Криминал Обыски в МВД расследование Битвы с ОПГ и подозрительная квартира: собрали всё, что известно об арестованном замначальника полиции Башкирии

Битвы с ОПГ и подозрительная квартира: собрали всё, что известно об арестованном замначальника полиции Башкирии

После вручения наград и повышения у правоохранителя начались проблемы

Полицейский Андрей Москвитин, который разгромил несколько ОПГ в Забайкалье и отправил за решетку их лидеров, сам оказался под следствием. ФСБ заподозрила его во взяточничестве, а сослуживцы считают, что это наговор и дискредитирует успешную операцию Москвитина по аресту лидеров преступного мира. Подробности — сегодня, 9 августа, в нашем материале.

Осиновская банда

«Девяностые» в Забайкальском крае, как и во всей России, ассоциируются с разгулом преступности. Одна за другой появлялись банды из уголовников, спортсменов и бывших силовиков, которые подминали под себя бизнес, делили его между собой, а когда миром вопрос решить не удавалось, устраивали войны. Рэкет, рейдерские захваты, перестрелки, взрывы, заказные убийства — они были готовы на всё, чтобы захватить власть. Долгие годы главной преступной группировкой в Забайкалье считалась «Осиновская», названная так в честь своего лидера Игоря Осинцева.

Первый раз он угодил за решетку в возрасте 15 лет — всего лишь за кражу мопеда. Когда вышел, осел в Чите и вроде бы попытался жить спокойно: женился, устроился водителем самосвала, по вечерам таксовал и ходил заниматься спортом в одну из полуподвальных качалок. Там-то и сошелся костяк банды, которая в скором времени будет держать в страхе весь регион. «Осиновские» отличались тем, что не гнушались кровавых разборок и в то же время обладали предпринимательской жилкой. Они крышевали киоски и водителей-маршрутчиков, а попутно копили деньги на покупку крупной партии подержанных иномарок на Дальнем Востоке. Между прочим, сделка была оформлена официально, но она-то и стала причиной первой большой криминальной войны в Чите.

Однажды Осинцев был осужден за вымогательство и мошенничество, но по поддельному решению об условно-досрочном освобождении покинул исправительную колонию

На машины положил глаз лидер уже влиятельной банды Сергей Селиверстов (Боцман), который презирал якобы «коллег» за ведение недостойного для настоящего криминального авторитета бизнеса. Он потребовал отдать парочку «на общак», и Осинцев, не став провоцировать конфликт, согласился. Однако об этой договоренности не знал его друг Андрей Дутов, который позже сильно возмутился, когда увидел, что на их честно купленных автомобилях разъезжают неизвестно откуда взявшийся Боцман и его подручный. Он сказал им пару матерных, а те в ответ его как следует избили. Вот на это Осина смолчать уже не мог.

Скоро под одну из машин на стоянке перед кафе «Одесса», где заседали Боцман и сотоварищи, закатили гранату. Никаких особых повреждений, впрочем, не было, поэтому бандит счел, что это просто местная ребятня побаловалась взрыв-пакетами. Но через некоторое время к Боцману наведался уже восстановившийся после избиения Дутик и выпустил в него несколько пуль из пистолета. Селиверстов выжил, но спустя год Дутик всё-таки завершил начатое. На этот раз он вместе с бывшим бойцом спецназа ГРУ Игорем Мельничуком (Красный), вооруженный автоматом, подкараулил Боцмана и расстрелял — теперь уж наверняка. Так начинался рассвет «осиновских».

Могила Боцмана

Потом будут еще войны, уголовные преследования, смерти лидеров и даже отсидка Игоря Осинцева, во время которой банда потеряет свое влияние, но сможет вернуть его после освобождения главаря. Пройдя кровавый путь, «осиновские» станут самой опасной ОПГ всего Забайкалья, а их могущество выйдет далеко за пределы родного региона. История их успеха продлится вплоть до 2010-х годов, когда начальником местного управления по борьбе с организованной преступностью возглавит Андрей Москвитин.

Операция Москвитина

Карьера Андрея началась в отделе тогда еще милиции его родного Краснокаменска, который расположен в 500 километрах от забайкальской столицы. Среди остальных оперативников он, по словам бывшего следователя по особо важным делам СЧ СУ УМВД России по Забайкальскому краю Олега Клепикова, выделялся дотошностью и знанием юридических нюансов.

— В 2001 году я перевелся в следственную часть следственного управления внутренних дел по Читинской области на должность следователя в Краснокаменске. Андрей был оперативным работником — по-моему, уже даже старшим — и [в звании] старшим лейтенантом он был. Я уже тогда майором был, девять лет отработал следователем, но он меня сразу же впечатлил. Редкий случай — когда оперативный работник знает уголовно-процессуальный кодекс не хуже следователя, — вспоминает Клепиков.

Андрей Москвитин последовательно строил карьеру

По его словам, он не без удовольствия следил за работой младшего коллеги и за тем, как тот продвигается по карьерной лестнице. Когда начальник Краснокаменского УБОПа пошел на повышение в региональное управление, его место, как считает Клепиков, по праву занял Москвитин. Позже он также переедет в Читу, и уже оттуда сообщит старшему товарищу, что накопал кое-что важное.

— В работе следователя и оперативного работника при определенных обстоятельствах с обвиняемым существует момент сделки, — поясняет бывший следователь. — Мы ему что-то обещаем за то, что он будет сотрудничать со следствием, это оформляется документально. Андрей очень хорошо разговаривал с людьми, допросы проводил очень качественно, грамотно расставлял акценты: вовремя ставил вопросы, вовремя использовал информацию, которая у него была. Когда Андрей стал начальником УБОПа [по Читинской области], он мне рассказал, что ведет разработку. Сказал, что нашел контакт с людьми, а это в нашем деле очень важно. Имеются в виду контакты внутри преступной группировки и с уже арестованными.

Долгие годы в Забайкалье мало кто верил, что Игорь Осинцев снова окажется на скамье подсудимых

Постепенно раскручивая одного за другим на признания, Андрей Москвитин добрался до главной добычи — лидера ОПГ «Меценатовские», которая входила в состав «осиновских», Дмитрия Ведерникова. Тот был осведомлен в делах не только «родной» банды, но и в преступлениях других криминальных авторитетов. В частности, благодаря его признанию удалось отправить за решетку вора в законе Георгия Углаву (Тахи), который контролировал Читу.

— В «Осиновской» группировке куча людей, которые могли получить пожизненное заключение, пошли на сделку со следствием и рассказали обо всех преступлениях, — рассказывает Олег Клепиков. — На руках Ведерникова было 19 убийств (по данным портала chita.ru, на суде Ведерников признал 14 убийств и 4 покушения. — Прим. ред.).Он на сделку со следствием пошел, чтобы не получить исключительную меру наказания. Я допрашивал и самого Игоря Осинцева, и Ведерникова, и братьев Дрюниных (также осужденные участники «осиновских» Андрей и Виктор. — Прим. ред.), по уголовному делу в отношении [вора в законе] Углавы. Ведерников на очной ставке с Углавой со спокойной душой сливал его «влегкую». Это было следствием работы Андрея Москвитина — его умением расположить к себе человека, ему верили.

Андрей Дрюнин считался одни из самых опасных киллеров в России

Как заявляли в Забайкальском МВД, благодаря операции Москвитина за решеткой оказались более 200 преступников. В прессе его называли разрушителем ОПГ.

— Жулики поумнее боялись и уважали Андрея, — говорит Клепиков. — Когда мы арестовывали весь криминальный цвет Забайкалья, один из положенцев (на криминальном жаргоне так называют помощников воров в законе. — Прим. ред.) рассказывал мне, что давно предупреждал остальных, мол, они недооценивают, что в городе работает Москвитин. Он говорил: «Вы зря считаете, что он [Москвитин] ничего не делает. Вам бабахнет». И им всем бабахнуло. «Осиновские» — это ведь только вершина айсберга. По материалам, которые Андрей собрал, были арестованы положенец Читы, положенец Забайкальского края, вор в законе, который курировал Забайкальский край, Углава, так называемые бродяги. Этой операцией Андрей фактически ликвидировал преступные группировки Забайкалья.

В 2015 году Олег Клепиков ушел в отставку, а его младший коллега продолжил набирать баллы на службе. Старший коллега признает, что Москвитин был карьеристом, но при этом, подчеркивает он, не шел по головам, а брал свое упорным трудом и, даже будучи начальником, работал как обычный опер. Когда ранее руководивший полицией Забайкалья министр Роман Деев позвал Андрея за собой в Башкирию, тот согласился. Как отметил Клепиков, от таких предложений не отказываются.

Читинский батальон

В Башкирии Москвитин занял должность замначальника по оперативной работе. Вместе с них перевились десятки подчиненных из Читы. До этого Роман Деев привез Геннадия Мосякина, с которым тоже работал вместе в Забайкальском крае, а еще раньше на родине обоих в Тамбовской области. Тот возглавил управление по противодействию коррупции.

После обновления руководства в анонимных ВК-пабликах и телеграм-каналах начали появляться сообщения от имени местных полицейских об ужасающих условиях работы и стиле управления вновь прибывшей команды. Они официального подтверждения не нашли однако, стоит отметить, что при Романе Дееве в Башкирии случился всплеск самоубийств среди сотрудников МВД. Сам он указывал, что практических во всех суицидах причиной послужили личные и семейные проблемы.

Роман Деев

— Если сравнивать количество суицидов по Башкирии и отдельно по ведомству, то соотношение у нас гораздо ниже, — говорил министр в 2019 году. — Просто случаи с личным составом резонансные. Кстати, раньше я думал, что в Забайкалье много самоубийств. Оказывается, в Башкирии больше. Вот что с людьми происходит? Может, генетика, может, влияние гаджетов. Сложно сказать, но из любой жизненной ситуации можно найти выход.

К тому же в республике вспыхнуло сразу несколько громких коррупционных скандалов, связанных с МВД. В начале 2021 года в бега подался руководитель регистрационно-экзаменационного отделения ГИБДД Ильдус Шайбаков, против которого возбудили уголовное дело по выдаче водительских прав за взятки. Правоохранители раз за разом вскрывают прошлые преступления ведомства, которое до смены начальства успели прозвать бандой золотого гаишника Башкирии. Отметим, что долгое время, еще до приезда Романа Деева, Госавтоинспекцию в регионе возглавлял Динар Гильмутдинов, который, пока искали его подчиненного, стал депутатом Госдумы, где заседает в антикоррупционном комитете.

Ильдус Шайбаков и Динар Гильмутдинов

Однако, кроме того, обвинения коснулись и соратника Деева Геннадия Мосякина. Уфимский бизнесмен Руслан Гилязов заявил, что тот вымогал у него дорогостоящие подарки за покровительство. В МВД это отвергали, подчеркивая, что против самого предпринимателя возбуждено уголовное дело. Вскоре Гилязова арестовали, но спустя год в СИЗО выпустили, хотя следствие продолжается. Он по-прежнему настаивает, что уголовное преследование — месть Мосякина. Имя последнего, помимо прочего, упоминалось в конфликте руководителей центра глазной хирургии, основанного знаменитым офтальмологом Эрнстом Мулдашевым, когда там проходили обыски.

Геннадий Мосякин

В этот же период за решетку отправили начальника отдела следственной части по расследованию оргпреступности управления МВД Ильнура Гумерова. Его обвиняют в незаконном снятии ареста с машин, которые являются вещественным доказательствами скандального автосалона, а, кроме того, обнаружили подозрительную собственность. Он сам отвергал обвинения, поясняя, что не пытался навредить обманутым клиентам компании, но вынужден был действовать так в рамках закона. Расследование этого дела также еще не окончено, но у семьи Гумерова уже изъяли часть имущества в пользу государства.

Геннадий Мосякин и Руслан Гилязов

Ну и наконец, в июле 2022 года арестовали Андрея Москвитина. За ним в Башкирию явились сотрудники Забайкальского ФСБ, задержали в частном доме под Уфой, вернули на родину и арестовали. Как рассказали в местном следокоме, Москвитин и еще один бывший подчиненный Романа Деева в Чите Михаил Поливин подозреваются в коррупции.

Задержание Москвитина

— Установлено, что два бывших высокопоставленных сотрудника УМВД России по Забайкальскому краю создали условия для получения одним из них от учредителя коммерческой фирмы города Читы взятки в виде квартиры за покровительство над предпринимательской деятельностью коммерсанта, — сообщили в УФСБ по Забайкальскому краю.

Кроме того, как сообщил источник портала chita.ru, на семью Москвитина зарегистрировано подозрительно много недвижимости.

Элитный коттедж

Дом, где задерживали высокопоставленного полицейского, расположен в поселке Нагаево, который из-за обилия важных персон считаеется элитным. Там живут, например, например, экс-замначальника республиканского ФСИН, а ныне глава Бирского района Антон Талалов, вице-президент «Роснефти» Геннадий Букаев, депутат горсовета Уфы Павел Васильев, сын бывшего вице-премьера республики Марата Магадеева и другие. По местным меркам дом Москвитиных весьма скромен: всего 128 квадратных метров, хотя участок на семь с половиной соток.

Дом Москвитиных под Уфой

Там же мы обнаружили Nissan Terrano, принадлежащий, судя по данным базы Российского союза автостраховщиков, 70-летнему отцу полицейского Владимиру Михайловичу. На самом Андрее зарегистрирован Lexus LX 570. У официальных дилеров цены на такую в зависимости от комплектации начинаются с 10 миллионов рублей. Впрочем, это на новые модели, а у Москвитина авто 2014 года выпуска, а это обойдется по меньшей мере вдвое дешевле. Но когда оперативник работал в Забайкалье, машина у него была поскромнее — Toyota Corolla. Сейчас, будь она новой, стоила бы чуть меньше двух миллионов рублей. К слову, на своих авто Москвитин ездил с красивым номером — В111РР75.

Машины Андрея Москвитина

Также нам удалось выяснить, что родители Москвитина в период с 2001 по 2003 год приобрели по меньшей мере четыре квартиры в разных кварталах Краснокаменска, все они были проданы к 2014 году. Судя по объявлениям на вторичке, сейчас стоимость недвижимости такого же метража в данном населенном пункте составляет примерно 1,9–3 миллиона за каждый. Источник chita.ru утвердажет, что на Москвитиных числится куда больше имущества.

— В период с 1995 по 2018 год в Забайкальском крае на семью Москвитиных зарегистрировано 19 жилых квартир различной площади и земельный участок общей стоимостью более 20 миллионов рублей, — сообщил он. — В настоящее время в Уфе в собственности родителей также находятся пять квартир, земельный участок и загородный дом в элитном коттеджном поселке общей стоимостью около 20 миллионов рублей. Родители Москвитина длительное время находятся на заслуженном отдыхе и живут исключительно на заработанную пенсию.

«Нет правды в этой жизни»

Бывшему сослуживцу Андрея Москвитина Олегу Клепикову обвинения кажутся неубедительными. Как он отмечает, сведениям о недвижимости якобы его коллеги верить не стоит, пока они не подтвердятся. В частности. Клепиков указывает на нагаевский дом полицейского.

— И это дом милиционера-взяточника? — усмехается Клепиков. — Я внутри этого дома был, там ничего особенного. Андрей фактически живет в служебной квартире, которую ему предоставило государство. А этот дом, я так понимаю, его родителей. Они продали в Чите квартиру и дачу, у нас цены запредельно высокие на жилье. Папа у него был здесь председателем колхоза, когда люди ему говорили, чего он себе баню не построит, тот отвечал: «Сначала вот то, то и то в колхозе сделаем, а потом займемся своим». У такого отца не может быть сын-взяточник.

После задержания Москвитина дома остался его отец, но он с журналистами говорить не пожелал

Сам отец Андрея Москитина во время визита корреспондентов UFA1.RU в дом, где проходило задержание, от разговора с журналистами отказался. На вопрос о том, что думает по поводу обвинения, Москвитин-старший лишь ответил, что его сына «сгнобили». «Нет правды в этой жизни, вот что я думаю», — сказал отец полицейского. Олег Клепиков, более того, заявил, что его в виновности бывшего сослуживца не убедит даже суд.

— Я поверю в это только в одном случае — если Андрей, глядя мне в глаза, скажет: «Да, я взял». Последний человек, про которого бы я подумал, что он взял взятку, был бы Андрей. Я бы стоял перед ним, — говорит экс-следователь. — Я специально съездил в Краснокаменский отдел [полиции]: все в шоке, никто не верит, нет ни одного человека, который бы сказал, что Москвитин мог взять взятку. Некоторые даже задумались: «Зачем нам служить государству, если государство так поступает даже с лучшими из нас?!»

После успеха операции награду «За вклад в развитие Забайкалья» Андрею Москвитину вручал лично спикер местного парламента Игорь Лиханов (ныне покойный)

Также он добавил, что арест Андрея Москвитина дискредитирует успех всей операции в Забайкалье. Те же «Осиновские» в период расцвета были настолько влиятельны, что имели связи с органами власти, крупными бизнесменами и политиками. К слову, над лидером «Меценатовских» Дмитрием Ведерниковым в июне прошел суд по новому делу. Теперь Ведера уже не такой сговорчивый: делает замечания судье, пытается уличить прокурора в незнании законов и демонстративно срывает с себя правосланый крест. В то же время полиция Башкирия осталась без одного из руководителей.

— Я не понимаю, зачем вышибать профессионалов по надуманным основанием, — возмущается Олег Клепиков. — Москвитин, находясь под стражей, не выполняет свою работу. Это скажется на криминальной обстановке, обязательно скажется.

Согласно судебному решению, Андрей Москвитин пробудет под стражей до конца сентября. О ходе расследования мы будем рассказывать в нашем специальном сюжете.

Если знаете подробности уголовного дела против Андрея Москвитина и Михаила Поливина, свяжитесь с редакцией.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем