UFA1

Подробнее
USD 92,01
EUR 98,72
Страна и мир истории Под ногами тучи и молнии: публикуем «Дневник высот» уфимца, штурмовавшего вершину Европы — Эльбрус

Честный рассказ о протоптанной туристической тропе, которая пускает к цели далеко не всех

Подняться на Эльбрус Сергей и Настя мечтали с 2013 года, когда впервые увидели гору, отдыхая в Кисловодске

Мечты всегда рисуют нам радужные картины, но не всегда мы способны вынести реальность, в которой наши мечты воплощаются. Сергей Порошин и его супруга Анастасия мечтали покорить Эльбрус несколько лет. Оба с детства занимаются спортом, предпочитают активный отдых, а зимой все выходные проводят на горнолыжках. Однажды их мечта сбылась — они отправились в сердце Кавказа.

Этот дневник для публикации UFA1.RU предоставил Сергей Порошин. Заметки о путешествии на Эльбрус написаны частично во время путешествия, частично — восстановлены по памяти уже дома, в Уфе. Далее публикуем текст полностью от лица Сергея Порошина.

За 12 месяцев до событий, Уфа, 150 метров над уровнем моря

Мы только приехали с Иремеля. В дороге решали загадку — горы меняют людей или туда едут совсем другие люди? Почему в горах всегда чище? Еще заметил, что «высокие» походы меняют отношение к повседневности. С вершины Иремеля увидел все иначе: наша бытовая суета — просто мелочь, недостойная внимания и сильных эмоций.

Сергей и Настя — заядлые путешественники, предпочитают активный отдых

Лет шесть назад, во время отдыха в Кисловодске, мы видели Эльбрус издалека. Все это время его вершины не давали покоя ни мне, ни Насте. Они стали нашей мечтой.

Наконец уже дома выдал жене сюрприз: тесть моего коллеги, новичка в отделе, профессиональный альпинист и горный инструктор. В этот момент наши мечты вдруг стали планами на ближайшее будущее.

За 9 месяцев до событий, Ямбург, 6 метров над уровнем моря

Я на работе. Даниил [коллега] уже принял решение — он идет с тестем в горы. А значит, решено окончательно — мы с Настей тоже идем. И уже договорились с бабушками и дедушками, есть на кого оставить детей.

Жена заспамила мою почту ссылками на YouTube и разными статьями с отзывами путешественников. Ее энтузиазм пока не к месту, мне некогда, да и до похода еще почти целый год.

За 3 месяца до событий, Уфа, 150 метров над уровнем моря

Настя, оказывается, уже вовсю тренируется на восхождение и заказала всевозможные витамины и медикаменты. Успела даже потратить приличную сумму в интернет-магазинах и подготовила список предстоящих покупок.

У Насти и Сергея две дочки. Детей на время похода на Эльбрус пришлось оставить с бабушкой

Я и сам начал тренироваться усиленно, утяжелил свою обычную утреннюю разминку. Пока сомневаюсь, нужен ли мне мельдоний (препарат, который запретили принимать профессиональным спортсменам. — Прим. ред.), а Настя его принимает уже месяц.

Узнали наконец-то, с кем будем подниматься. Можно сказать, что в компании все свои. Тесть Даниила, Борис Владимирович, собрал группу из круга знакомых. И среди них его жена и зятья, дети друзей и знакомые. Всего 15 человек, среди которых я и Настя. Но на Эльбрус пойдут не все, половина сразу решила, что ограничатся Приэльбрусьем.

За 5 дней до восхождения, Южный Джантуган, 2300 метров над уровнем моря

Палатка для похода на Эльбрус не выглядит как спецснаряжение для высотных походов

В нашей группе из Уфы никого, кроме меня и Насти. Все остальные — москвичи и краснодарцы. На дворе июль, а мы в снега пошли — никто нас не понимает. От этого немножко смешно.

Билеты на самолет Настя начала мониторить еще зимой, а купила в апреле. Долетели из Уфы до Анапы, из аэропорта забрал на машине Даниил. Вместе мы отправились в Усть-Лабинск, а уж оттуда вся наша группа выехала на заказном туристическом автобусе. Автобус огромный, а вещей у нас как раз под завязку.

Около 6 часов вечера оказались на месте — южный склон горы Джантуган. Отсюда Эльбрус кажется таким нереально близким, снег — нереально чистым, его белизна слепит даже отсюда. Кажется, только теперь развеялись мои сомнения, что наша мечта осуществится.

Базовый лагерь разбили быстро и слаженно, будто всю жизнь знакомы. Немалая заслуга в этом Бориса Владимировича — он знает свое дело.

По плану впереди четыре акклиматизационных подъема. Я спокоен и уверен в себе. Все будет хорошо.

На въезд в Приэльбрусье еще лето, но на Вершине Европы Эльбрусе — круглый год снег

За 2 дня до восхождения, Южный Джантуган, 2300 метров над уровнем моря

Только сейчас я понял, что такое горная болезнь. Это когда жутко болит голова и во всем теле только усталость. Хочется лечь и больше никогда не вставать.

Наша группа совершила уже четыре акклиматизационные вылазки, но мы с женой были только на трех. Одна из них оказалась самой жесткой — вершина ВЦСПС, поход по крутому склону и сыпучим камушкам дался тяжело.

Горняшка, или горная болезнь — это состояние, похожее на депрессию, когда хочется упасть и не вставать никогда

По-прежнему стоим в базовом лагере. Удалось подключить кабель к местной сети электроснабжения, так что с приготовлением еды проблем нет, варим на электрической плитке. Тут на склоне заброшенный детский лагерь отдыха, место обжили туристы. Людей — тьма. На горе тренируются альпинисты, спортсмены, много отдыхающих. Обстановка совсем не похожа на обычные дикие условия туристов: тут есть домики-вагончики для аренды, деревянные туалеты и даже банька с возможностью принять душ.

Во время акклиматизационных вылазок туристы собирали мусор, который оставили их нерадивые предшественники

На сегодня наша максимальная точка восхождения — 3800 метров над уровнем моря. Что не понравилось в эти дни, так это видеть, как по-хозяйски относятся туристы к природе. Повсюду мусор, пластиковые бутылки и пакеты. Большую часть мусора можно было просто сжечь. Мы так и сделали — во время подъема собирали все в мешки, а на обратном пути забрали в базовый лагерь, где половину кинули в костер, другую — в мусорные контейнеры. Так наша группа почистила четыре тропы — на ледник Кашкаташ, пик Вольная Испания, до Зеленой гостиницы на перевале Гумачи и до перевала ВЦСПС.

И только сейчас все начали понимать, насколько были наивны в своей самоуверенности. И каждый опасается, не помешает ли высотная болезнь именно ему дойти до желанной высоты.

1 день до штурма, «Приют-11», 4100 метров над уровнем моря

Накануне в обед мы оставили базовый лагерь. Группа разделилась на две части, дальше отправились лишь те, кто пойдет на штурм вершины. Нас восемь человек. И нам снова повезло — у Бориса Владимировича есть знакомые из местных, до поляны Азау нас довезли на микроавтобусе. Дальше отсюда будем подниматься на подъемниках. На поляне неплохой туристический городок, есть возможность доукомплектоваться туристам. Мы зашли в местную аптеку за таблетками, облегчающими горняшку.

На поляне Азау туристы могут доукомплектоваться, тут есть и магазинчики со снаряжением, и аптеки, и сервис

«Приют-11» — общепринятая крайняя точка перед штурмом, когда-то здесь бы полноценный лагерь, но он сгорел в 1998 году. Сейчас стоят «домики» из огромных цистерн. Чтобы добраться сюда, придется заплатить за вход и экологический сбор.

Как оказалось, экологический сбор — сплошная профанация. Мусор никто не убирает. Мы разбили палаточный лагерь чуть выше основной базы с туристами. Рядом — деревянный туалет. Он прямо над обрывом. И все летит вниз, а ветер разносит по ущелью не только естественные биоотходы, но и «блага цивилизации» — предметы гигиены, пластиковые бутылки, другой мусор.

Сегодня был еще один, финальный акклиматизационный подъем — до ратрака на высоте 5000 метров. (ратрак — это снегоуплотнительная машина для выравнивания и фрезерования снежных склонов на горнолыжных курортах. — Прим. ред.). Когда-то здесь сломался ратрак, отремонтировать сразу его не смогли, а со временем он сильно просел в снегу. Теперь это местная достопримечательность и чекпойнт для туристов.

Нельзя назвать это серьезной проблемой, но на такой высоте невозможно посидеть у костра — тут нет ни дров, ни воды. Мы готовим на газовой горелке.

Привал во время акклиматизационной вылазки. Улыбок на лице нет, лишь усталость

Подъем до ратрака прошел нормально, а вот когда вернулись, плохо стало всем — накатила головная боль, усталость, дезориентация. Вокруг шум и гам, но нам надо отдохнуть — до штурма осталось всего семь часов.

Внизу, под нами, в это время начался настоящий шторм. Я потрясен красотой, ниже бушует непогода, под ногами плотные тучи, в которых сверкают молнии, вокруг нас только небо и заснеженные вершины гор. Ложиться спать страшно. Кажется, что палатку вот-вот снесет ветром.

Перед штурмом, «Приют-11», 4100 метров над уровнем моря

Время половина первого ночи. Обычно дома я в это время только ложусь спать, а тут подъем — пора собираться, до цели, до мечты осталось совсем чуть-чуть.

В то время, когда все нормальные люди спят, покорители Эльбруса просыпаются

После сна чувствую себя лучше, вернулось упрямое желание достичь вершины Европы. Вокруг непроглядная тьма, а в ней, кажется, тысячи маленьких огоньков. Не верится, что вся эта толпа с фонариками — покорители горных вершин, а я всего лишь один из туристов-оптимистов.

Штурм Эльбруса, 4700 метров над уровнем моря

Я устал. Очень устал. Сильно устал. Я никогда в жизни настолько сильно не уставал. Мы идем уже пять часов. Каждый шаг в голове отражается единственной мыслью: «Устал».

Один из группы все-таки остался в штурмовом лагере из-за травмы ноги, мы поднимаемся всемером.

Если всмотреться в фотографию, то можно увидеть дугу горизонта — Земля круглая

Прямо сейчас мы встречаем рассвет. Привал. Кто-то пьет чай или жует сухофрукты. Меня тошнит, ничего не хочу и плохо понимаю, зачем я здесь. Хочу вернуться. Борис Владимирович подбадривает меня, напоминая, что это всего лишь депрессия горняшки. В то же время предостерегает от чрезмерного упрямства — гипоксия может обернуться отеком мозга и легких. Нам очень повезло с опытным гидом, он постоянно внимательно следит за самочувствием каждого участника группы.

Чем выше мы поднимаемся, тем чаще наши передышки, склон все круче, идти все труднее. Тем не менее решаю идти дальше вверх.

Штурм Эльбруса, 5000 метров над уровнем моря. Путь обратно

Мои последние шаги на пути вверх остались в тумане без мыслей. Помню только необоримое желание вернуться, апатию и злую шутку «зато здесь чисто». Сейчас я спускаюсь, мне легче с каждым шагом, я будто возвращаюсь к жизни, я наконец-то нормально дышу!

Я развернулся на высоте 5000 метров, жена с группой ушла дальше. К тому времени наверху резко ухудшилась погода, поднялась метель. Переживаю за наших.

После общего фотоснимка Сергей развернулся, а его жена Анастасия продолжила путь к вершине Эльбруса

День штурма Эльбруса, 4100 метров над уровнем моря, лагерь

Я и еще один коллега из нашей группы вернулись, но пятеро наших дошли до вершины! Они были в дороге 12 часов: девять — к вершине и три — на спуске.

Ждал наших в штурмовом лагере. Вздохнул с облегчением, когда понял, что среди спускающихся идут Настя и остальные. Немного завидую им — они поднялись над метелью и облаками, но на фотографиях оттуда нет меня.

После восхождения, Южный Джантуган, 2300 над уровнем моря

С каждым шагом обратно, с каждым метром чувствуешь, насколько легче становится дышать, прилив сил, забываешь об усталости. Я отдохнул и, наверное, счастлив.

Прямо сейчас мы сворачиваем в базовый лагерь, убираем после себя мусор, собираем то, что нельзя сжечь. Разговариваем мало. Вчера немного отметили наш «подвиг», посидели у костра, поделились впечатлениями. Все устали, и у каждого то самое чувство опустошения, которое бывает, когда пройдена цель.

Наше молчание прерывается, только когда мимо проходят участники из других групп. Среди них есть и соотечественники, и иностранцы. Все пытаются поделиться эмоциями, и тут уже неважно, на каком языке говорят эти люди, все чувствуют одно и то же: усталость и умиротворение на спуске, энтузиазм — перед восхождением.

На вершинах гор — снег, чуть ниже — невозможно без крема от загара

UFA1.RU уже рассказывал о путешествиях уфимцев в «Запределье». Например, о походе Яны Калининой и ее подруги на Хибины в Мурманской области, где девушкам пришлось спасаться от дождя мешками для мусора. А еще — о покорении Тимуром Салиховым Чукотки, где главное — сплоченность и радушие. Но некоторые туристы настолько чудаки, что и в Новый год уходят подальше из дома.

А вы становились героем подобных приключений? Присылайте сообщения, фотографии и видео в нашу редакцию на электронную почту, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в редакционный WhatsApp по номеру: +7 987 101–84–78.