Персона 61-летнего Андрея Носкова для многих жителей Уфы не нуждается в представлении. Владелец одной из крупнейших строительных компаний региона, экс-депутат столичного горсовета, он в последние годы часто был на слуху из-за ряда скандалов. Доходы его исчисляются сотнями миллионов, а тратит свои деньги он на необычное хобби — коллекционирование машин и гонки. В этом его, по всей видимости, поддерживает и сын Антон. В рамках рубрики «Кто строит Уфу» мы узнали, как Носков зарабатывает и какой образ жизни ведет он и его семья.
Ломать и строить
К сентябрю 2023 года группа компаний «ПСК-6», по данным единой информационной системы Минстроя России, заняла 2,2% рынка проектирования жилищного строительства в Башкирии. Застройщик находится на 12-м месте среди всех участников рынка в регионе по площадям своих объектов, является одним из самых известных в республике предприятий. По информации с официального сайта, в этом году группе исполняется 32 года — то есть основана она была в 1991 году.
Ее историю невозможно представить без экс-депутата горсовета Уфы Андрея Носкова — совладельца бизнеса. Именно этот человек считается центральной фигурой в «ПСК-6». По данным сервиса «Контур.Фокус», бизнес он ведет совместно с одним из богатейших депутатов Курултая Башкирии Олегом Филипповым и Викторией Тарасовой, которую «Коммерсант» называл дочерью Носкова.
Согласно официальной биографии, будущий мультимиллионер родился 23 апреля 1962 года в Уфе, здесь же в 1984 году окончил нефтяной институт по специальности «промышленное и гражданское строительство», а в 2003 году отучился на экономиста в Академии экономической безопасности МВД РФ. По словам самого Носкова, его первой работой была работа пожарного. В официальной биографии, впрочем, об этом упоминаний нет — там сказано, что он начал свою трудовую деятельность на уфимском заводе треста «Башэлектромонтаж», где работал монтером второго разряда в 1979 году.
Правда, на этом месте он пробыл всего месяц, а после поступил в институт. С 1984 по 1991 год он проработал мастером, прорабом и старшим прорабом в Главбашстрое СУ № 3 Треста № 3. Потом до 1996 года был старшим прорабом на МП «ПСМУ-1». В 1997 году, согласно официальной биографии, Носков занялся собственным бизнесом, став директором компании «ПСК № 6».
Широкая известность к Носкову и его компании пришла в середине десятых годов, связана она была с серией резонансных и конфликтных ситуаций. Так, в конце декабря 2016 года в Уфе полностью снесли Дом Кочкина 1915 года постройки на улице Аксакова, за сохранение которого выступали местные активисты.
Застройкой квартала занимались компании «Стройинвест» и «ПСК № 6», аффилированные с Носковым и Филипповым. Застройщики через суд оспорили охранный статус здания. В мэрии потом сообщили, что разрешили снести дом из-за износа фундамента, но поставили обязательное условие сохранить фасад здания.
Осенью 2017 года Следственный комитет Башкирии возбудил уголовное дело о мошенничестве из-за действий компании «Колорит» Андрея Носкова. По версии обвинения, фирма, имея с 2010 года договор с мэрией о развитии территории в районе улиц Комсомольской, 50 лет СССР и проспекта Октября, не выполнив обязательств по расселению аварийного жилья, в 2014 году смогла «путем злоупотребления доверия» без торгов получить у мэрии в том же квартале необремененные участки и построить жилые дома.
История тоже была громкой — в том числе и потому, что, когда стало известно об этом уголовном деле, журналисты обнаружили Носкова за границей, а СК даже объявил его в федеральный розыск. Впоследствии в эфире «Эха Москвы в Уфе» он сообщил, что от следствия не скрывался и находился на лечении в Черногории.
В итоге Носкова оправдали, но уголовное дело раскрыло много подробностей о его образе жизни. Так, на время следствия находилась под арестом часть его имущества — это автомобили Lexus, Toyota Land Cruiser, Suzuki, Nissan X-Trail, самосвал, тягач, прицеп-цистерна, пять нежилых помещений на улице Горького, 56, помещения на улицах Комсомольской, Ленина, 40 лет Октября, Льва Толстого, Мира в Уфе, в селе Нагаево, поселке Красный Ключ, указывал «Коммерсант». Некоторые из этих активов принадлежали его родне.
В тот же период, когда разворачивалось уголовное дело против Носкова, жители новых домов «ПСК-6» на улице Якуба Коласа жаловались, что новостройки «совершенно непригодны для жизни» из-за плесени, сырости и сквозняков. В самой компании корреспонденту UFA1.RU тогда заявили, что проблема не была связана с застройщиком, а возникла из-за неправильного или недостаточного обслуживания зданий.
Один из последних громких инфоповодов, связанных с деятельностью бизнесмена в Уфе, — конфликт между «ПСК-6» и группой активистов, проживающих в доме на улице Шота Руставели, где застройщик хотел возвести высотки. Это длительное противостояние сопровождалось дракой (якобы с участием самого депутата Филиппова), закидыванием строителей кирпичами, целой серией оригинальных акций (жители то вставали на колени перед мэрией, то освящали свои дома, то объявляли в розыск главу города). Похожий конфликт с застройщиком возник и у жителей дома на улице Конституции.
Протесты жителей возглавляла Алла Яковлева — и именно они сделали ее очень узнаваемым человеком в городе. Активистам удалось привлечь внимание к ситуации главы Башкирии Радия Хабирова, который пообещал, что стройки на Шота Руставели не будет. В дальнейшем компания Носкова судилась и с Яковлевой, и с мэрией Уфы, но в обоих случаях сторонам удалось договориться мирно.
Дорогостоящее хобби
Носков, судя по данным депутатского портала, занимал кресло в горсовете Уфы с 2006 по 2020 год. Он явно выделялся среди коллег своим огромным богатством. В 2020 году, например, вообще оказался самым состоятельным из них, но и до этого находился в числе первых.
Судя по декларациям, в 2016 году его доход составлял 76,39 миллиона рублей, в собственности у слуги народа имелись десятки объектов недвижимости, включая участки и жилые дома в Черногории, а также автомобили Subaru Outback, ГАЗ-69, «Москвич», мотовездеход, моторная лодка. Супруга его с годовым доходом в 161 тысячу рублей отчитывалась о Lexus RX350, Toyota Land Cruiser 200 и нескольких объектах недвижимости.
В дальнейшем депутат становился только богаче. В 2017 году он отчитался уже о 147,8 миллиона рублей доходов, Lexus NX 200, Lexus NX 350, «Москвиче», ЛуАЗе, мотовездеходе, моторной лодке, пяти прицепах, огромном количестве недвижимости. За женой остался тот же транспорт, земля, три квартиры, а вот доход ее составил 48,65 тысячи рублей.
В 2018 году Носков заработал 164,96 миллиона рублей, сохранив примерно такой же список имущества, его супруга отчиталась о 136,52 тысячи рублей, при этом в ее собственности неожиданно оказались четыре мотоцикла («Урал», «Ява», Harley Davidson, М-72) и 30 новых автомобилей (в основном советского производства, кроме стареньких «Форда», «Даймлера» и WiLL VS). Ее элитные иномарки также остались при ней.
В 2019 и 2020 годах семейная чета продолжала закупать ретроавтомобили, при этом доход Носкова составлял 151,1 миллиона рублей и 122,5 миллиона соответственно, его супруги — чуть больше миллиона рублей и 503,19 тысячи рублей. Многочисленные объекты недвижимости, включая черногорскую, всё это время также оставались при них. Коллекционирование автомобилей Андрей Носков в дальнейшем монетизировал, создав в Уфе музей «Ретро-Гаражъ» и детский парк машин. UFA1.RU обнаружил, что близкие экс-депутата, по всей видимости, разделяют с ним любовь к автотранспорту.
Это можно сказать, например, про 36-летнего Антона Носкова — предположительного сына нашего героя и с 2017 года, по данным сервиса «Контур.Фокус», директора уфимской компании по эксплуатации теплосетей «Энергосервис», где до 2019 года числился соучредителем Андрей Носков. Мужчина является руководителем АНО «Академия автомобильного спорта», зарегистрированной в Уфе на улице Свободы, 80/2 — там же, где и многие предприятия группы «ПСК-6».
Сама строительная группа называла академию своим проектом и участвовала в ее мероприятиях (например, в спортивно-тренировочных сборах). Данный проект должен учить детей основам дрифта — для заездов у учреждения имеется собственный трек (судя по спутниковым снимкам, он находится на территории между улицей Свободы и Бирским трактом). Впрочем, похоже, что в башкирской столице Антон Носков является не последней фигурой и во взрослом дрифте.
Дело семейное
Мы уже рассказывали, что в Уфе есть только одна площадка для таких гонок — это автодром возле Нагаевского шоссе. Там же, судя по соцсетям, базируется организация, называющая себя «Федерацией дрифта Уфы», — она регулярно рассказывает о гонках и их победителях (кстати, на фотографиях то и дело мелькает человек, очень похожий на Антона Носкова).
Контактный номер, указанный в профилях «федерации», совпадает с телефонным номером полного тезки Носкова-младшего из уфимской Черниковки, с которого, судя по утекшим данным сервиса «Яндекс.Еда», он в 2021 году заказал себе еды почти на полсотни тысяч рублей. Этот же телефонный номер указан как контактный у шиномонтажа Mr. Sheen на Свободы, 80/5 — это рядом с офисами «ПСК-6» и треком «Академии автомобильного спорта».
Помимо гонок, у предположительного сына экс-депутата были строительные проекты (он выступал соучредителем ныне ликвидированных фирм НПО «Астра» и ГК «Астрастрой»), сейчас он владеет и руководит компанией «Техстарс» по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов.
Судя по всему, он тоже живет в достатке: с помощью базы Российского союза автостраховщиков (РСА) мы нашли у него, например, Nissan Skyline — автомобиль, прославившийся благодарю фильму «Форсаж». На профильном сайте Racemonitor указывается, что уфимский гонщик Антон Носков (Ф. И. О. и дата рождения которого совпадают с нашим героем) участвовал в соревнованиях на ВАЗ-2101, Nissan Laurel, BMW E36 и BMW E30.
Больше всего о быте младшего Носкова можно узнать из соцсетей его супруги Маргариты. 34-летняя предположительная сноха бывшего депутата горсовета — администратор сообщества «ПСК-6» в соцсети «ВКонтакте», сохранились даже ее ответы на вопросы жильцов построенных компанией домов.
Женщина активно делится самыми яркими моментами семейной жизни — с мужем и маленьким сыном они регулярно ездят отдыхать за границу, в том числе и в Черногорию, на «виллу ба и деда». Антона Носкова на ее фотографиях можно увидеть за рулем Mercedes, также время от времени женщина и супруг фотографируются в одних и тех же интерьерах загородных домов в Нагаево и на Павловке — это элитные поселки в Башкирии, где есть недвижимость у многих богатых и влиятельных людей.
Судя по материалам Кировского райсуда Уфы, летом 2020 года на Маргариту и Андрея Носкова подали в суд с требованием компенсации за ДТП, в которое женщина попала в Уфе, находясь за рулем автомобиля Lexus NX 200. Вероятно, привлечение совладельца группы «ПСК-6» в качестве соответчика связано с тем, что оформлен данный автомобиль был на него — как минимум такая машина встречалась в декларации депутата за 2020 год.
Нынешнее положение дел
Оценить финансовые показатели группы «ПСК-6» довольно затруднительно из-за ее сложной структуры. Судя по благосостоянию семьи Носкова и его партнера Филиппова, жена которого, например, ездит на Porsche, бизнес приносит им хорошие деньги.
В последнее время Андрей Носков реже фигурирует в публичном пространстве, вот уже третий год, как он не является депутатом горсовета. Его компания продолжает заниматься проектом на Шота Руставели — в данный момент перед ней стоит задача расселить часть старых бараков, ведет строительство в одном из кварталов Черниковки (местные при этом жалуются, что суммы компенсаций за снос их домов слишком маленькие).
Помимо строительного бизнеса, музея ретроавтомобилей, гонок и небольших проектов к активам Носкова относится также ТРЦ «Акварин» в Инорсе, логистические компании и другие. По данным «Контур.Фокуса», чистая прибыль действующих предприятий, в которых он директор и учредитель, составила в 2022 году 646 миллионов рублей (а чистый убыток — 26 миллионов).
Для его бизнес-партнера Олега Филиппова эта цифра составила 679 миллионов рублей (чистый убыток — 51 миллион). «Энергосервис» Антона Носкова в 2022 году показал 15 миллионов рублей убытков, а «Техстарс» — 85 тысяч рублей чистой прибыли.
Читайте также наши статьи о том, кто стоит за самым успешным частным господрядчиком Башкирии «Дортрансстрой», как никому не известная фирма из Тюмени сделала миллиарды при строительстве парков в Уфе и при чем тут Каринэ Хабирова, о том, как крупнейший региональный подрядчик «Башкиравтодор» стал глубоко убыточным предприятием.