № 290, а маршруты № 298 и № 272 предлагает перевести на регулируемые тарифы. Согласно документу планирования, это всё предусмотрено, но каким-то образом мэрия выдает на маршруты № 226 и № 290 карты по нерегулируемым тарифам. 24 маршрутам выдали карты маршрута сроком на пять лет, но одному перевозчику выдали на три месяца. Статья 12 закона «Об организации перевозок» говорит, что никакие решения по маршруту нельзя принимать, если у свидетельства не истек срок действия.

Что говорят в мэрии?

21 сентября UFA1.RU обратился за комментариями к замначальника управления транспорта и связи администрации Уфы Владимиру Петрову, однако тот заверил, что переводить частные маршруты с нерегулируемых тарифов на регулируемые «не планируется».

— В дальнейшем пока ничего не планируется. Как работаем, так и будем работать. Если какие-то изменения дополнительные будут, через пресс-службу до всех доведем, — прокомментировал он.

На остальные вопросы чиновник не стал отвечать, сославшись на занятость.

— Отправьте свои вопросы в письменной форме, — сказал Петров.

Стоит отметить, что UFA1.RU отправил официальный запрос в мэрию Уфы, но на момент публикации этого материала ответа мы не получили.

В «Башавтотрансе» по поводу претензий частников ранее заявили, что полностью поддерживают политику Радия Хабирова.

— Кто не по правилам работает, тот не должен работать. Все должны работать в правовом поле. Есть закон, закон писан для всех. Это и налоговый закон, это и федеральный закон, — сказал замдиректора предприятия Сергей Паскин.

17 сентября Радий Хабиров извинился за проблемы в транспортной отрасли. Он объяснил их тем, что власти «ломают преступные схемы».

По теме (15)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ12
  • ПЕЧАЛЬ5

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Уфе? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...