Город истории На коне в войну моторов и машин: вспоминаем историю знаменитого башкирского генерала Шаймуратова

На коне в войну моторов и машин: вспоминаем историю знаменитого башкирского генерала Шаймуратова

Дивизия Минигали Мингазовича вошла в историю, а сам военачальник стал для башкирского народа символом смелости

Минигали Шаймуратов — герой России

Сегодня, 11 октября, в Уфе откроют памятник генералу Шаймуратову. На него потратят рекордные 390 миллионов рублей. Идею от и до курирует глава Башкирии Радий Хабиров. Летом этого года инсталляционный фонд Уфы стал богаче на один памятник — партизану Даяну Мурзину. Скоро в коллекцию достопримечательностей города добавится еще одна статуя — генерала Шаймуратова, открытие которой планируется на Советской площади 11 октября, в День Республики. К празднику вспоминаем историю героя войны, который получил посмертное звание только спустя более чем три четверти века.

Детство и начало боевого пути


Командир знаменитой 112-й дивизии родился в деревне Биштяки (ныне — Шаймуратово) Кармаскалинского района Башкирии. Детство Минигали Шаймуратова прошло достаточно бедно: отец трудился бурлаком на Волге, Каме и Белой, мать вела домашнее хозяйство. Когда мальчику было 10 лет, она умерла, так что жить семье стало еще тяжелее и четверо детей были вынуждены работать батраками у зажиточных соседей.

Времени на образование не было, при этом на протяжении всей жизни Минигали Мингазович тянулся к знаниям и хорошо владел английским, китайским, татарским, уйгурским и казахским языками, понимал французский. Лошадьми будущий командир увлекался с детства. На своего коня средств у семьи, конечно, не было, поэтому мальчик ухаживал за чужими и пытался пробиться на сабантуйские скачки.

В 13 лет, используя связи отца, Минигали Мингазович устроился матросом-грузчиком на пароход «Урал», а после — переехал в Уфу. Лишившись работы весной 1919 года, он вернулся в родную деревню, а оттуда начал боевой путь: в марте солдатами Колчака был призван в Белую гвардию, через месяц сбежал и скрывался в лесах, а потом поступил на службу в 270-й Белорецкий стрелковый полк.

Председатель Президиума Верховного Совета БАССР Рахим Ибрагимов и Минигали Шаймуратов на митинге. Уфа, март 1942 г.

От Красной до китайской освободительной армии


С первых дней на фронте Минигали Шаймуратов показал боевые и организаторские способности, в Гражданскую войну сражался бок о бок с Блюхером, Фрунзе и Буденным. В начале военной карьеры получил серьезное ранение в плечо, но быстро оправился и за короткий срок, уже к концу 1919 года, стал командиром эскадрона. В составе башкиро-татарской бригады Минигали Мингазович участвовал в боях на Туркестанском фронте, прошел путь от Оренбурга до Каспийского моря.

В 1920 году освободил украинскую землю от польских вельмож, а в августе того же года снова был отправлен в Туркестан, где под командованием Михаила Фрунзе сражался с наемниками эмира (высшая государственная должность в Бухарском эмирате) Бухары. Тогда эскадрон Шаймуратова получил благодарность от Фрунзе за мужество и воинскую доблесть. За годы Отечественной войны Минигали Мингазович участвовал в ликвидации различных банд, за одну из таких операций он лично получил от Семена Буденного почетное революционное оружие — именную серебряную саблю.

После окончания Гражданской войны командир решил стать профессиональным военным и был направлен на учебу в Москву. В 1925 году Минигали Мингазович получил ответственную должность командира полка, который охраняет Кремль. Окончив Военную академию в 1934 году, успел поработать военным атташе Советского правительства в Турции и консультантом китайской освободительной армии. В 1938 году получил ранение в бою с армией Чан Кайши, при этом подразделение выполнило свою задачу, сам Шаймуратов получил орден Красного Знамени, а вскоре снова был назначен командиром полка, охраняющего Кремль.

Командир дивизии М. М. Шаймуратов, комиссар М. З. Назыров, начальник штаба И. И. Голенев

Конная «мотопехота для бедных»


Минигали Шаймуратову пророчили карьеру дипломата, но оставаться в тылу он с началом войны не смог, поэтому отправился на фронт. В октябре 1941-го он был назначен командиром 1-го особого кавалерийского полка в составе корпуса под командованием Л. Доватора.

Великую Отечественную войну называют «войной моторов и машин», однако оснастить всю армию техникой было нереально. Своеобразным выходом стали кони: они хоть и не являлись равноценной заменой, но тоже имели свои плюсы. Например, преимуществом была маневренность: кони мобильно перевозили кавалеристов, которые действовали как стрелковые войска до наступления основных сил. Второй фактор психологический: ни один командир не был спокоен за тыл, а это угнетающе действовало на моральный дух войск противника. Так называемая «мотопехота для бедных» брала эффектом неожиданности, так что военные историки отмечают действенность конниц.

Вскоре Шаймуратова вызвали в генштаб, где сообщили о формировании народной кавалерийской дивизии в Уфе. Башкирию выбрали неслучайно: стратегически верным решением было создать кавалерию в регионах, где использование лошади как средства передвижения — это исторически заложенный навык. Кроме того, башкиры наряду с казаками и калмыками являлись военным служилым сословием еще со времен царской армии. 25 декабря 1941 года полковник Шаймуратов прибыл в Уфу на станцию Дёма, где уже была сформирована 112-я кавалерийская дивизия, собранная на фронт на народные пожертвования.

За три месяца комдив смог превратить вчерашних простых рабочих в умелых наездников, которые не уступали циркачам: они умели делать «ножницы» (на полном скаку всадник перелетает с одной стороны коня на другую, а затем вновь оказывается в седле), запрыгивать на коня сзади, а еще стрелять на скаку, рубить саблями с двух рук и многое другое. Для поднятия боевого духа даже на фронте генерал устраивал Сабантуй и сам участвовал в состязаниях, особенно отличался в стрельбе, выбивая 100 из 100 очков.

Первый бой 112-й дивизии состоялся в Курской области, после дивизию перебросили под Сталинград. После переломной битвы Минигали Шаймуратов получил звание генерал-майора. Далее генерал со своей конницей отправился в Ворошиловградскую область Украинской ССР, в район Дебальцево. Действия кавалеристов оценило верховное командование, поэтому 14 февраля 1943 года 112-я Башкирская кавалерийская дивизия стала 16-й гвардейской.

Командир Башкавдивизии Минигали Шаймуратов. Курская область, июль 1942 г.

Признание спустя 77 лет


Через 9 дней после награждения, во время рейда по тылам, кавалеристы Минигали Шаймуратова столкнулись с армией противника. Командир приказал отступать, приняв удар на себя. Он погиб от пыток прямо на поле боя. Из-за того что фашисты взяли Минигали Мингазовича живым, комдив так и не был признан Героем Советского Союза.

Сразу после войны многие руководители Башкирского обкома КПСС и руководство современной Башкирии проделали долгий путь по признанию подвига. В 1958 году сам Буденный написал представление с просьбой дать Шаймуратову посмертное звание. И только в 2020 году Владимир Путин сделал редчайшее исключение и подписал указ о посмертном награждении генерала Шаймуратова звездой Героя России.

Минигали Мингазович вошел в историю сам и прославил потомков Салавата: за годы войны Шаймуратовская дивизия прошла более четырех тысяч километров от Дона до Эльбы, 15 раз была отмечена в приказах Верховного главнокомандующего и стала рекордсменом по героям: 3860 воинов были награждены орденами и медалями, 78 из них стали Героями Советского Союза, а пятеро — полными кавалерами ордена Славы.

7 июня список достопримечательностей Уфы пополнился памятником Даяну Мурзину, партизану из Башкирии. На родине о его заслугах знают немногие, а вот за границей солдату, за чью голову фюрер обещал два миллиона рейхсмарок, посвятили книги и фильмы. Почему молодой парень из Бакалинского района стал личным врагом немецкого главнокомандующего и как сложилась его жизнь после войны — читайте в нашем материале.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем