Экономика подробности На дороге не валяются: как зарабатывают главные подрядчики властей Уфы и что поменялось при Мавлиеве

На дороге не валяются: как зарабатывают главные подрядчики властей Уфы и что поменялось при Мавлиеве

Изучаем список «королей госзаказа» башкирской столицы

Некоторые предприниматели не один год держатся в топе получателей госконтрактов

Большие стройки в Уфе — это не только расходы для мэрии, но и крупные госконтракты для подрядчиков. Ранее мы уже рассказывали о том, какие компании зарабатывают на сотрудничестве с властями Башкирии, а сегодня решили посмотреть на столицу, заодно проанализировав, появились ли новые лица в списке «королей госзаказа» после прихода мэра Ратмира Мавлиева в 2022 году.

Большинство закупок городских властей и подконтрольных им организаций проводится через Центр организации и проведения конкурсных процедур. С помощью сервиса «Контур.Закупки» мы изучили проведенные им конкурсы в период с 1 января 2019 года по 17 апреля 2024 года — это четыре прошлых года и прошедшие месяцы нынешнего. Рассказываем, что удалось выяснить.

Знакомые все лица

С 2019 года в Уфе сменилось три мэра, но неизменным оставалось присутствие дорожных строителей в верхушке рейтингов местных «королей госзаказа». Именно в этой сфере в последние годы были и самые дорогие контракты и самые важные для города проекты.

В 2019 и 2021 годах лидером рейтинга было ростовское АО «Уралмостострой» — компания занималась реконструкцией развязки на Валиди — Юлаева, она же ведет капитальный ремонт Бельского моста, строительство путепровода в сторону Зинино и Нагаево.

Эти и другие крупные проекты позволили компании получить на госконтрактах с мэрией Уфы 12,35 миллиарда рублей в 2019 году, 846,82 миллиона в 2020 году, 5,21 миллиарда в 2021 году, 2,56 миллиарда в 2022 году. А вот начиная с 2023 года «Уралмостострой» в числе лидеров нашего рейтинга уже не найти.

Предприятие возникло на базе мостостроительного треста № 4, существовавшего в Ростове-на-Дону с 1945 года. В советские же времена оно передислоцировалось на Урал, в Башкирии был сформирован мостоотряд № 30. С 1992 года трест преобразовали в акционерное общество, которое до 2014 года возглавлял экс-депутат Горсовета Уфы Павел Рабухин — директор «Мостостроя» еще с 1979 года. Сейчас он руководит советом директоров компании и владеет 41,23% акций компании (19,35% — принадлежат Юлии Морозовой, 18,8% — Игорю Печенкину, 14,4% — Юрию Истягину).

Павел Рабухин

А вот компания «Дортрансстрой» за весь период, который мы рассматриваем, верхушку нашего топа не покидала ни разу. В 2020, 2022, 2023 и по итогам первых пяти месяцев 2024 года она занимала первое место (с госконтрактами на 2,3 миллиарда, 2,73 миллиарда, 2,21 миллиарда и 393,84 миллиона рублей соответственно).

Этот подрядчик также принимает участие в ключевых дорожных проектах башкирской столицы — от реконструкции улицы Октябрьской Революции, которую планируют сделать полупешеходной, до строительства шестиполосной магистрали на улице Генерала Рыленко в рамках создания «Южных ворот» Уфы. Это не говоря о множестве контрактов на ремонты меньшего размаха и подрядах, не связанных с дорогами, как, например, завершение строительства реабилитационного центра на улице Авроры.

Компания «Дортрансстрой», основанная в 2000 году, уже давно получила статус регионального «короля госзаказа». Ее основателю и совладельцу Марату Латыпову, экс-депутату Курултая Башкирии, приписывают связи с руководством республики, а интересы предпринимателя, его семьи и партнеров выходят за рамки дорожного строительства — так, например, в сентябре 2020 года он приобрел 51% популярнейшей сети общепита в Башкирии «Пышка».

Марат Латыпов

Третий крупнейший получатель госконтрактов в Уфе — это компания «Башкиравтодор», еще один подрядчик по ремонту дорогу, но государственный. Компания занималась реконструкцией улиц 8 Марта, Комсомольской, Пугачева, бралась за строительство завода для белорусской машиностроительной компании «Амкодор», а также множество других проектов поменьше.

Суммарно за весь рассматриваемый нами период она получила от мэрии госконтрактов на 8,41 миллиарда рублей, что сильно меньше, чем у «Уралмостостроя» (20,97 миллиарда), но сопоставимо с «Дортрансстроем» (9,9 миллиарда).

Несмотря на всё это, «Башкиравтодор» оказался глубоко убыточным и скандальным предприятием. Мало того, что среди ее директоров успели побывать различные политики и чиновники, которые позднее оказались под следствием, так и ее последний руководитель Ильдар Юланов сейчас находится под арестом по обвинению в хищении 91 миллиона рублей.

Ильдар Юланов

Как будто этого мало, компания погрязла в долгах — разговоры о ее тяжелом положении велись уже несколько лет, власти предпринимали попытки ее реанимировать, однако это не помогло. В итоге, показав в 2023 году рекордные за 18 лет убытки в 4,1 миллиарда рублей, «Башкиравтодор» стал банкротиться — сейчас на предприятии ввели процедуру наблюдения.

Также стоит отметить другие компании, получившие большой объем госконтрактов за последние пять лет. Так, в 2019 и 2020 годах в десятку лидеров (во втором случае — в пятерку) входило «Региональное управление строительства технологических автомобильных магистралей» Рамиля Гайнанова, владельца ныне ликвидированной компании «Автодорстрой». Его фирма, в частности, проводила ремонт участка Затонского шоссе за 202 миллиона, улицы Исследовательской за 141,65 миллиона рублей.

Еще один крупный подрядчик мэрии — общество по проектированию строительства мостов, относящееся к московскому институту Гипростроймост, принадлежащему инженерам Михаилу Хомскому, Андрею Бобрикову, Александру Батурину и Андрею Долганову. Компания проектировала стройку Бельского моста, продолжение проспекта Салавата Юлаева.

Большой объем закупок получали некоторые государственные предприятия — в том числе, «Фонд развития жилищного строительства», приобретавший по контрактам мэрии социальное жилье, «Уфагорсвет», эксплуатирующий светофоры в городе, МУП «Управление инфраструктурой транспорта» (УИТ), пришедший на смену банкротному управлению электротранспорта Уфы (МУЭТ) и осуществляющий перевозки электротранспорта.

Небольшие новшества

Если говорить об изменениях, то с момента прихода к власти в Уфе Ратмира Мавлиева из пятерки лидеров пропала тюменская строительная компания «Реалист», начавшая набирать обороты в 2020 и 2021 годах (с контрактами на 667,34 и 440,09 миллиона рублей соответственно). Компании, неожиданно получившей дорогостоящие подряды на ремонт парков «Первомайский», «Кашкадан», Нефтехимиков, приписывали связи с главой республики Радием Хабировым.

Парк Нефтехимиков после ремонта

При этом в лидеры рейтинга «королей госзаказа» стал выбиваться Уфимский трамвайно-троллейбусный завод (УТТЗ), получивший в 2023 году контрактов на 380,58 миллиона рублей, за пять месяцев 2024 года — на 341 миллион рублей. Это связано с тем, что новый мэр Уфы предпринимает попытки реанимировать электротранспорт и обновить подвижной состав.

Стоит отметить, что УТТЗ создавался при муниципальном участии в 2015 году: 30% в нем принадлежало МУЭТ, 25% — Башкирскому троллейбусному заводу, оставшаяся доля была распределена между частными инвесторами. На данный момент список акционеров предприятия не раскрывается.

Также примечательно, что в 2022 году фактически за счет одной закупки на четвертое место в рейтинге «королей госзаказа» поднялось ПАО «Башинформсвязь» (принадлежит «Ростелекому»), получившее контракт на оптимизацию потребления электричества при эксплуатации объектов уличного освещения в Уфе за 665,94 миллиона рублей.

Нельзя не заметить и успехи омского «короля госзаказа» — компании «Арт Ремстрой», которая проявила себя в Уфе в 2022 и 2023 годах (с госконтрактами на 552,48 миллиона и 177 миллионов рублей соответственно). Фирма уроженца Армении Карена Мартояна в столице Башкирии делала скандальный ремонт тротуаров на улице Ленина и в микрорайоне Ярком (в итоге оба тротуара провалились), также получила контракт на ремонт участка улицы Ленина.

Результат работы омского подрядчика можно смело назвать провалом

Мартоян и его родня известны в Омске, где им также принадлежат несколько магазинов и пекарня. Омрачает репутацию бизнесмена то, что в феврале 2023 года ему предъявили обвинение в хищении более 14 миллионов рублей, полученных для ремонта дорог по госконтрактам.

Но вернемся в Уфу — надо отдать должное еще одной фирме, проявившей себя в период правления Ратмира Мавлиева. Речь о компании «Потенциал», которая из «середнячков» в 2022 году вырвалась в десятку лидеров с объем госконтрактов в 192,39 миллиона рублей. По итогам пяти месяцев 2024 года она и вовсе занимает третье место с госконтрактами на 290,39 миллиона рублей.

«Потенциал» строил в Уфе снегоплавильню за 165 миллионов рублей, участвовал в строительстве улицы Рудольфа Нуреева, благоустройстве сквера «Мальчик с кураем» возле кинотеатра «Искра», а совсем недавно получил подряд на ремонт тротуара по проспекту Октября перед зданием мэрии (ценник тоже впечатляет — 131 миллион рублей за один километр).

Фирма связана с депутатом Горсовета Остапчуком

Созданная в 2006 году фирма до 2020 года принадлежала депутату горсовета Уфы Эдуарду Остапчуку, но сейчас ею владеют Татьяна Матросова (в прошлом занималась парикмахерским и строительным бизнесом) и Вадим Давлетшин (экс-гендиректор фирмы «УфаГазСервис»). Тем не менее, по данным UFA1.RU, Остапчук остается заместителем Кузьменко в компании «Потенциал».

Огласите весь список

Если говорить о периоде с начала 2019 года по сегодняшний день, то рейтинг «королей госзаказа» Уфы будет выглядеть следующим образом:

  1. АО «Уралмостострой» — 20,97 миллиарда рублей.

  2. ООО «Дортрансстрой» — 9,9 миллиарда рублей.

  3. АО «Башкиравтодор» — 8,41 миллиарда рублей.

  4. ООО Компания «Потенциал» — 1,25 миллиарда рублей

  5. ООО «Региональное управление строительства технологических автомобильных магистралей» — 1,34 миллиарда рублей.

  6. ООО Строительная компания «Реалист» — 1,1 миллиарда рублей.

  7. НО «Фонд развития жилищного строительства» РБ — 1,09 миллиарда рублей.

  8. ООО «Арт Ремстрой» — 1 миллиард рублей.

  9. МУЭП «Уфагорсвет» — 969 миллионов рублей.

  10. АО «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод» — 911 миллионов рублей.

Десятка «королей госзаказа», начиная с 2022 года, когда в городе появился новый мэр, будет выглядеть чуть иначе:

  1. ООО «Дортрансстрой» — 5,33 миллиарда рублей.

  2. АО «Башкиравтодор» — 4,59 миллиарда рублей.

  3. АО «Уралмостострой» — 2,56 миллиарда рублей.

  4. МУП «УИТ» — 901,3 миллиона рублей.

  5. ООО «Арт Ремстрой» — 729,5 миллиона рублей.

  6. АО «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод» — 721,58 миллиона рублей.

  7. ПАО «Башинформсвязь» — 709,6 миллиона рублей.

  8. ООО Компания «Потенциал» — 500,3 миллиона рублей.

  9. МУЭП «Уфагорсвет» — 405,12 миллиона рублей.

  10. ОАО по проектированию строительства мостов «Институт Гипростроймост» — 393,47 миллиона рублей.

Также в этот период было проведено значительное количество тендеров, победители которых на портале госзакупок на данный момент не были раскрыты — в общей сложности на 593,8 миллиона рублей. «Анонимные» закупки, таким образом, могут потеснить «Потенциал» с восьмого места.

Ранее мы также рассказывали о том, на чем в Башкирии получают миллиардные прибыли — для этого изучили финансовые отчеты самых «денежных» предприятий республики.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Хватит слушать одно и то же: вот новые песни для вашего плейлиста от свежих музыкантов из Уфы
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления