Авто Подружится ли физика с Фемидой?

Подружится ли физика с Фемидой?

В Уфе прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Реконструкция обстоятельств дорожно-транспортного происшествия при проведении судебных автотехнических экспертиз...

" src=

В Уфе прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Реконструкция обстоятельств дорожно-транспортного происшествия при проведении судебных автотехнических экспертиз. Правовые и методические вопросы судебной экспертизы», проводимая Институтом механики УНЦ РАН и Башкирской лабораторией судебной экспертизы МЮ РФ под эгидой отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН, Академии наук РБ и Министерства юстиции РФ. На мероприятие приехали не только россияне, но и представители суверенных стран, таких как Азербайджан и Украина.

На конференции было рассмотрено множество научных достижений, которые могут облегчить жизнь экспертам по ДТП и дать более точные результаты, используя меньше вводных данных. Проблемы рассматривались сугубо специфичные, но дело было не в этом. Как поговаривали в кулуарах, это борьба между Минюстом и РАНом. Но тем и отличаются кулуары, будуары и кухни от помпезных залов – свободомыслием, свободолюбием, часто граничащим со словоблудием.

«Вообще, судебные эксперты – люди интересные. Для них методика – больше, чем священное Евангелие. Евангелие ведь могут прочитать все, а методику – нет. Достанет в суде эксперт эту затрепанную святую книгу из портфеля, покажет издали и сразу уберет. И всем сразу становится ясно, что именно только в ней написана истина (с квадратным корнем, как в формуле выше), и не доступна эта истина никому, кроме ее жрецов, носителей истины в последней инстанции. И горе тому, кто покусится на это право на истину!» – отмечал в своей статье «Лекция первая, в которой выясняется, что общего между автомобилем и консервной банкой» кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института механики Уфимского научного центра РАН Владимир Никонов трудность внедрения новшеств в судебную систему.

Но так получилось, что именно от Министерства юстиции зависит, суждено ли методу конечных элементов, используемом Никоновым при анализе ДТП, бороться против мошенников, а также со злостными нарушителями правил дорожного движения, или нет.

Давным-давно Грибоедов саркастически замечал: «Сужденья черпают из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма». Проблема эта за прошедшие века не потеряла своей актуальности и сегодня, когда разрыв между техническими средствами, имеющимися в наличии, и используемыми огромен. И часто дело даже не в цене новых технологий. Западный аналог, по словам Никонова, используемый в США таким ведомством как NCAC (Национальный центр анализа катастроф), стоит около 70 тысяч долларов, ученые из РАНа могут сделать программное обеспечение в десять раз дешевле и ничуть не хуже.

Важно это или нет? Я бы согласился с мнением жительницы столицы Башкортостана, Лилии: «А как это касается меня? Мне это абсолютно не нужно». Надо сказать, что автовладелица, не только не назвала свою фамилию, но и категорически попросила не упоминать ее. Но образ Лилии получился собирательный… Так в чем же дело?

Скорее всего, в том, что когда мы остаемся с преступниками один на один, в частности, в спровоцированном ДТП (так называемая – «подстава»), тогда начинаем понимать, что сегодняшние методы зачастую не работают, точнее, они работают, вот только на кого? Такая же проблема возникает, когда свидетелей, к примеру, наезда на пешехода не было. Как доказать, что водитель превысил скорость? Метод Владимира Никонова, который кстати сказать, запатентован по всем правилам (Роспатент РФ №2308078), может ответить на эти вопросы.

Вот как прокомментировал складывающуюся ситуацию пожелавший остаться анонимом, работник министерства юстиции: «Мы не можем сразу, не проверив все досконально, взять на вооружение то или иное научное открытие, так как законодательство — это не просто цифры и буквы. Это судьбы людей, и мы должны быть уверены на сто процентов, что методика отвечает нашим требованиям. То есть сначала всегда апробация. Процесс это длительный и зачастую получается, что мы вводим какое-либо достижение, в миру считающееся немного устаревшим. В принципе, сегодняшние методы могут решить практически любую задачу».

Однако многие участники конференции придерживались мнения заместителя начальника Центра независимой экспертизы на автомобильном транспорте в Самаре Антона Колмыкова: «Ситуация на самом деле достаточно сложная. Высказано недоверие со стороны Министерства юстиции РФ к Российской Академии наук».

Эти комментарии прозвучали, во-первых, потому что способ расчета столкновений транспортных средств, предложенный на рассмотрение, уже был опробован в России, в частности благодаря методу Владимира Никонова, организованная преступная группа, занимавшаяся получением страховых выплат за «филькины» ДТП, была задержана и вина ее доказана.

Во-вторых, метод прошел установленную законом экспертизу в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В-третьих, по результатам исследований и апробации написано более 50 научных работ, которые позитивно оценены на международных научных конференциях, не говоря уж про российские.

По словам Владимира Никонова: «Цель науки – получение новых знаний. Ученые владеют знаниями, которые пригодятся людям через много лет, и эти знания являются компасом, по которому ориентируют развитие промышленности. Но иногда бывает и так, что новые знания, которые можно применять уже сегодня, не только остаются невостребованными обществом, но и упорно отвергаются некоторой его частью. Когда это, например, касается новых источников энергии, вопрос не столь принципиален – нефти и газа пока хватает. Но когда это касается ДТП, ситуация меняется в корне».

Но… Лед тронулся. И Минюстом было принято решение, что она рассмотрит методику Никонова в кратчайшие сроки, а затем будет произведена апробация. И если способ расчета столкновений себя оправдает, то он станет еще одним надежным инструментом в руках экспертов по восстановлению картины дорожно-транспортных происшествий, что в свою очередь поможет более объективно и точно (проверка несколькими возможными методами) говорить о вине или невиновности водителя, пешехода.

Такая проблема злободневна, так как ежегодно количество аварий на дорогах города только растет, ведь увеличивается автопарк, меняется интенсивность движения, кроме того, мошенники всегда ищут и находят способы обогатиться за чужой счет. Поэтому в Институте механики УНЦ РАН не сомневаются – все их детища способны пройти самые жесткие критерии отбора.

И напоследок. Россия вступила в ВТО, теперь ее задача соответствовать заявленному уровню, двигатели Евро-3 и Евро-4 уже являются необходимостью. Главное, чтобы когда такая же необходимость настанет и в судебной области, не пришлось покупать у западных производителей программное обеспечение в десятки раз дороже, нежели оно обойдется при инвестировании денег в проект Владимира Никонова.

Фото: Фото с сайта ЦНЭАТ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем