Бизнес интервью «Я считаю, что прогресс неизбежен»: бизнес-омбудсмен Башкирии — о предпринимателях во времена кризиса

«Я считаю, что прогресс неизбежен»: бизнес-омбудсмен Башкирии — о предпринимателях во времена кризиса

Интервью Ирины Абрамовой о том, чем живет деловая среда в республике и какие у нее сейчас проблемы

Аппарат уполномоченного за эти полгода успел выступить с идеями по совершенствованию законодательства

Чуть больше полугода назад бизнес-омбудсменом Башкирии стала Ирина Абрамова, сменив на этом посту Флюра Асадуллина, который стал представителем Башкирии в Китае. Уполномоченный по правам предпринимателей выступает медиатором в спорах между органами власти и бизнесом, оказывает поддержку и проводит юридические консультации.

По словам омбудсмена, за полгода от бизнесменов Башкирии поступило 194 письменных обращения, 111 обращений с личных приемов и 50 обращений через горячую линию. Было проведено 33 личных приема, в том числе 4 совместно с прокуратурой, 9 выездных приемов в городах и муниципальных образованиях.

UFA1.RU взял интервью у Ирины Абрамовой и узнал о том, чем, на ее взгляд, сейчас дышит башкирский бизнес, какие у него проблемы и перспективы, а также о том, как в последнее время решались конфликты предпринимателей с чиновниками.

«Кризис — время возможностей»

Ирина Евгеньевна, какие основные проблемы в бизнес-среде вы видите на данный момент? С какими вопросами чаще всего обращаются к бизнес-омбудсмену представители деловой среды в Башкирии?

— К нам обращаются по земельно-имущественным вопросам (это обращения, связанные с арендой, выкупом земельных участков, с арендой и выкупом государственного (муниципального) имущества, с установкой нестационарных торговых объектов, изменением вида разрешенного использования земельного участка, продлением договоров аренды земельного участка, предоставленного для завершения строительства объекта незавершенного строительства, и другим вопросам), по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами, по правоохранительной сфере, ЖКХ, госзакупкам.

Как бы вы оценили инвестклимат в регионе на данный момент? В каких сферах происходит наиболее интенсивное взаимодействие с инвесторами?

— Если говорить на языке цифр, то результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата говорят сами за себя. Республика Башкортостан в этом году заняла 4-е место, до этого два года подряд мы были на 5-м месте, а пять лет назад — на 16-м. Башкирия является однозначно топ-регионом по стремлению и реальным действиям по созданию благоприятных условий для бизнеса. Тем не менее есть к чему стремиться и над чем работать. Ведь и макроэкономическая ситуация изменяется.

В июне по поручению главы республики правительство и бизнес-сообщество обсуждали, что нужно усовершенствовать в региональном инвестиционном законодательстве в части его упрощения, либерализации. Бизнес-омбудсмен также принимал в этом активное участие.

Результатом стала подготовленная правительством программа защиты и поощрений инвестиций в республику, что является первым этапом новой стратегии «Инвестиционный рывок», разработку которой правительство анонсировало в качестве приоритета 2023 года. 22 июня наш Курултай сразу в трех чтениях принял изменения в пять действующих законов республики, регулирующих инвестиционную деятельность, которые расширили возможности инвесторам в получении мер господдержки.

Например, изменения внесены в республиканский закон «О налоге на имущество организаций». Исключено условие о минимальном объеме капвложений в приоритетные инвестиционные проекты для получения льготы в виде освобождения от налога на имущество. В законе «О регулировании земельных отношений» уточняются критерии, предусмотренные для масштабных инвестиционных проектов, претендующих на получение земельных участков в аренду без проведения торгов.

Также регион выстроил систему взаимодействия с бизнесом: еженедельные предпринимательские часы с главами муниципалитетов, институт бизнес-шерифов, задачей которого является заниматься исключительно бизнесом. Деятельность бизнес-шерифов отмечена на федеральном уровне.

«Я знаю, что другие регионы по-хорошему завидуют, что у нас в каждом муниципалитете есть такой специализированный институт»

Кстати, институт вошел в пул лучших региональных практик Агентства стратегических инициатив и был рекомендован к тиражированию в регионах России.

Важно также отметить, что согласно соцопросу, который мы проводили в начале 2023 года, большинство предпринимателей считают ведение бизнеса в Башкирии безопасным. А органы государственной и муниципальной власти республики рассматриваются предпринимателями в качестве основных субъектов, способных сформировать благоприятные условия для развития бизнеса в регионе и обеспечить поддержку малого и среднего предпринимательства в республике. Это определенный срез, тем не менее в опросе участвовало 800 респондентов, которые дали такую статистику.

Повторюсь, что всегда есть к чему стремиться и над чем работать.

В связи со сложной экономической ситуацией в стране и в мире с какими вызовами сейчас сталкивается бизнес в Башкирии (особенно малый и средний)? Какие отрасли лучше всего и хуже всего переживают последствия санкций и различных ограничений, которые вводятся со стороны иностранных государств?

— В соответствии с опросом бизнеса, который мы проводили (800 опрошенных респондентов), основные проблемы, связанные с санкциями, — это разрыв логистических цепочек поставок, рост цен на сырье, оборудование, комплектующие. Имеет место спад спроса, дефицит оборотных средств, кассовые разрывы.

С другой стороны, процитирую выступление президента Владимира Путина на ПМЭФ-2023: иностранный бизнес, ушедший из России за последнее время, освободил нишу в два триллиона рублей! Тезис, что кризис — время возможностей, подтверждают эти цифры. В связи с этим и нужно в первую очередь смотреть на ниши. Это и программное обеспечение, и изделия легкой промышленности (одежда в первую очередь), бытовая химия, индустрия красоты (косметика), фарминдустрия, производство детских игрушек и прочее. В той же легкой промышленности сейчас появилось очень много отечественных производителей, дизайнеров — они раньше не могли конкурировать с импортными брендами, которые работали с большими объемами продукции и очень сильно демпинговали.

Если говорить о мерах, принимаемых в нашей республике, то следует сказать об оборудовании для промпроизводств. Для резидентов ТОСЭР как раз в рамках либерализации инвестзаконодательства принят закон, предусматривающий право на получение освобождения от налога на приобретенное для реализации проекта оборудование, ранее бывшее в употреблении, что является актуальным с учетом международных санкций, запрещающих приобретение нового оборудования за границей.

В условиях ограничений руководство республики активно и успешно развивало сотрудничество с российскими регионами, а также внешнеэкономические связи с дружественными странами — с Китаем, Ираном, Абхазией, Узбекистаном, Республикой Беларусь. Торговые связи налаживаются, освободившиеся ниши постепенно заполняются.

Есть мнение, что на качестве продукции всё это сказывается негативным образом.

— Подождите, сейчас переходный период, это отрегулирует сам рынок. Конкуренция будет мотивировать производителей улучшать качество продукции. Поначалу, конечно, она не будет такой же, как импортная, но я считаю, что прогресс неизбежен. Надо только создавать условия для развития. Малому бизнесу надо давать зеленый свет, не трогать его, пусть люди работают.

«Поздно обращаться, когда дело уже в суде»

Как на данный момент выстроено взаимодействие органов власти и бизнеса? На ваш взгляд, настроены ли органы власти на поиск компромиссов с предпринимателями?

— По итогам 2022 года мы видим снижение количества обращений в сфере контрольно-надзорной деятельности, давление со стороны контрольно-надзорных органов снижается. Это вызвано не только продлением моратория на проведение плановых контрольных и надзорных мероприятий, но и широким внедрением рискориентированного подхода и профилактических мер. Можно смело говорить, что реформа контрольно-надзорной деятельности заработала, политика меняется в сторону предпринимателей, предпочтение отдается профилактическим мерам, а не наказаниям и штрафам.

В рамках работы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности контрольные процедуры были минимизированы и значительно упрощены. Были проанализированы все обязательные требования, в том числе существовавшие с советских времен и уже устаревшие. Более 140 тысяч требований были отменены, что составляло порядка 40% всех действовавших правил для разных отраслей экономики (на уровне Российской Федерации). Была усовершенствована сама процедура контроля. А мораторий на проверки до 2030 года стал одной из действенных мер поддержки бизнеса в условиях санкций, по мнению самих предпринимателей.

О профилактике мы много говорим с бизнесом, в частности о профилактических визитах. Предприниматели часто совершают ошибку, отказываясь от профвизитов, не понимая, насколько это удобно и полезно. Мы призываем бизнес самим инициировать профилактические визиты. Предприниматели, которые уже это сделали, остались очень довольны. Именно здесь можно говорить о доверии бизнеса и власти.

«Предприниматели должны понять, что органы контроля приходят не для того, чтобы наказать, а чтобы помочь, разъяснить»

Уполномоченный при этом всегда рядом. В этом году мы участвовали в 12 профилактических визитах, которые проводили Гострудинспекция, МЧС, Минпром, Минэкологии, Росприроднадзор, Роспотребнадзор. Если вы сомневаетесь или опасаетесь, приглашайте нас, пишите на электронную почту biznes@bashkortostan.ru или звоните по телефону 218-18-18.

В последнее время на слуху было несколько новостей, связанных с конфликтами власти и бизнеса, — в частности, в Уфе у мэрии возникали споры с компанией «Речфлот» по поводу дебаркадера на набережной, с ООО «КМ» по поводу киоска «Лепешки от Игорешки» на улице Ленина, с компанией «Топ 3» по поводу размера компенсации за выкуп помещений магазина «Пфафф» на улице Октябрьской Революции, где проводится реконструкция. Как вы смотрите на эти конфликты и можно ли говорить, что они отражают некую системную проблему во взаимодействии власти и бизнеса?

— Да, компания «Речфлот» обращалась к уполномоченному. Основная причина, из-за которой у компании возникли проблемы, лежит в правовом поле. Компания не заключила договор водопользования с Минэкологии, который была обязана заключить. И несколько лет работала вне правового поля. А законодательство РФ и судебная практика говорит о том, что без такого договора использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей и размещения дебаркадера, не допускается (компания «Речфлот» в суде доказала необоснованность претензий мэрии и то, что договор водопользования не является обязательным для осуществления ее деятельности — Прим. ред.).

Я не раз говорила, что зачастую предприниматели обращаются к уполномоченному, когда исчерпаны все способы защиты своих прав, дело уже находится в суде, а это уже поздно.

Тем не менее мы тщательно разбирались в этом вопросе, в целях получения объективной информации направляли запросы в госорганы, помогали выстроить линию защиты. Нами была организована встреча предпринимателя с представителями Министерства экономического развития Башкирии, по итогам которой компании было предложено рассмотреть возможность участия в реализации инвестпроекта по созданию туристического объекта на территории региона.

По киоску «Лепешки от Игорешки» на улице Ленина. Конечно, мы знаем, этот киоск стоит на этом месте уже больше 25 лет, на основании договора аренды с Минземимущества РБ. Сейчас там планируется строительство сквера, и в связи с этим территориальное управление земельных и имущественных отношений провело выездное обследование.

По факту киоск стоит с нарушениями. Во-первых, он располагается на чужом земельном участке с другим кадастровым номером. Во-вторых, предприниматель самовольно увеличил площадь киоска с 28 до 50 квадратных метров. Ему выдавалось предписание о необходимости привести НТО в соответствие.

Как мы знаем, есть постановление о порядке выявления самовольно установленных НТО и мер, направленных на их демонтаж и перемещение. Согласно ему, предпринимателю вручено предписание о демонтаже. Но предприниматель с этим не согласился, обратился в суд с иском к администрации. Сейчас дело рассматривается в судебной плоскости, и нам остается только ждать решения суда.

По поводу магазина «Пфафф». Мы знаем, что сейчас идет масштабная реконструкция улицы Октябрьской Революции, на которой и находится магазин. Располагается он в нежилом помещении многоквартирного дома, в здании, которое является памятником культурного наследия. Из-за ремонта поток покупателей неизбежно снизился, предприниматель терпит убытки, вынужден закрыть магазин и искать другое помещение. Предпринимателю предлагали альтернативные решения, с которыми он не согласился. Выкупную стоимость собственники посчитали заниженной и обратились с иском в суд. Это их право. Опять же, мы ждем решения суда.

Еще одна тема, связанная с уфимской администрацией и бизнесом, которая активно прорабатывалась вашим предшественником Флюром Асадуллиным совместно с федеральным бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, — это желание администрации города ужесточить правила для объектов нестационарной торговли. Фактически речь шла о том, чтобы дать администрации возможность сносить ОНТ без решения суда, если эти объекты — «неправильные», что ставило под угрозу огромное количество маленьких булочных, различных торговых точек. В 2021 году проводились переговоры, и мэрия тогда брала перерыв в борьбе с киосками, а как в этом вопросе обстоит ситуация сейчас?

— Действительно, проблемы в сфере нестационарной торговли вызывали напряжение в 2022 году. Значительная часть таких обращений была из Уфы. С каждым случаем мы разбирались отдельно. Что важно отметить, предприниматели в снесенных объектах очень часто нарушали существенные условия договора.

Например, если специализация НТО в договоре была указана «цветы», то нельзя в данном НТО заниматься реализацией продуктов. Или же если в договоре прописана площадь 80 квадратных метров, а предприниматель поставил НТО площадью 120 квадратов, то он нарушил существенные условия договора. Или же он поставил НТО на другом участке, а не на том, который определен в договоре. Вот всём этом предприниматель нарушает существенные условия договора, которые влияют на его расторжение. Очень многие предприниматели стояли вообще без документов. Но есть же законодательство.

Нужно обязательно обсуждать с бизнесом те нормативно-правовые акты, которые принимает администрация города. Например, можно было бы расширить максимально перечень направлений деятельности, которыми может заниматься предприниматель в одном НТО.

Могу сказать, что в целом, по данным администрации Уфы, сейчас на территории города размещены 1670 нестационарных торговых объектов. И количество случаев, где были расторгнуты договоры, единичны. Нельзя говорить о какой-то системе, тренде по сносу НТО. Более того, по данным администрации Уфы, город планирует увеличивать количество НТО, их будет гораздо больше.

Я бы отметила вот какую проблему, которая действительно есть. Часто нестационарная торговля — это семейный бизнес, который передается по наследству. Но дело в том, что если индивидуальный предприниматель умирает, то наследники просто не могут принять его бизнес в течение переходного периода. Какие-либо «переходные» механизмы для этого ни федеральным, ни республиканским законодательством не предусмотрены.

Чтобы урегулировать этот вопрос, чтобы наследники имели возможность продолжать семейный бизнес, мы направили в Курултай свои предложения о внесении соответствующих изменений в законодательство. Такие изменения позволят урегулировать отношения между участниками семейного бизнеса, обеспечат соблюдение их интересов и в целом будут способствовать развитию института семейного предпринимательства.

Расскажите подробнее об этой инициативе, пожалуйста.

— Дело в том, что у ООО вопрос с правами наследования решается гораздо проще, чем у ИП, когда процесс может занимать по полгода. И всё это время наследники не могут распоряжаться этим бизнесом. Мы предлагаем на федеральном уровне ввести упрощенный порядок для регистрации семейного бизнеса и вступления в наследство.

Башкирия — один из немногих регионов, в котором законодательно закреплено понятие «семейное предпринимательство». Если вывести это определение на федеральный уровень, то для ИП, имеющего статус семейного предприятия, можно было бы ввести упрощенный порядок наследования бизнеса. Это бы значительно упростило многие процессы.

«Нужна либерализация уголовного законодательства»

Как в районах республики обстоит ситуация с развитием малого и среднего бизнеса? Какие меры, применяемые властями республики для поддержки предпринимательства в районах, вы бы назвали самыми эффективными? Согласны ли вы со ставкой на развитие придорожного сервиса, которую явно сделала республиканская власть в последние годы?

— Я уже отмечала, что в муниципалитетах выстроена эффективная система взаимодействия с бизнесом. Регулярно выезжая в районы, встречаясь с местными предпринимателями, могу сказать, что на местах муниципальная власть действительно заинтересована в развитии малого бизнеса. Идет очень серьезное изменение в развитии муниципалитетов, преображается экономика районов, именно за счет малого предпринимательства наши муниципалитеты расцветают, взять тот же Белорецк, Красноусольский, Чишминский район, которому, по моему мнению, уже можно присвоить статус города.

Благодаря поддержке и участию муниципальных органов смогли реализоваться многие успешные локальные бизнес-проекты, а это и дополнительные рабочие места, и налоговая база, и новые ниши на рынке.

Насчет поддержки и развития придорожного сервиса хочу отметить, что в регионе достаточно развитая сеть автомобильных дорог, поэтому система придорожного сервиса имеет важное значение. Придорожный сервис сегодня является одним из перспективных и инвестиционно привлекательных направлений развития территории.

Вы больше полугода являетесь в Башкирии главным бизнес-шерифом. Как бы вы оценили эффективность и влияние на бизнес-среду институции, которую вы возглавляете? С какими интересными кейсами вы сталкивались за этот период?

— На мой взгляд, институт уполномоченного — это универсальный инструмент, являющийся частью разветвленной системы поддержки и развития предпринимательства в нашем регионе. Очень часто именно мы видим сферы, которые не входят в компетенцию отраслевых министерств и ведомств.

А обращения в адрес уполномоченного являются маркером по болевой точке для бизнеса. Мы сразу стараемся увидеть, какой пробел в законодательстве спровоцировало это обращение. Только недавно мы выходили со своими предложениями, выступали на Консультативном совете при председателе Курултая Константине Толкачеве, на форуме «Зауралье», обсуждали либерализацию уголовного законодательства по экономическим составам.

Если говорить о конкретных обращениях, то, вот, например, обратились предприниматели из Уфы, занимающиеся ремонтом сотовых телефонов и компьютерной техники. Они пожаловались, что сотрудники полиции обязывают их предоставлять информацию о клиентах и сданном ими имуществе на постоянной основе, каждые 15-е и 30-е числа месяца.

В ходе работы над обращением уполномоченным направлен запрос в МВД Башкирии с просьбой прокомментировать доводы предпринимателя. Ведомство, разобравшись в этом вопросе, сообщило, что с сотрудниками внутри ведомства проведена работа о недопустимости требования предоставлять информацию каждые 15-е и 30-е числа месяца, а только по необходимости — исключительно для раскрытия конкретных преступлений.

Читайте также интервью предыдущего бизнес-омбудсмена Башкирии Флюра Асадуллина о потере инвестиций, блокировке Instagram (деятельность запрещена в РФ) и замене иностранных технологий.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем