Город обзор Долой дискриминацию пешеходов, бесплатные парковки и утомительные трафики: 10 основных проблем Уфы, по мнению Ильи Варламова

Долой дискриминацию пешеходов, бесплатные парковки и утомительные трафики: 10 основных проблем Уфы, по мнению Ильи Варламова

Урбанист показал пути их решения. Заборам общественник посвятил целый блок

Варламов лично побывал в Уфе и побеседовал с мэром Сергеем Грековым

Своим визитом Илья Варламов радует уфимцев не первый раз. Столица Башкирии, как признался однажды сооснователь фонда «Городские проекты», урбанист и видеоблогер Варламов, вызывает у него исключительно нежные чувства. В Уфу он наведывается довольно часто, однако последний визит отмечен планомерной и плотной работой с главой республики Радием Хабировым.

Многим Варламов известен по своему блогу в «Живом Журнале»: будучи по образованию архитектором, он оценивает состояние российских городов. И на этот раз его пригласили в Уфу в качестве эксперта.

— Мы провели анализ города [Уфы], подготовили отчет. Я встречусь с главой [Башкирии] Радием Хабировым, передам его, — сказал Илья Варламов корреспонденту UFA1.RU. — Проблемы, на самом деле, типичные для многих городов России. В нашем докладе я их подробно опишу и укажу способы решения со ссылкой на опыт других городов, потому что обычно, когда мы предлагаем решения, часто слышим: «В России такое невозможно». Но есть опыт, доказывающий, что возможно. Да, я был в «Арт-квадрате», действительно отличное место. Таких [мест] должно быть больше.

Илья Варламов выделил 10 концептуально обозначенных проблем Уфы и дал необходимые рекомендации по их решению. Кратко пройдемся по каждой из них.

Связность города и самодостаточность районов

Уфа напоминает восьмерку. Эту проблему вместе с ограниченным рельефом отметил Варламов в качестве основной для развития комфортного градостроения.

  • Отсутствие магистрального транспорта. Существующий общественный транспорт не обладает достаточной пропускной способностью и сильно зависит от дорожной ситуации;

  • весь город связан между проспектами Октября и Салавата Юлаева. Вытянутость районов между собой, так или иначе, вынуждает использовать более быстрый способ передвижения — автомобиль. Именно поэтому здесь по вечерам собираются все автолюбители в долгоиграющих трафиках;

  • отсюда вытекает и следующая проблема — деление районов на спальные, промышленные и культурно-деловые. Это увеличивает время поездок от дома до работы, учебы, отдыха.

Решение:

  • создать альтернативу личному транспорту — велодорожки, надежный общественный транспорт. Например, сделать отдельную полосу для общественного транспорта. Таким образом, пропускная способность машин уменьшится, но вырастет провозная способность улицы. Развитие этих инфраструктур отвечает принципам устойчивого развития, а увеличение дорог и развязок — нет;

  • рекомендуется капитально реконструировать трамвайную сеть столицы — построить линии в центре города на улице Ленина и в Сипайлово на улице Ю. Гагарина;

  • Варламов также считает целесообразным восстановить трамвайную линию на проспекте Октября. Это свяжет основные районы города и станет альтернативой личному автомобилю. Трамвай обладает высокой пропускной способностью и, более того, может увеличивать количество посадочных мест — к головному вагону добавляют прицепные. Для сравнения — современный трамвай может провезти за час 9 тысяч человек, в то время как автобусы и троллейбусы в два раза меньше;

  • внедрить концепцию Карлоса Морено «15-минутный город». То есть вместо глобального разделения города на жилые зоны, промышленные, развлекательные, создать комфортные условия в каждом из районов в шаговой доступности.

Историческое наследие

Уфимцы стали свидетелями уничтожения культурного наследия. Эту тему UFA1.RU освещал в своих публикациях не единожды. Старые примеры деревянного зодчества медленно угасают. И замечают это не только жители столицы.

Варламов отметил, что городские власти пытаются решить проблему аварийного жилья — расселяют жителей, а само здание ветшает и вскоре сносится с последующей застройкой жилья. Бывает и так, что при покраске зданий власти не считаются с исторической достоверностью и архитектурными особенностями. Вспомните Усадьбу Судаковых на улице Аксакова. В 2015 году здания перед ШОС и БРИКС выкрасили в серый цвет.

Решение:

  • переселение жителей аварийных домов за счет бюджета демотивирует собственников заботиться о недвижимости, появляется подход «мы здесь временно». Потому необходимо увлечь участников сохранять дома в надлежащем виде. Сделать это можно с помощью специальных фондов, программ и налоговых льгот;

  • можно также запустить программы льготной аренды или продажи исторической недвижимости с обязательством по восстановлению здания. Например, программа «Рубль за метр», по которой сейчас работают в Томске, Иркутске, Москве, городах Татарстана и других;

  • также при соседстве с историческим зданием необходимо создать аналогичные современные здания. Таким образом сохранится акцент на историческую среду. Подобное в Уфе уже есть в «Арт-квадрате».

Ужасный транспортный сервис

Давайте вспомним, сколько мы стоим на остановках. Вопросов к сути проблемы не останется. Маршруты ходят редко, нерегулярно, нет расписания. А об удобном билетном меню с бесплатным периодом пересадки вообще молчим. Билетное меню — кто-нибудь о таком слышал? Нам, конечно, дали попробовать на зубок нечто подобное по «Алге» — в течение часа можно бесплатно пересесть на другой автобус. Извините, давайте реальную картинку — пока вечером доедешь, уже час пройдет.

Решение:

  • пересмотреть маршрутную схему с выделением магистральных маршрутов с коротким тактовым расписанием (каждые 5–10 минут), районных маршрутов (15–20 минут) и социальных (каждые 30 минут). Получатся частые маршруты и возможность бесплатной пересадки.

Решение проблемы парковки

Где только машины не стоят: и газоны (штрафы нас не пугают), и тротуары, и переходы. В городе множества мест для бесплатной парковки, но и этого раздолья автомобилистам не хватает. И ежедневно на дороги выходят новоиспеченные водители, чтобы занять свое место на городской клумбе.

Решение:

  • Варламов предложил два пути:

  1. Деавтомобилизация за счет развития общественного транспорта и вело-пешеходной структуры.

  2. Регулирование парковки и строительство внеуличных паркингов.

Место пешехода в городе

Эту тему уже затрагивали выше. Пешеходов ограничивают со всех сторон: тротуары превращены в парковки, нет безбарьерной среды, недостаточная ширина тротуара. Также из-за неправильного дизайна улицы нарушается треугольник видимости автомобилиста, что может привести к плачевным ситуациям.

Решение:

  • плотно заняться разработкой обустройства пешеходных пространств по единому стандарту. В качестве временных изменений можно использовать инструменты тактического урбанизма. Это могут быть выступы перед пешеходными переходами с помощью пластиковых столбиков, временные островки безопасности, сужение полос для машин.

Город сильных и молодых

Уфа не благоустроена для маломобильных людей — это пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, также дети, родители с коляской, да и всем критически важен комфорт. Препятствием может стать высокий бордюр, ступеньки в магазине, высокий пол в транспорте, тяжелые двери. Давайте вспомним ситуацию в автобусе, когда двери открываются и в транспорт безуспешно пытается войти бабушка, у которой с собой тяжелая тележка с продуктами. Любой пассажир сочтет за честь помочь ей, да только бывают ситуации, когда автобус пустой.

Решение:

  • создать универсальный дизайн среды, пространство, где всё ориентировано на людей с ограниченными возможностями. Например, в наземном транспорте можно сделать низкий уровень пола внутри и платформа на уровне 30 см — это создаст единый уровень поверхности, снизит возможные травмы и ускорит посадку и высадку. Чтобы выявить проблемы, городскому руководству рекомендуют делать тест-драйвы. В Нью-Йорке департамент транспорта регулярно тестирует городскую инфраструктуру вместе со слабовидящими и людьми с инвалидностью.

Набережная Белой

Варламов назвал набережную километрами дорожек из бетона без точек притяжения, доступа к воде и комфортной среды в целом. Также наличие скоростной дороги рядом с прогулочной зоной повышает риск ДТП. Также отметил Варламов и малое количество точек входа на набережную.

Решить эту проблему с помощью некапитальных средств. Проводить городские фестивали, активация набережной со стороны воды за счет дебаркадеров или других водных транспортов.

Отсутствие велоструктуры

С 2017 по 2020 год всё большее количество велосипедистов попадает в аварии. Разумеется, много городов не имеют полноценной велоинфраструктуры. Уфа не стала исключением.

Для решения этой проблемы необходимо провести полный анализ всей улично-дорожной сети. Варламов подчеркивает, что этой реформой должно заниматься транспортное управление, а не другие департаменты.

Отсутствие дизайн-кода

Речь о едином органичном оформлении городских пространств. Всё — от вывесок до фонарей — должно быть продумано. Сейчас на улицах множество конкурирующих рекламных баннеров, вывесок, которые, по идее, должны были бы привлекать внимание, но во всем буйстве красок останутся незамеченными.

Варламов предлагает изучить типовую застройку города, разбить улицы по категориям. Для каждого из этих блоков прописать правила размещения вывесок на фасадах и рекламных поверхностях. Лучше работать в тандеме с представителями бизнеса для решения вопросов по конкретному дому.

Ограждение городских пространств

Заборы, ограждения осложняют доступ людей к социальным учреждениям. Например, территория УГАТУ и РКБ. При чрезвычайной ситуации они помешают эвакуации. В каждом из случаев администрация города должна напрямую общаться с руководством, чтобы найти решение для сохранения удобства города.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем