Наука Исламский банкинг: специфика и перспективы

Исламский банкинг: специфика и перспективы

В кризис исламский банкинг привлек к себе повышенное внимание инвесторов. Что же он собой представляет и чем отличается от традиционных финансовых инструментов, существующих в банковской системе?..

В кризис исламский банкинг привлек к себе повышенное внимание инвесторов. Что же он собой представляет и чем отличается от традиционных финансовых инструментов, существующих в банковской системе?

Самое главное отличие: исламские банки строго придерживаются норм ислама, в соответствии с которыми кредитование со ссудным процентом (ростовщичество) запрещено. Все исламские финансовые инструменты построены таким образом, чтобы выполнить данное условие и в то же время получать прибыль от своей деятельности.

Традиционный банк, по сути, покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента. Исламский же банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную. Каким образом?

Банк открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков. Этими средствами он финансирует предпринимателей. Однако вместо традиционного процента предприниматель делит полученную прибыль с банком, а тот в свою очередь с вкладчиком.

Главный же принцип таков: вознаграждение банка или вкладчика не является изначально гарантированным, а возникает как производное от прибыли бизнеса. Таким образом, из экономического оборота полностью выводится основа господствующей банковской системы – ссудный процент. Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что, поскольку деньги не есть товар, они не могут возрастать лишь потому, что были выданы в виде ссуды.

Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложенными в экономику, создали реальную добавленную стоимость.

Поэтому традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, вне закона. Равно как и облигации – процентные бумаги. Взамен традиционных банковских и инвестиционных продуктов в исламском мире существует целый ряд своих специфических форм.

«Мушарака» – совместная реализация проекта силами банка и предпринимателя. В рамках этой операции банк кредитует определенный проект. Фактически речь идет о специфическом виде проектного финансирования. Корни этих операций уходят в караванную торговлю, когда одни купцы предоставляли товар, другие доставляли его до места назначения и продавали.

При мушараке банк осуществляет финансирование, не связанное с взиманием определенного процента, а участвует в полученной прибыли. Распределение прибыли осуществляется следующим образом: определенная доля выделяется партнеру в оплату за его труд, управленческий опыт или иное участие в сделке или проекте. Оставшаяся часть распределяется между партнером и банком, предоставившим финансирование, в соотношении, пропорциональном вкладу каждого участника, в совокупные расходы по проекту. При убытках потери распределяются пропорционально участию в финансировании.

«Мудараба» – договор, согласно которому клиент банка передает деньги банку для последующего вложения этих денег в определенный проект или вид деятельности. Прибыль, полученная в ходе реализации проекта, делится в оговоренной пропорции. Эта операция представляет собой аналог пассивной банковской операции – привлечения денег. Исламская уникальность в том, что клиент знает, куда идут его деньги. Банк не может вкладывать деньги в некоторые запрещенные виды деятельности: производство и продажу алкоголя, организацию игорных домов и домов терпимости. Также мудараба исключает получение процентов в чистом виде.

«Мурабаха» – финансирование коммерческих операций, разновидность договора купли-продажи. Банк приобретает определенный товар с целью перепродажи. Такая деятельность не противоречит шариату, поскольку торговля предполагает определенное личное участие и усилия. Банк берет на себя организацию продаж, хранение, перевозку и т.д. К примеру, банк приобретает от своего имени и за свой счет товар по заказу клиента. При этом банк принимает на себя весь риск торговой операции. В последующем банк перепродает товар клиенту по цене, которая включает в себя оговоренную в договоре наценку. Эта наценка и становится доходом банка.

К другим операциям, характерным только для исламского банкинга, относятся:

  • «иджар» – долгосрочная аренда, аналог лизинговой операции;

  • «салям» – авансовое финансирование, преимущественно в аграрном секторе, схожее с договором контрактации;

  • «иджар ва-иктина» – соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить ранее взятые в аренду оборудование, сооружения производственного назначения;

  • «закат» – обязательный налог (2,5%), в соответствии с Кораном взимаемый с имущества состоятельных мусульман и направляемый на обеспечение бедных, неимущих слоев мусульманского общества, обеспечение проектов улучшения быта и общественных работ;

  • «кард-аль-хасан» – беспроцентная ссуда. Банк предоставляет лицу или организации беспроцентную ссуду, возвращаемую в оговоренный срок. Банк может выделить беспроцентную ссуду правительству или организации для осуществления общественных проектов (строительство заводов, фабрик, дорог, жизненно важных объектов);

  • «бей-би-силаа» – форвардная сделка, при которой покупатель платит частично авансом за товары.

Особого внимания заслуживают так называемые «сукуки» (беспроцентные исламские облигации), выпускаемые под определенный материальный актив, где эмитент рассматривается в качестве долевого собственника данного актива. Доходность сукуков зависит от прибыли на базовый актив, а эмитент дает инвестору безотзывное право выкупа актива по фиксированной стоимости. Преимущество данного вида облигаций заключается также в низкой волатильности и тенденции инвесторов удерживать эти бумаги до наступления срока погашения.

По данным «ВТБ-Капитал», в настоящее время в мире обращается сукуков на сумму 90 миллиардов долларов США, а начавшееся падение объемов их эмиссии в 2008 году (в три раза по сравнению с 2007 годом – с 50 до 15 миллиардов долларов) было связано с фетвой исламских богословов, признавших 80% всего объема эмиссии сукуков не соответствующими нормам шариата. Отрицательным фактором, сказавшимся на привлекательности сукуков, является и то, что нижней границей объема заимствования, определяющей целесообразность эмиссии сукуков, является планка в 100 миллионов долларов США.

Использовать исламские финансовые инструменты могут любые предприниматели независимо от вероисповедания. Многие аналитики называют рынок исламского финансирования, который активно развивается последние несколько десятков лет, одним из наиболее перспективных. По мнению экспертов, ситуация с Dubai World не повлияет на состояние рынка исламского финансирования. «ВТБ Капитал», инвестиционное подразделение ВТБ, уже несколько месяцев готовит выпуски исламских облигаций сукук. «Нам интересен этот инструмент. Мы рассматриваем возможность выпуска», – отметил ранее глава «ВТБ Капитала» Юрий Соловьев.

Сам исламский банкинг относительно молод. Исламские банки с конца 60-х годов прошлого века действуют в Малайзии и практически во всех арабских странах. Но отправной точкой развития исламского банкинга считается создание в 1975 году Исламского банка развития и Дубайского исламского банка.

Сравнительно недавно появились исламские банки в Европе, где довольно велика доля населения, трепетно относящегося к законам шариата. В поисках новых клиентов целый ряд крупных традиционных европейских банков предлагает специфические продукты. Среди них, например, французский Societe Generale. В немецком Маннхайме (Mannheim) в скором времени будет открыт первый на территории Германии мусульманский банк, который будет функционировать в соответствии этическими нормами Корана. Открытие банка Kuveyt Tuerk Beteiligungsbank, главные офисы которого располагаются в Кувейте и Турции, запланировано на март 2010 года. Ожидается, что постепенно число немецких филиалов может возрасти до 10.

По данным HSBC, в мире существует около 300 исламских финансовых институтов.

В РФ, где общая численность мусульман достигает 20-23 млн человек, инструменты исламского финансирования небезынтересны. По данным опроса Совета муфтиев России, об альтернативных способах финансирования дел и личных потребностей задумываются 69% опрошенных. 56% выражают готовность стать клиентом исламского банка, еще 26% подумывают над этим. В России исламский банкинг представлен уже несуществующим «Бадр-Форте Банком», одним ПИФом и несколькими выпусками sukuk. Пионером, предпринявшим первую попытку развития исламских финансовых инструментов, был БТА Банк (СлавинвестБанк).

Одна из первых в России инвестиционных компаний, которая будет вести свою деятельность в соответствии с законами шариата, – Татарстанская международная инвестиционная компания (ТМИК) — начнет работу к концу I квартала 2010 года; ее уставный капитал составит около трех миллионов долларов. «Компания должна заработать к концу первого квартала. Ее уставный капитал пока составит около трех миллионов долларов», – сказал один из учредителей компании. Примерно 60% средств планируется инвестировать в проекты на территории Татарстана, оставшиеся – в других регионах РФ.

Компания будет работать в форме закрытого акционерного общества и пока не получает банковскую лицензию ЦБ.

Наиболее перспективными инструментами исламского банкинга в России эксперты считают мурабаху (продажа с отсрочкой платежа), мударабу и мушараку (доверительное и совместное управление), такафул (страхование) и sukuk. Созвучным с мурабахой в российской практике является коммерческий кредит. Однако применение каждого из данных инструментов сопряжено с определенными трудностями, в основном обусловленными различиями в законодательстве.

«Российское банковское законодательство, в отличие от законодательства отдельных стран, не предполагает возможности реализации модели банковского бизнеса в соответствии с требованиями шариата. Так, с учетом имеющейся информации о практике финансовых операций, осуществляемых так называемыми «исламскими банками», их операции с точки зрения российского банковского законодательства не могут, строго говоря, именоваться банковскими, т.к. возмездность относится к существенным условиям таких договоров, как банковский вклад и кредит, причем плата по ним установлена в виде процента, что строго запрещено нормами шариата», – поясняет заместитель председателя Национального банка Республики Башкортостан Марат Кашапов.

В то же время статья 421 Гражданского кодекса РФ, по словам Марата Даниловича, устанавливает принцип свободы договора, предполагающий, в частности, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. «Таким образом, в принципе, российское законодательство предоставляет возможность гражданам и юридическим лицам вступать в любые, не запрещенные законом правоотношения, в т.ч. соответствующие нормам шариата».

Устранить существующие проблемы возможно при правильном структурировании сделок, уверяют эксперты, но в отдельных случаях необходимы изменения в российском законодательстве, так как любой вид экономической деятельности предполагает необходимость соблюдения целого ряда требований: в области бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, организации корпоративного управления, защиты прав потребителей, финансового регулирования и т.д.

«Так, например, недавно в Казахстане был принят специальный закон об исламских банках. Как нам известно, в настоящее время вопрос обсуждается и в России, как в мусульманской общине, так и в среде финансистов. В частности, эта тема освещалась на ряде конференций, а в Ассоциации региональных банков России для целей юридической проработки проблемы недавно была создана рабочая группа по альтернативным (исламским) финансовым институтам и продуктам, куда вошли авторитетные эксперты в этой сфере», – рассказал Марат Кашапов.

С тем, что необходимы изменения в законодательстве, согласен и руководитель Комитета по стандарту «Халяль» Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Ильшат Гизатуллин. С учетом того, что в последние несколько лет власти активно выступают за повышение доступности финансовых услуг, продвижение новых финансовых провайдеров, по словам экспертов, вполне вписывается в этот контекст.

«В случае детальной проработки юридической стороны вопроса и реализации соответствующих законодательных инициатив, как нам представляется, исламская модель финансовых услуг вполне могла бы быть востребована в Башкортостане, учитывая значительную долю мусульманского населения. Реализация исламской финансовой модели способствовала бы расширению объемов финансирования за счет привлечения дополнительных ресурсов, а также снижению рисков благодаря более рациональному вложению средств, повышению ответственности инвесторов и получателей ресурсов. А все это благотворно сказалось бы на состоянии экономики и общества», – резюмирует заместитель председателя Нацбанка РБ Марат Кашапов.

Таким образом, схема исламского финансирования основана на распределении рисков, где клиент и банк совместно несут ответственность по любым инвестициям на согласованных условиях распределения прибыли. Клиенты к таким условиям сегодня готовы, а вот российским банкам для реализации этой модели финансирования требуются законодательные поправки.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем