Авто Автомобиль на страже Родины

Автомобиль на страже Родины

Главный мужской праздник – день, безусловно, военизированный. Главная мужская игрушка – автомобиль – имеет весьма милитаризированное прошлое, настоящее и, видимо, будущее тоже...

" src=

Главный мужской праздник – день, безусловно, военизированный. Главная мужская игрушка – автомобиль – имеет весьма милитаризированное прошлое, настоящее и, видимо, будущее тоже. Речь идет не только о броневике Ильича, «Хаммерах» и пикапах TLC с установленным в кузове пулеметом.

Рожденный войной?

Первый автомобиль, созданный французом Никола Жозефом Кюньо, вряд ли смог появиться на свет, если бы не поддержка министерства обороны. Генерал де Грибьев, сразу понял, что проект «механического мула», представленный молодым капитаном инженерных войск, может совершить настоящий переворот в артиллерии. Первый автомобиль Кюньо назывался «Фардье» и мог развивать скорость в 4,5 км/ч.

" src=

Правда, воды и пара хватало только на 12 минут, затем приходилось вновь наполнять котел и разводить под ним костер – наличия топки конструкция опытного образца самого первого артиллерийского тягача не предусматривала. Присутствовавший на «тест-драйве» министр обороны проект одобрил и распорядился произвести необходимые доработки, чтобы машина могла использоваться в войсках.

К сожалению, испытание более совершенного прототипа автомобиля закончилось конфузом. Предварительный осмотр нового детища Кюньо вызвал восторги среди экспертов – машина непрерывно двигалась с постоянной скоростью 4 км/ч, котел был снабжен топкой, а сам изобретатель уже нашел способ, как скорость передвижения увеличить. Однако на официальной презентации у самодвижущейся телеги заклинило механизм управления и тяжелый агрегат на полной скорости врезался в стену. Котел с оглушительным грохотом взорвался, поднялась всеобщая суматоха. Итог печален – дальнейшие испытания были прекращены, а сам неудавшийся тягач был помещен в «хранилище машин, инструментов, моделей, рисунков и описаний по всем видам искусств и ремесел». Все доводы автора были начисто проигнорированы.

Первыми на поле боя автомобиль вывели англичане. Шла не самая легкая для британской короны война на другом конце света – в Южной Африке одна из самых мощных армий мира не могла одолеть сопротивление слабо организованных поселенцев-буров.

" src=

Полк за полком, снабженные самыми технически совершенными, на тот момент, средствами ведения войны (включая бронепоезда), отправлялись в Трансвааль и Оранжевую республику. В 1899 году конструктор Ф. Симмс поставил на легкий одноместный автомобиль «Де Дион-Бутон» пулемет максим (тоже, кстати, инженерную новинку тех лет) и по сути получил новую боевую единицу.

Сама боевая единица очень напоминала четырехколесный велосипед, но обладала неплохой скоростью и, главное, имела хороший потенциал.

Тот же Симмс три года спустя построил бронированный грузовик с двигателем внутреннего сгорания. Он был вооружен двумя пулеметами, а для безопасного наблюдения за полем боя применялся перископ.

Броневики и «гражданские» герои Первой мировой

Первая мировая война во всей красе продемонстрировала впечатляющие перспективы и предопределила «светлое» будущее автомобиля в стиле «милитари». Мобильность, скорость, относительная неприхотливость к трассе, способность к маскировке от нападения с воздуха сделали автомобили не только отдельным видом военного транспорта, но и значимыми боевыми единицами.

Многие знают о героическом прошлом марки Renault, когда с помощью парижских такси была буквально за сутки переброшена на реку Марну вновь сформированная дивизия, чтобы остановить наступление немцев в 1914 году. Менее известную, но гораздо более масштабную «автооперацию» провели англичане. 16 сентября 1914 года в состав континентальных войск было включено 70 легендарных «дабл-деккеров» – двухэтажных автобусов, без которых сложно представить современный Лондон. Они использовались для переброски войск между Дюнкерком и действующими армиями. К октябрю число автобусов уже достигало трехсот, а всего за годы войны на фронт было отправлено около 1300 автобусов, домой вернулось только 300.

Во время осады немцами Вердена к французскому городу ежесуточно подходило около шести тысяч грузовиков «Берлье» и «Юник», которые за три месяца боев перевезли более миллиона солдат, около двух миллионов тонн грузов и вывезли сотни тысяч раненых.

" src=

В русской армии автомобили применялись менее массово, в основном из-за недостаточного развития отечественного автопрома. В 1916 году во время легендарного Брусиловского прорыва 30 автомобилей перебросили на несколько десятков километров 79 пехотную дивизию. Находившиеся на вооружении пулеметные автомобили были слишком уязвимыми, поэтому от них решено было отказаться в пользу броневиков.

Еще в 1904 офицер русской армии Накашидзе разработал проект бронеавтомобиля собственной конструкции, по его чертежам на шасси от Renault был построен первый русский броневик, вооруженный пулеметом «Гочкис». Последовало еще несколько моделей, а дальше дело пошло по пути увеличения огневой мощи.

Генерал-майор Филатов разработал проект тяжелого пушечно-пулеметного автомобиля, предназначенного для усиления на поле боя подразделений пулеметных броневиков. Автомобиль получил название «Гарфорд» и после окончания Первой мировой войны участвовал в боях на всех фронтах Гражданской войны. Эта машина не отличалась впечатляющей динамикой и проходимостью, однако все это «прощалось» за серьезное вооружение: по левому и правому бортам располагалось два пулемета максима, еще один находился вместе с противоштурмовой пушкой во вращающейся броневой башне.

Военизированная современность

Танковый гений Второй мировой войны немецкий генерал Гейнц Гудериан, прозванный за исключительную мобильность своих танковых соединений «быстроходным Гейнцем», считал, что для успешного действия танкового батальона, состоявшего из 40 машин, требовалось около 30 автомобилей, грузоподъемностью 4,5 т каждый для своевременного снабжения танков горючим и боеприпасами.

Если во время Первой мировой войны армия только начинала осознавать ценность автотранспорта, то Вторая мировая без автомобилей была бы немыслима. Немцы первыми приняли на вооружение бронетранспортеры – бронированные машины для перевозки живой силы. Эффективность их использования заставила начать производство аналогичных машин СССР, США и Англию.

" src=

В нашей стране в годы войны настоящим флагманом военного автомобилестроения был ЗИС, который постоянно улучшал конструкцию грузового транспорта. Даже немцы отмечали высокое качество трофейных ЗИСов. На долю трехтонки ЗИС – 5В выпали основные перевозки личного состава, доставка боевой техники и боеприпасов, продовольствия и амуниции. ЗИС, прекрасно приспособленный к бездорожью, был очень надежной машиной, если что-то и ломалось, то неисправность почти всегда можно было устранить своими силами – очень актуальный показатель для боевых условий. Именно ЗИС стал основой для «катюши». Американские «Студебеккеры» появились гораздо позже.

Вторая мировая война стала стимулом для появления джипов. Альтернативой всем известному «Виллису» был ГАЗ – 64, разработанный перед самой войной. После некоторой доработки первый советский джип по некоторым параметрам превосходил зарубежные аналоги: на низшей передаче развивал максимальное тяговое усилие на 18% больше, свободно вмещал четырех бойцов в зимней одежде с полной выкладкой.

После Второй мировой, благодаря автомобилизации, полностью поменялась концепция использования «царицы полей» – пехоты. Опыт показал, что даже стальные кулаки крупных танковых соединений не могут успешно выполнять боевые задачи без пехотной поддержки.

" src=

Задачу быстрой переброски живой силы на скоростях, соизмеримых с танковыми, выполняли бронетранспортеры, однако распространение переносного противотанкового оружия и значительное снижение эффективности пешего строя (строго говоря, пехота уже перестала быть пехотой) привело к созданию нового типа бронированной машины – БМП. Российские БМП помнят все, кто служил в армии, а американские «Брэдли» периодически мелькают на фоне экзотических пейзажей в выпусках новостей.

История продолжается и история войн, к сожалению, тоже. Люди постоянно будут выяснять, у кому не хватает территории, нефти или демократических свобод. Несмотря на постоянное изменение концепции войны (увеличение роли авиации и высоких технологий), автомобиль тем не менее навсегда нашел свое место в строю.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем