«Две недели у вас осталось работать» — такое заявление услышали водители 255-го маршрута на общем собрании вечером 10 сентября от начальников «Башавтотранса» (далее сокращенно БАТ. — Прим. ред.). Аудиозапись с этого собрания попала в распоряжение UFA1.RU.
«Вы нам не нужны»
— Вы нам не нужны были. Нас обязали взять людей, которые приходят от других перевозчиков. Нас обязали взять всех, кто перевозчики тогда были, чтобы работу вам дать, — сообщил голос мужчины в аудиозаписи, сделанной на собрании водителей 255-го маршрута, которое организовали в «Башавтотрансе».
Маршрутчики же уверены — их кинули. На 255-м городском маршруте работали 40 микроавтобусов, на каждом из них — минимум по два водителя. Все машины эти были в собственности у частников. Вплоть до осени прошло года они работали по договору с частной транспортной компанией, но потом все изменилось:
— Ту компанию просто выдавили с дорог — с нормальных маршрутов в центре на невыгодные окраины. А нам пришлось подписать договор с БАТ, чтобы остаться на привычном нам 255-м, — рассказал корреспонденту UFA1.RU водитель и владелец одной из машин Радмир (имя изменено. — Прим. ред.).
Собеседник редакции объяснил, что с собственниками микроавтобусов подписали якобы бессрочный договор аренды транспорта с экипажем и каждый месяц давали на подпись документы. Правда, показать эти бумаги никто из водителей не может, по словам Радмира, вторые экземпляры им попросту не дали.
На собрании водителям предложили устроиться на госпредприятие по трудовому договору. Но мужчин это не устраивает, по их данным, в БАТ средняя зарплата на автобусе — 25–30 тысяч в месяц.
— Вы серьезно думаете, что мужик может на такие деньги содержать семью? Да это в разы меньше, чем мы зарабатывали прежде! Конечно, с нашей выручки мы обслуживали еще и машину, и в том числе кредиты возвращали. Но если мы устроимся к ним на их зарплату, расходы-то наши не сильно уменьшатся — платить банкам надо по-прежнему. Чтобы получать достойные деньги в «Башавтотрансе», работать надо вообще без выходных по 12 часов в сутки, — объяснил Радмир.
«В России живешь»
С владельцами автобусов на собрании говорили жестко. Им предложили тот же вариант — устроиться на работу в БАТ. А вот что им делать со своими микроавтобусами — никто посоветовать не может.
— У нас кто-то машину в лизинг взял, другие обновили их на кредитные деньги. И у всех семьи, дети маленькие. А теперь мы остаемся попросту не у дел — с долгами, ипотеками и ненужными машинами! — возмущается владелец автобуса. — Мы последние несколько недель возили пассажиров по «Алге» (Единая проездная карта — Прим.ред.). Как по ней нам сейчас деньги возместят — непонятно, руководство пока отмалчивается, от ответа уходят. И в день выборов по ленточкам сказали бесплатно возить. Но своих-то водителей они заправляли, а мы же обслуживаем машины сами! Выходит, мы за свой счет 8 сентября пассажиров катали.
Один из собственников автобуса рассказал на собрании, что миллион рублей он уже банку выплатил, ему предстоит еще больше года отдавать по 65 тысяч ежемесячно.
— А ты когда покупал его, о чем думал? Ты в этот бизнес, когда пошел, что думал-то?.. Ну вот и все, ты попал, ты в России живешь, — отвечает ему голос другого участника собрания. По словам собеседника редакции, предоставившего аудиозапись с собрания, так ответил начальник УПАП при «Башавтотрансе».
Пассажиры оценят
По официальным данным на 2018 год, в Сипайлово проживает около 130 тысяч человек. Водители 255-го маршрута уверены, что решение убрать «контрактников» еще скажется на горожанах.
— Вы хоть раз видели на дороге автобус «Башавтотранса» после 10 вечера? А мы до часу ночи людей возили. И интервалы у нас были в часы пик по три минуты, а в течение дня — по пять. А автобусы БАТ ездят с интервалом в 15 минут. Вот и представьте, что будет теперь на остановках, Сипайлово — это же, можно сказать, самый проблемный в плане транспорта район города. И ночью теперь туда доехать вы сможете только на такси, — объяснил Радмир.
Сразу после того собрания 10 сентября водители сообща решили, что две недели «докатывать» они не будут и на маршрут больше не выйдут.
В конце прошлой недели корреспондент UFA1.RU эксперимента ради решил понаблюдать за частотой движения автобусов №255 на остановке «Центральный рынок» в около девяти часов вечера. Ждать пришлось не меньше 20 минут. За это время от остановки отъехало несколько других сипайловских маршруток, и когда наконец-то подошел 255-й, сели в него всего 5–6 человек.
Комментарий представителя «Башавтотранс»
По словам заместителя генерального директора по перевозкам БАТ Сергея Паскина, на маршруте № 255 сейчас уже работает 15 машин.
— Мы доводим это количество до 20. Интервал движения — 10 минут, то есть мы сохранили тот интервал, который и должен быть на этом маршруте. Путь следования тоже сохранили, — прокомментировал Сергей Александрович. — Отношения с водителями были договорные — они могут как начаться, так и закончиться.
Заместитель гендиректора отметил, что те автобусы, которыми заменили арендованные машины, комфортабельнее:
— Раз они у нас есть, то не должны простаивать. Я не думаю, что пассажиры в этой ситуации как-то пострадали. Напротив, только больше плюсов получили. А мы работаем прежде всего для пассажиров, — прокомментировала Сергей Паскин. — Никого мы никуда не выгоняем, наоборот, приглашаем на работу. И зарплата у нас хорошая, по 35–40 тысяч водители получают, даже по 45 некоторые. Конечно, зарплаты не у всех одинаковые, оплата труда зависит и от норм выработки, и от прибыльности выполненных рейсов.
И поскольку пострадавшими в конфликте между водителями и транспортной компанией могут оказаться горожане, UFA1.RU просит своих читателей высказать свое мнение:
Заметили ли вы недостаток маршрута № 255 на уфимских дорогах?