Лонгриды Путин в Башкирии Сделано наполовину: репортаж из села в Башкирии, в которое приезжал Владимир Путин

Сделано наполовину: репортаж из села в Башкирии, в которое приезжал Владимир Путин

Когда открытый к его визиту завод строили, местным обещали рабочие места, но вышло «не совсем так»

В Янгельском, возле которого австрийцы запустили цементное производство, проживает около 1500 человек

Австрийский цементный завод «Цемикс», в запуске которого участвовал президент России Владимир Путин, официально закреплен в селе Янгельское Абзелиловского района Башкирии. По словам местных жителей, перед открытием им обещали рабочие места, благоустройство и никаких проблем с экологией, но вышло всё «не совсем так». Подробнее — в репортаже UFA1.RU.

Австрийцы в Башкирии


Компания «Ласселсбергер», известная выпуском керамической плитки «Rako» и «Cemix», пришла в Россию в 2000-х годах и начала обустройство в новой стране с Башкирии. О строительстве ее первого завода в Уфе в 2007-м докладывали Владимиру Путину на заседании Госсовета по региональной инвестполитике.

Одно из следующих предприятий — «Цемикс» — австрийцы планировали открыть в селе Красная Башкирия, на границе с Челябинской областью. Но экоактивисты и общественники Магнитогорска, который располагался в 20 километрах, выступили против — мол, спасибо, но нам хватает проблем из-за загрязнения от уже имеющихся заводов. Никакие заверения об экологичности производства их не убедили, и «Ласселсбергеру» пришлось сдать назад. Точнее, на 10 километров вглубь Башкирии, в село Янгельское.

У завода «Цемикс» весьма удобное расположение — на границе Башкирии с Челябинской областью, рядом с магнитогорским аэропортом

В день приезда на «Цемикс» президента России UFA1.RU посетил Янгельское, пообщался с местными чиновниками и жителями, чтобы узнать, почему они разрешили работать «Ласселсбергеру», чего ждали от визита Путина и как поменялось село с приходом австрийцев.

«Молодежи здесь делать нечего»


В Янгельском живет около 1500 человек. В поселке лишь наполовину проведены газификация и централизованное водоснабжение. Или — для тех, кто вынужден набирать воду на колонках и обогревать дома печью — наполовину не проведены.

Памятник Ленину в Янгельском смотрит в сторону местного клуба, в котором всё никак не дождутся ремонта

Местные на работу ездят в ближайший крупный город Магнитогорск, часть трудится в одноименном аэропорту, часть — вахтовики-геологи, часть — учителя, воспитатели, медики и продавцы, а остальные кормятся с личных фермерских хозяйств.

До 1990-х в Янгельском располагался совхоз со свинофермой, в который съезжались работать с Абзелиловского и соседних районов. Но после распада СССР развалился и он. Развалился, по словам бывших работников, бездарно — свиней зарубили, большую часть техники отдали за копейки, а то, на что покупателя не нашлось, заржавело в гаражах.

Остатки некогда мощного совхоза до сих пор растаскивают на стройматериалы

Сейчас на месте совхоза работает машинно-техническая станция. В середине дня в пятницу мы застали там лишь сторожа, а чуть позже приехали водитель и один-единственный работник.

— Большой был совхоз, раньше все — ну, почти все — на нем работали, со всего района к нам ехали, село росло. Потом СССР распался, и началось... Что куда ушло, куда всё делось? — разводит руками сторож Валерий Валеев.

Сторож станции Валерий и водитель Рафкат помнят времена, когда село было местом притяжения для рабочих со всего района

Имам местной мечети Шакир Кильдьяров — тоже приезжий. В Янгельское он прибыл из соседнего села, когда у него уже была семья с детьми, которая нуждалась в рубле «побольше и подлиннее». Он тоже с тоской вспоминает времена, когда здесь еще действовал совхоз.

— Сейчас молодежь ездит работать в Магнитогорск, здесь им делать нечего, а старики живут на нищенскую пенсию, — говорит Шакир.

По словам имама, до пандемии коронавируса в мечети собиралось по 20–30 человек ежедневно, а сейчас от силы 2–3

Главной потерей за последние 20 лет, кроме совхоза, имам назвал больницу. По его словам, прежде полноценное медицинское учреждение стало фельдшерским пунктом, в котором поставят укол и отправят домой. Лечиться и рожать янгельцы ездят в соседнее Аскарово.

— Оптимизация, — сокрушается священнослужитель.

Благодарны любой помощи


Рядом с мечетью — старая, но ухоженная детская площадка и уличные тренажеры. Чуть дальше — сцена и огороженная забором площадка с резиновым покрытием. Построили их за последние два года. Как объяснил глава Янгельского сельсовета администрации Рустем Кадыров, сделано это было по программе поддержки местных инициатив: 15–20% финансирования идет из бюджета, 3% должны собрать жители, а остальное — спонсорские поступления. Таким спонсором для села стал «Цемикс».

Судя по отсутствию людей в середине дня, эта площадка в Янгельском не слишком популярна

— Когда договаривались, что завод будут строить, нас заверили, что мы можем рассчитывать на поддержку предприятия. Но вышло не совсем так. Мы просим их иногда о помощи, они, конечно, не отказывают, но... — Кадыров чуть заминается, подбирая слова, но так и не договаривает.

Чуть позже он объяснил: если подсчитать все выделенные от нового предприятия деньги с 2016 года, выйдет лишь около 300 тысяч рублей.

— Для них это копейки, а для нас неподъемные деньги. С жителей собирать практически бесполезно, их никак не хватит. За любую помощь завод можно только поблагодарить, — говорит глава сельсовета.

Рустем Кадыров говорит, что мало-помалу село удается обустроить, но средств на это едва хватает

Так, благодаря «Цемиксу», в Янгельском благоустроили двор между тремя многоквартирными домами прямо за зданием администрации. Раньше там было заброшенное поле с гаражами, мусорными свалками и деревянными туалетами.

— Когда я была маленькая, здесь было просто ужасно. Бурьян, мусор, грязь. Сюда нормальные люди не ходили. Я это место теперь не узнаю, всё по-другому стало, не хуже чем в большом городе, — рассказывает Айгуль, которая родилась в Янгельском, но живет и работает в Ханты-Мансийском автономном округе, а домой возвращается только во время отпуска: навестить родителей, показать внуков.

Республиканская программа «Башкирские дворики» добралась и до Янгельского

Судя по реакции местных, эта площадка — главное достижение села за последнее время, и возможным оно стало из-за приезда австрийцев.

Подмога из Китая


Рустем Кадыров заступил на должность как раз в тот период, когда «Цемикс» отказался от идеи размещаться в Красной Башкирии и искал новое место. Через неделю после его назначения в Янгельском прошли публичные слушания о строительстве завода. По словам Кадырова, на них представители компании заверяли, что наберут на работу местных, помогут с благоустройством села, а проблем с экологией не будет.

— Возили на их завод в Уфе, показали, что там современное производство. Такой пылищи и грязи, как на старых заводах, нет. Всё чисто, аккуратно, — говорит Кадыров. — Но по поводу рабочих мест возник вопрос: «Кого вы будете брать в Янгельском, если нужных вам специалистов по производству здесь нет?». Нам сказали, что за полгода до открытия наберут людей, будут обучать. Но в итоге взяли лишь нескольких, и то на должности разнорабочих. Как-то заглохла эта тема. Мы думали, наших к стройке подключат, но привезли китайцев.

По большей части Янгельский состоит из частного сектора, но в самом центре стоят кирпичные двухэтажки

Возводила завод китайская компания «Синома». Для ее работников рядом с площадкой обустроили городок из жилых вагончиков. По словам Кадырова, изначально рассматривалась идея об их оформлении и заселении непосредственно в селе, однако от нее быстро отказались.

— Ну как бы мы здесь прописали иностранцев? — говорит глава сельсовета.

В то же время он отмечает, что с появлением «армии Синомы» многие жилищно-коммунальные проблемы в Янгельском стали решаться максимально быстро.

— Я сначала с ними через «Цемикс» связывался, но там подолгу ждать приходилось, наверное, согласовывали, а потом познакомился с их переводчиком [«Синома»], и вообще без проблем. Любая помощь небольшая требуется, звоню переводчику, там девушка из Якутии. Забор установить, дорогу отсыпать — просишь, они тут как тут: приехали, сделали, уехали, — рассказывает Рустем Кадыров.

В Янгельском есть музыкальная школа

В остальное время китайцев в Янгельском не застать. Они почти никогда не покидают рабочий городок, где у них есть всё необходимое для быта. Что касается янгельцев, которым все-таки повезло получить место на новом заводе, их в день визита президента в селе не оказалось.

— Во-первых, сегодня рабочий день. Во-вторых, их сегодня всех там собрали, открытие же, ну и будут встречать Путина, — объясняет Кадыров.

Многие янгельцы занимаются фермерством

Точное количество работающих на «Цемиксе» янгельцев он так и не назвал. По словам других жителей, некоторые их знакомые, которых взяли на завод, рассказывали, что условия там хорошие и платят достойно. Но таких, отмечают они, очень и очень немного.

Нехватка кадров


По данным «Цемикса», из их 142 работников 46 — из Абзелиловского района. В компании подчеркивают, что обещанные рабочие места подразумевали не один лишь Янгельский, но весь Абзелил. Впрочем, они признают, что этого действительно недостаточно. Но тому есть объективные причины.

— При всем уважении к Абзелиловскому району мы не можем поставить на высокотехнологичное производство работника без необходимой специализации, — объясняет директор по персоналу «Цемикса» Наталья Соловьева. — Мы действительно отдаем предпочтение местным жителям, и все позиции, на которые было можно, взяли именно их. Здесь опытные сварщики, есть железнодорожники, слесари, а вот, к примеру, инженеров КИПа (контрольно-измерительных приборов и автоматики. — Прим. ред.) нет.

От нового завода до Янгельского пешком можно дойти за полчаса

По словам Соловьевой, создание программы обучения — одна из главных задач «Цемикса», которую завод пытается решить вместе с республиканскими и муниципальными властями.

— Такая работа — от начала и до конца — может занять долгие годы. Нам нужно начать ее как можно раньше. Прямо сейчас заводу уже нужны специалисты, которые могут «создавать». Мы надеемся, что в ближайшее время удастся запустить программу, которая подготовит соответствующие кадры. Пока у нас есть лишь единичные примеры повышения квалификации, когда нанятый в Абзелиловском районе работник на месте обучился и перешел на следующую должность, — говорит директор завода по персоналу.

Судя по многочисленным встречам представителей компании с чиновниками, австрийцев в Башкирии сильно полюбили

Она отмечает, что изначально планировалось, что сначала пройдет курс подготовки кадров, а уже потом запустят завод, но его открытие состоялось раньше ожидаемого.

— Цемент нужен стране уже сейчас, поэтому мы наняли специалистов из других регионов, — заявляет менеджер. — Это не означает, что мы отказываемся от первоначальной идеи. Мы ведь и сами заинтересованы в том, чтобы работали у нас местные. Чтобы нанять приезжих, приходится нести дополнительные траты — искать, оплачивать переезд, аренду жилья. И потом беспокоиться, что они уедут.

Дорога, сделанная наполовину


Сами жители Янгельского не то чтобы возмущаются, что «Цемикс» не стал набирать их как рыболовной сетью. Если что и вызывает у них сомнения в «австрийском плане развития», так это дорога между селом и заводом.

Так выглядит дорога между аэропортом и Магнитогорском, а направо — поворот к «Цемиксу»

У завода она заканчивается развязкой в две стороны — в Магнитогорск и аэропорт. Перед самым визитом президента эти два пути отремонтировали за какие-то два-три дня. Возле «Цемикса» новенький, еще черный асфальтовый путь резко обрывается, и начинается гравийка. Дальше, всего через три километра, — как раз Янгельское.

До прибытия Путина новенький участок регулярно чистила курсирующая туда-сюда поливочная машина. Но почти тут же на него возвращалась пыль, накрученная приезжающими со стороны Янгельского автомобилями.

Здесь, прямо рядом с австрийским заводом, который расположен справа, начинается дорога до Янгельского

По словам Рустема Кадырова, еще при обсуждении строительства предприятия были разговоры о том, что «Цемикс» и Янгельский должна соединять нормальная дорога, но тогда денег на это не хватало. Теперь, когда власти показали, что могут оперативно решать проблему нехватки средств, есть вероятность, что однажды они доведут дело до конца.

Зачем ждать Путина?


Янгельцы на вопросы об обещаниях австрийцев отмахиваются: может, да, может, нет, и без них жили. Визит президента России ажиотажа у местных тоже не вызывает.

Янгельцы скептически улыбаются, когда слышат о приезде Путина

— А зачем нам его ждать? — усмехается вахтовик-геофизик Руслан. — Он же не к нам едет, а на завод. А даже если бы и к нам, чего у него просить? Ничего не изменится.

По его мнению, село медленно, но верно приходит в упадок: небольшие улучшения случайны и погоды не делают. Школьный друг Руслана, который служит танкистом, возражает: «Всё нормально у нас. Вон, площадку сделали, школа есть, детсад есть».

По словам местных, эта слава об их школе гремела на весь район

Другие считают, что образование в селе тоже оставляет желать лучшего.

— Детсад и ясли здесь хорошие, да, за детей можно не переживать, но вот к школе есть вопросы. Когда я там училась, там был сильный педагогический состав, а сейчас стало гораздо хуже. Я бы не хотела, чтобы мои дети там учились. Можно в Магнитогорске школу найти и туда возить детей, — говорит визажистка Венера.

Венера давно уехала в Уфу, а в Янгельское возвращается лишь в летний отпуск и на праздники.

— Газ надо уже провести во всех домах! — заявляет продавщица в одном из немногих янгельских магазинов.

— Надо вернуть больницу. И что-то сделать с пенсиями, — говорит имам.

Шакир Кильдьяров тоже не сомневается, что Путин ехал исключительно на завод, а расположенное рядом село даже и не думал посещать. Во всяком случае в этот раз

Большинство сходится во мнении, что пора уже хотя бы отремонтировать местный клуб. По словам Рустема Кадырова, этот вопрос действительно один из первых в плане развития села, и с ним он тоже намерен обратиться или к представителям «Цемикса», или к китайской переводчице из «Синома».

— Путин же личные проблемы не решает. Что мне у него просить? — задумчиво говорит коммунальщик Фанис.

По мнению Фаниса, хоть в селе есть проблемы, но поводы для радости тоже имеются

Мы же попробовали дождаться президента, но, надо признать, безуспешно. Его маршрут по Челябинской области, откуда он сразу же должен был прибыть на открытие «Цемикса», затянулся допоздна, а возвращаться в Уфу по ночной дороге нам показалось небезопасным.

Одному из подъезжающих к заводу сотрудники ГИБДД устроили полный досмотр, а затем развернули его в обратную сторону

И потом, к тому моменту Владимир Путин формально уже прибыл в Башкирию — хотя бы «над», во время вертолетной экскурсии вдоль границы с Челябинской областью, где тоже бушевали лесные пожары.

Перед визитом президента России на крыше «Цемикса» выставили стрелков

Да и весь день Путин был здесь как будто. В «Цемиксе», где его весь день ждали рабочие, менеджеры, журналисты и чиновники во главе с руководителем Башкирии Радием Хабировым. В толпе водителей, которые, в свою очередь, ждали высокопоставленных боссов — не на стоянке перед заводом, а на опушке леса чуть подальше. В автоинспекторе, который ждал отмашки, когда нужно будет перекрывать движение. В профиле снайпера на крыше предприятия. В поливочной машине, которая ездила туда-сюда и тщетно освежала новенький асфальт. В дороге, сделанной наполовину. Или — для жителей Янгельского — наполовину не сделанной.

Так заканчивается дорога от села Янгельское с его 1500 жителями и начинается другая — дорога от завода, который (на момент съемки этого фото) вот-вот посетит Владимир Путин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем