Многие уже подвели итоги 2023 года и строят планы на будущее. Власти Башкирии тоже сосредотачивают внимание на предстоящем годе: сформирован бюджет региона, идет подготовка к юбилею Уфы, разрабатываются новые проекты. Но в этом стремлении вперед не стоит упускать из виду, что не все проблемы прошлого были решены. Собрали подборку несдержанных обещаний чиновников и главы региона Радия Хабирова за прошлый год, которые им будут припоминать в 2024-м.
«Показатель серьезной работы»
Радий Хабиров продолжает говорить об успехах инициированной им транспортной реформы и улучшениях. Так, в сентябре 2023 года Росстат опубликовал статистику пассажирских перевозок, по которой в Башкирии за 2022-й перевезли 258 миллионов пассажиров, а это четвертое место по стране. Глава республики назвал это «показателем серьезной работы». При этом в 2008 году в регионе перевезли в почти в два раза больше — 590 миллионов человек. С тех пор это число сокращалось, и к 2018 году, когда началась транспортная реформа, в Башкирии перевезли 387,9 миллиона пассажиров.
— Для нас это не просто цифры, — писал глава Башкирии. — Это показатель серьезной работы, которую республика проводит уже несколько лет. <...> Всё это — лишь промежуточный результат нашей транспортной реформы. Мы видим точки роста и стараемся использовать все возможности, чтобы автобусные перевозки в Башкортостане стали еще более востребованными и комфортными.
Тем не менее проблема общественного транспорта остается актуальной из года в год. Уфа активно застраивается высотками, а вот количество автобусов не поспевает за ростом числа домов. Из-за этого в час пик ехать на работу, учебу или вечером домой приходится в переполненном транспорте. Переносить такие поездки всегда тяжело. Фотокорреспондент UFA1.RU снял большой репортаж, в котором показал, в каких условиях уфимские пассажиры добираются домой.
Нелегко ездить также жителям отдаленных районов и населенных пунктов рядом с Уфой. Автобусы туда ходят в ограниченном количестве, и чаще всего это маленькие маршрутки. К тому же те, кто работает допоздна, не могут дождаться автобуса, потому что маршрутки перестают ездить в ранний час. Тем временем многие жители таких районов и сёл ежедневно ездят в центр города. Мы неоднократно публиковали жалобы пассажиров на общественный транспорт.
«Мы наши болячки тоже знаем»
В январе 2023 года Владимир Путин на встрече с главой Башкирии выделил проблемы здравоохранения в регионе. После этого Хабиров дал поручение своим подчиненным о том, чтобы те занялись вопросами.
— Особо президент просил обратить внимание на службу скорой помощи. Мы наши болячки тоже знаем, и с ними надо работать, я жду от вас предложения, Айрат Разифович (Рахматуллин, министр здравоохранения. — Прим. ред.), — сказал глава.
Тогда министр сообщил, что был подготовлен проект модернизации службы скорой медицинской помощи. При этом фельдшеры продолжают говорить о трудностях в работе. Казалось бы, «итальянские забастовки», которые устраивали фельдшеры скорой помощи, завершились еще в 2022 году, но в некоторых районах ситуация не улучшилась. В декабре сотрудники скорой из села Аскарово в Абзелиловском районе записали видеообращение, обращенное к президенту РФ и к главе республики В нем они рассказали, что им платят куда меньше, чем коллегам из других отделений скорой помощи.
Помимо работы скорой помощи, у башкирской медицины есть и другие вопросы, волнующие местных жителей. Среди них обеспечение лекарствами: в декабре прокуратура выявила, что пациентам, страдающим диабетом, не выдавали препараты, сообщали в ведомстве. Нарушения нашли в Уфе, Октябрьском, Кушнаренковском, Аургазинском и Кугарчинском районах. Прокуратура даже направила иски в суд, чтобы восставить права местных жителей. Также это нехватка кадров — к примеру, в сентябре пенсионеры из села Кандры, страдающие от диабета, сообщали о том, что в местной больнице нет эндокринолога. Ранее UFA1.RU делал разбор проблем медицины в регионе.
«Всё, связанное с экологией, имеет в республике особое значение»
На той же встрече Хабирова и Путина президент также отметил, что в республике надо улучшать экологию. В Башкирии много предприятий химии, нефтехимии, нефтепереработки, из-за чего страдает качество атмосферы. Загрязненный воздух не первый год мучает жителей Стерлитамака, Салавата, а также Уфы. Летом жители столицы Башкирии вновь жаловались на химический запах на улице. Кроме того, почти весь август была превышена предельно допустимая норма формальдегида.
— Людей волнует эта проблема, и мы предпринимаем самые серьезные усилия для того, чтобы она перестала существовать как проблема. Сейчас мы устанавливаем систему аутентичного, справедливого и четкого мониторинга состояния окружающей среды и, соответственно, всех выбросов. Наши коллеги-предприятия нас в этом поддерживают. Всё, связанное с экологией, имеет в нашей республике особое значение. У нас уникальная природа, уникальные богатства, — говорил Радий Хабиров в 2023 году.
Однако, как сообщала аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza, летом 2023 года Башкирия вошла в десятку регионов с самым грязным воздухом, заняв 7-место в списке. Расчеты были основаны на данных Росприроднадзора. Кроме того, согласно исследованию той же компании, за 2022 год количество предприятий в республике, загрязняющих атмосферу выбросами, выросло на 19,1% по сравнению с годом ранее.
«Я последний человек, кто хотел бы его реконструировать»
Памятник Салавату Юлаеву, герою, установили еще в 1967 году, с тех пор его ни разу не ремонтировали. Дошло до того, что скульптура пришла в аварийное состояние. В 2020 году Башкультнаследие добилось через суд штрафа для мэрии за ненадлежащее состояние памятника и обязало отреставрировать его. По словам экспертов, фигура Салавата Юлаева сильно пострадала от коррозии, стилобат, на котором она стоит, накренился, фундамент осел, одна из ног коня заржавела и нуждается в частичной замене, также требуется усилить и частично заменить элементы каркаса памятника.
Разговоры шли, а работы не начинались. Сначала власти заявили, что работы начнутся в мае 2022 году. Но этого не произошло, летом того же года нашли только проектировщика реставрации скульптуры. Сообщалось, что проект завершат в марте 2023 года, а к 450-летию Уфы планировали отремонтировать памятник. В итоге в этом году так и не начались работы. Проектная документация получала положительное заключение только в сентябре, и реставрация памятника переходит на следующий год.
Глава региона сказал, что к работам приступят после празднования юбилея столицы Башкирии. Также известно, что ремонт будет длиться два года — до 2025-го. Памятник снимут с постамента и отвезут мастерскую, поэтому Уфа на время лишится своего главного символа. А вот что думает о ремонте скульптуры сам Радий Хабиров:
— Это надо принять, иначе мы можем трагедию увидеть. Второе: в республике я последний человек, кто хотел бы его реконструировать. Я со специалистами общался, могут ли после меня это сделать. Мне сказали: «Нет». Мы переносим ремонт на этап после юбилея. Речь идет о выделении 300 миллионов рублей. Памятник придется демонтировать и разрезать, увозить в цеха. Поставить павильон, где можно это было бы сделать, невозможно. Мы еще не приняли решение, как достать памятник, ведь есть проблема и в самом постаменте. Это история не одного года, — высказался глава региона.
«Дороги — это страшное бедствие»
После перекрытия некоторых участков дорог в Уфе вопрос пробок обострился. В городе началась реконструкция Шакшинского моста. С лета его частично перекрывают, из-за чего там регулярно образуются дорожные заторы. Также до июня 2024 года закрыт проезд по улице Пугачева, и, несмотря на построенную перед перекрытием дополнительную дорогу, в час пик автомобилисты стоят в пробках. В ЦУРе, который отслеживает обращения жителей региона, в 2023 году тоже отмечали увеличение числа жалоб уфимцев на пробки.
Уфимцы обращались с вопросом о пробках из-за ремонта Шакшинского моста на прямую линию с Хабировым в 2023 году, попросив построить новый мост в объезд Алексеевского шоссе. В ответ на это глава удивился, что жители знают, сколько мостов ремонтируется в городе, и добавил, что «дорог много не бывает». Он сказал, что есть проект моста, но для него требуется огромная сумма денег.
Также Хабиров на прямой линии сообщил, что не видит смысла делать дороги к населенным пунктам, где живет по 50 человек. Не захотел он ремонтировать и те деревенские дороги, которые повредили во время строительства трассы М-12. Ими власти решили заняться в 2025–2026 годах.
— Дороги — это страшное бедствие, — высказался Хабиров про дороги в Башкирии.
Перенос ремонта Рабкоров
Улицу Рабкоров в Уфе начали ремонтировать в 2021 году. По плану там должны обновить участок от улицы Высотной до Степана Кувыкина длиной более 700 метров. Для реконструкции подрядчику — «Башкиравтодору» — выделили 473 миллиона рублей, а сроком сдачи в контракте был указан ноябрь 2022 года. Однако в июле 2023-го в мэрии сообщили UFA1.RU, что завершение работ перенесли на конец года.
АО «Башкиравтодор» — принадлежащее республике глубоко убыточное предприятие, известное благодаря затяжному ремонту улицы 8 Марта, окруженной скандалами реконструкции улиц имени Города Галле, невероятно дорогостоящему ремонту улиц на окраине Уфы, а также участка на Пугачева. В конце 2023-го на предприятии произошел скандал — был задержан гендиректор компании и его сообщник. Их обвиняют в мошенничестве при дорожно-строительных работах. Ущерб бюджету оценивается в 91 миллион рублей.
Новый срок наступил, а дорога так и не была завершена. Однако недавно управление по строительству дорог Уфы заключило дополнительное соглашение с «Башкиравтодором». В нем говорится, что ремонт продлили до 25 ноября 2024 года. Согласно новому контракту, цена работ также изменилась — до 556,2 миллиона рублей, то есть увеличилась на 82,5 миллиона.
«Исключим такое понятие, как обманутые дольщики, из нашей работы»
Еще в 2021 году министр строительства Артем Ковшов Башкирии заявлял на оперативном совещании в правительстве, что к 2023-му в регионе не останется обманутых дольщиков. Два года назад, как тогда сообщал министр, всего в республике насчитывалось 114 проблемных объектов, а к 2023-му планировалось достроить их.
— Мы тогда вместе эту работу завершим, — сказал в 2021-м Ковшов. — В 2023-м исключим такое понятие, как обманутые дольщики, из нашей работы.
Однако в Башкирии всё еще остаются недостроенные дома — по данным на ноябрь, это 22 объекта и около 1200 обманутых дольщиков. Радий Хабиров на прямой линии отметил, что республика не очень преуспела в этом вопросе, но однако в ближайшее время он планирует закрыть его.