16 сентября понедельник
СЕЙЧАС +11°С

«Научился копать в любой непонятной ситуации»: уфимец покорил Чукотку и узнал секрет Севера

По словам путешественника, главное на краю земли — сплоченность и радушие

Поделиться

Для Тимура (в центре) приглашение на край земли стало вызовом

Фото: Тимур Салихов

Уфимец Тимур Салихов — видеооператор, его работа и хобби — запечатлевать яркие события. С недавних пор страстью Тимура стали съемки путешествий. Новое увлечение не только подарило вдохновение, но и толкнуло молодого человека на приключения: вместе с отчаянными напарниками Тимур покорить далекую и опасную зимнюю Чукотку. О трудностях и удивительных открытиях, подаренных поездкой, Тимур рассказал журналисту портала UFA.RU.

Судьбоносная встреча

История путешествия на край земли началась задолго до поездки, в снегах под Иремелем. Там Тимур познакомился с будущим организатором экстремального трипа.

— С Сергеем Саймановым впервые встретились в суровой поездке по Башкирии. В горах мы строили жилище из снега, ночевали в палатке, в спальниках. В таких условиях убедились в том, что оба — надежные люди, и отправились в первое далекое путешествие — в Казахстан, — рассказывает Тимур. — Через год Сергей ошеломил меня новой идеей — отправиться на край земли в буквальном смысле этого слова! Дальше Северного Ледовитого океана, на Чукотку, в город Певек.

Для Тимура, считавшего себя туристом-любителем, приглашение стало вызовом. Сказано — сделано. Ребята приступили к серьезным сборам.

Так далеко на легковом автомобиле до команды Тимура еще никто не забирался

Так далеко на легковом автомобиле до команды Тимура еще никто не забирался

Бескрайняя родина

Первым делом путешественники разузнали все о зимней Чукотке: климат, население, фауна края. Чем больше новоиспеченная экспедиция узнавала о местах, тем сильнее они манили отважных покорителей.

— Для интереса посмотрите в интернете, где город Певек. Вы удивитесь, насколько огромная у нас страна! Это даже не Владивосток, там температура зимой доходит до -60 градусов, белые медведи и олени — хозяева той земли. Людей там — полтора землекопа, и то — на сотни квадратных километров! — делится впечатлениями Тимур. — Мне довелось побывать в Африке, в Индонезии я жил с местными жителями. Но ничего похожего на Чукотку ещё не видел.

С любопытством ребята изучали опыт предшественников и жадно искали любые статьи и очерки о путешествиях на Чукотку. Но информация попадалась лишь о поездках в летнее время. Зимой мало кто отваживался покорять ледяные просторы. Но парни решили во что бы то ни стало исполнить задумку.

Можно проехать неделю и не встретить ни души

Можно проехать неделю и не встретить ни души

На подготовку — полгода

Планировать и отрабатывать технические моменты предстоящего путешествия ребята начали еще в сентябре. Нужно было основательно «прокачать» автомобиль, который на несколько недель должен был стать им и домом, и вездеходом.

— Моральная подготовка — это взял тёплые вещи, спальник, еды в карман закинул и готов. Я бывал уже в суперсуровых условиях: чуть не замерз на Килиманджаро, прошёл Эльбрус, ночевал в снегах, бегал марафоны... Волевые качества у нас всех на высоте! Наш третий товарищ Игорь Курсако — штурман. Он вообще бывший профессиональный военный, готовый к любым трудностям. Да и Сергей Сайман из суровых походников, которых тянет в условия, где всё выключено, а не включено, — смеется Тимур.

Для поездки выбрали Land Cruiser 200. Машина уже участвовала в подобных поездках и показала себя с хорошей стороны.

— Самое важное — это утепление автомобиля: двойной стеклопакет. Векторные розетки по всему салону, чтобы можно было легко подзаряжаться и делать фото и видео, — загибает пальцы путешественник. — Батарейки при -40 градусах разряжаются в течение нескольких минут! Также у автомобиля есть второй топливный бак, он больше, чем основной.

Бураны на Чукотке такие, что дальше 15 метров ничего не видно

Бураны на Чукотке такие, что дальше 15 метров ничего не видно

Главный помощник в дороге

Розетки и фотоаппарат в путешествии нужны, но, чтобы выжить в зимней Чукотке, не обойтись без другого предмета.

— В первую очередь надо брать лопаты! Снега там много. Мы научились копать в любой непонятной ситуации! Север не прощает ошибок. Мы могли бы ехать всю неделю и никого не встретить, это вполне реально. Еду лучше брать с запасом, на неделю пребывания. Теплые вещи, чтобы продержаться, если вдруг дорогу завалит снегом, — говорит Тимур. — В некоторых местах мобильные телефоны не работают, на спасателей надежды мало. Да и среда настолько непредсказуема, вряд ли кто-то будет тратить миллионы на спасение двух-трех человек. В страховой компании на вопрос, спасут ли меня, ответили: «Ну, наверное, да». К счастью, мы не проверяли это на практике.

Ребята научились копать в любой непонятной ситуации

Ребята научились копать в любой непонятной ситуации

Экипировка и цена

Путешествие — дело нелегкое, к тому же затратное. А когда речь идет о поездке на край земли, то точно придется раскошелиться.

— Со снаряжением нам помогли спонсоры. Ботинки были рассчитаны на -30... -40 градусов, утепленные пуховики предоставили на лютые морозы. А вообще, если считать расстояние от Челябинска до города Певек и обратно, то на всё у нас ушло 320 тысяч рублей. Сэкономили мы порядка 130 тысяч благодаря поддержке. А так в 500 тысяч бы всё это обошлось. На троих. За дорогу сожгли более 3300 литров топлива, — рассказывает Тимур.

В путь ребята отправились, тщательно испытав машину. Впереди разложили пассажирское сиденье, задние места также оборудовали под спальное место. Спали по очереди, за руль садились — тоже.

Без бульдозера на чукотской трассе делать нечего

Без бульдозера на чукотской трассе делать нечего

«Ни души на сотни километров»

Далекий край приготовил для покорителей суровые испытания. С трудностями ребята сталкивались на каждом шагу.

— От города до города километров 300, и никого вокруг! Бывает, и на 500 километров — ни одного поселения. Однажды пришлось машину из сугробов вытаскивать, мы почти стали кандидатами в мастера спорта по копанию снега, там я нос отморозил. А еще, представьте, сидят в машине трое мужиков, которые не мылись неделю! Вот это была настоящая жизнь! — улыбается Тимур. — На обратном пути, когда мы выехали из города Билибино, проехали Чершски и решили гнать без остановки, чтобы оказаться поближе к дому, на реке Колыме все занесло снегом. Перед нами даже КАМАЗ встал! Копать было бесполезно, и мы ждали подмоги. Сутки примерно. Потом услышали по рации, что КАМАЗы мимо проезжают, они нас и вытащили. Тогда так вокруг мело, что дальше 15 метров ничего видно не было. После мы остановились в поселке Колыевское, а на утро тронулись дальше. Перед нами были дорожники, три трактора-«Кировца», бензовоз, вахтовка, в которой можно ночевать. В такой компании мы ехали четыре дня примерно 200 километров!

В ясную погоду здесь правят бал белизна и синева

В ясную погоду здесь правят бал белизна и синева

Главное открытие

Снег и холод, дикие животные и непроходимые снежные курганы, опасность и адреналин — за этим ребята отправились на Чукотку, но столкнулись с чем-то гораздо более удивительным.

— Самое необыкновенное на Севере — люди. До сих пор не представляю, как там живут и выживают. Зима девять месяцев в году, информационный вакуум, слабый интернет и плохая связь, но и ценности совсем другие. На всем пути мы останавливались у тех, с кем лично раньше не встречались, не были знакомы! Нам помогали те, кто видел нас впервые, — говорит Тимур. — С кем-то списывались в интернете, с кем-то встречались случайно. И каждый раз слышали: «Ух, классные вы ребята, давайте, вы у нас будете жить!» Как в селе Колыевское, когда мы на сутки застряли в снегах. Телефонный разговор: «Алло, главврач? — Да! — Тут туристы приехали, давай у тебя переночуют? — Ну, сутки только, не больше». Приходим к главврачу, а он: «Ладно, оставайтесь еще на несколько дней!» Позже в селе Андрюшкино позвонили знакомому: «Ты уехал? — Да. — Слушай, а у тебя можно тут туристы остановятся? — Не вопрос, ключи там-то лежат, отдавайте их!»

В городе Певек ребятам дали дом на троих и подарили много топлива. В Билибино путешественников встретил и приютил боксер, мастер спорта.

— Гостеприимство классное! Север, наверное, выживает за счет этого: сплоченности и радушия. У местных доброе отношение друг к другу, взаимовыручка есть, и мы ее на себе почувствовали. Злых там нет, это просто отсутствует в северном характере, такие там не выдерживают и уезжают.

Главное богатство Чукотки — это люди

Главное богатство Чукотки — это люди

Рецепт северного счастья

Воля, закалка и особое мироощущение — с этим ребята познакомились в дороге, это успели постичь и насладиться.

— Людей там очень мало, но я почувствовал себя комфортно! Мне нравилось там просыпаться каждый день. В Уфе, другом крупном городе нас одолевает тысяча мыслей: сделать то и это, иначе опоздаешь. Вот только куда, непонятно... В тех суровых краях можно глубоко вдохнуть, успокоиться и погрузиться в медитацию... Мне этим Север и нравится, он не грузит. Одна забота — как прожить до завтрашнего дня. Все просто и понятно, — делится Тимур. — А еще удивительная способность человека приспосабливаться. В холод никто из нас не заболел. В Колыевском во время ночлега в больнице не было холодной воды, только горячая! Так я умудрился помыться, хоть парни и не решились.

По словам Тимура, местные народы отличаются добродушным нравом и всегда готовы помочь

По словам Тимура, местные народы отличаются добродушным нравом и всегда готовы помочь

Местный колорит

На территории Чукотки живут разные народности: чукчи, якуты, эвенки, юкагиры. По словам Тимура, они внешне выглядят одинаково. Но культура, быт, обычаи и разговоры, язык, предметы быта — все разное.

— У одних календарь такого типа, у других другого типа. Одежда. Многие народности здесь раньше сильно враждовали. Но сейчас уже не за что воевать. Например, юкагиры, их осталось в мире всего 700 человек, и то это по статистике, а там, может, и того меньше. Самыми воинственными были чукчи, они выселили другие народы. Могучие, едят сырую рыбу чир, вылавливая ее из воды в -30 градусов. Эта рыба очень жирная. А когда на улице -40, люди мерзнут. Едут на оленьих повозках, берут эту рыбу и кромсают ножом. Едят ее, и она согревает. А в самые тяжелые времена олень съедается полностью. Олень для северного жителя — это все.

Самобытных представителей народностей, по словам Тимура, почти не осталось.

— Нам интересную историю рассказывал один бывший оленевод — женщина, она уже пожилая, не может ходить. В молодости ей довелось попасть в Новосибирск на учебу. Она знала, что может сдать экзамены на пятерку. Тогда бы ей пришлось жить в городе, стать каким-то специалистом, а про свою оленеводческую жизнь, которая была с молоком матери впитана, забыть. Тогда она специально завалила экзамен, чтобы не быть в обществе цивилизованных людей. Приехала снова к себе в Чукотку и стала кочевать с оленями. Только к старости ее образ жизни поменялся, потому что здоровье уже не позволяло жить по заветам предков. У молодежи сейчас совсем другие ориентиры.

Вырастая, дети разъезжаются по большим городам — не все на Севере могут жить по заветам предков

Вырастая, дети разъезжаются по большим городам — не все на Севере могут жить по заветам предков

Современная Чукотка

Главная проблема сурового края, по признанию путешественника, — выпивка. Многие местные из-за размеренности жизни северных широт, превращают алкоголь в главное развлечение.

— Но есть и положительные примеры. Мы встретили женщину, ей 64 года, говорит, что северные условия не помеха для долголетия. Она не пьет, занимается спортом, выглядит пободрее многих городских жителей большой земли. Она и алкоголь принципиально не продает в своем магазине, хотя могла бы сделать большую выручку на этом. Потому что ценит свой народ, она чукча, — говорит Тимур.

В домах, где живут коренные жители, на дверях подъезда нарисованы орнаменты: круг, киты, лодка, рыбы, птицы. Чтобы местные жители знали, что здесь живет чукча.

— Меня очень удивил один человек, Игорь Ранаф, он чукча. Многие коренные привыкли, что с советского времени их спонсирует государство, помогают им выживать: платит большие деньги, дает снегоходы. В те годы там все жили хорошо. Многие, как в прежние времена, относятся к поддержке как к должному. А Игорь Ранаф из другой породы, он встал на ноги с нуля и стал успешным. Его несколько раз приглашали в Финляндию, Канаду, предлагали обучать оленеводству. Он даже купил лодку за несколько миллионов рублей и сам теперь помогает местным жителям переправляться. Не бесплатно, но сколько же пройдет десятков лет, пока это все окупится…

Цены Чукотки и впрямь заставляют с умом не только зарабатывать деньги, но и тратить.

— Дизель стоит примерно от 60 до 70 рублей за литр. Продукты туда завозят раз в году, морем. Мясо, окорочка, фрукты и овощи всякие, а ближе к Новому году все это портится. Авиапочтой еще можно доставить продукты, но это очень дорого. Цены на помидоры, огурцы, яблоки, бананы, груши, апельсины от 600 рублей за килограмм. Ели жареную картошку, а она там стоит 300 рублей за кило. Вообще есть у местных список дотационных продуктов, которые спонсирует государство. Выплачивает полстоимости за некоторые позиции, список (примерно из двадцати продуктов). Но это как повезет, и не во всех поселках есть магазины.

Цены на краю земли впечатляют — товары сюда забрасывают раз в год

Цены на краю земли впечатляют — товары сюда забрасывают раз в год

Красивые и опасные просторы

Ребят покорили не только жители, но и природа края. Бескрайние белые просторы не наскучили путешественникам

— Именно в этой нетронутой чистоте и красота! Сложно передать эмоции, лучше однажды увидеть, — вспоминает Тимур. — Жалко, что мы попали в пургу, медведи все попрятались по норам своим, мы их не видели. Мы встретили только лисицу и песца, — рассказывает Тимур.

Но белоснежная красота таит и смертельную опасность. Ребята не на шутку переживали, но не за себя, а за местных жителей.

— Неподготовленные холодные машины, они вынуждены гонять между городами на них по зимникам. Зимники — это трассы, которые строятся на болоте, на реках. Вода замерзает, проходит трактор и ковшом снимает снег. А весной эта дорога исчезает. Иногда зимники заносит, иногда появляется наледь, а местные на свой страх и риск преодолевают ежедневно такие опасные пути.

Была ситуация, мы предложили одному водителю: «Давай подождём до утра или пару часиков, пока река замёрзнет». Он ответил: «Я не могу, топлива не хватит!» А у самого полный салон людей! Он подвергает и себя смертельной опасности, и своих пассажиров. Это самое ужасное, что мы видели.

— Именно в этой нетронутой чистоте и красота! Сложно передать эмоции, лучше однажды увидеть, — считает Тимур

— Именно в этой нетронутой чистоте и красота! Сложно передать эмоции, лучше однажды увидеть, — считает Тимур

Ребята ездили до метеостанции Велькаркай, где ранее на легковых автомобилях была лишь одна экспедиция. Двигались по морю, которое выходит на Ледовитый океан, и горной местности. Попытались даже покорить мыс Шмидта.

Следующая цель Тимура — Монголия. Поездка запланирована в сентябре. А после — увлекательное ралли «Шелковый путь от Иркутска до Китая». Но, по признанию парня, Чукотка — навсегда запала в душу каждого путешественника и изменила его.

Еще один отважный уфимец Олег Чегодаев в одиночку покорил 30 горных вершин Южного Урала. Он рассказал о своих приключениях и о том, как защитить природу от человека. 

Вы покорили Эльбрус, заглянули в кратер Килиманджаро или прошли в одиночку пустыню Гоби? Расскажите о своем путешествии нам! Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101-84-78. 

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Гость
    5 сен 2019 в 08:37

    Вот мне не интересно! Читайте, позавидуйте !

    Майя
    4 сен 2019 в 16:03

    Черский, Колымское, Валькарай. 🙂Приезжайте теперь к нам в августе, привет из Билибино! 🤗

    Гость
    4 сен 2019 в 11:08

    Похоже на вброс, ведь средняя зарплата - 35 000 рублей, и на машину придётся копить 15 лет (в базовой комплектации). Должно быть у путешественника девять жизней, четыре из которых он уже разменял.