Мой дом Что ждет автошколы, или Годимся ли мы в водители?

Что ждет автошколы, или Годимся ли мы в водители?

С этого года автошколы обязали покупать приборы для тестирования психофизиологических качеств будущих водителей (устойчивости внимания, скорости реакции и так далее). Пока ГИБДД одобрило лишь один тип устройства производства...

С этого года автошколы обязали покупать приборы для тестирования психофизиологических качеств будущих водителей (устойчивости внимания, скорости реакции и так далее). Пока ГИБДД одобрило лишь один тип устройства производства Московской компании ЗАО «Нейроком». Выглядит оно невзрачно и угловато: белый корпус, торчащие шляпки болтов, скупые надписи. Сверху – шесть цветных кнопок, два рычажка и таинственное перо. Своего монитора прибор не имеет и подключается к компьютеру через USB-порт. Гарантия всего один год.

Первое впечатление? Очередная профанация.

Например, вызывает скепсис цена устройства в 130 тысяч рублей. За что? Собранное в корпусе какого-то стандартного прибора с примитивным дизайном и без дисплея, оно не производит впечатления штуковины ценой в полмашины. Может быть, столько стоит программирование тестов? Вряд ли: они напоминают игрушки сотовых телефонов десятилетней давности, скучные и с убогой графикой. Или такую сумму дерут за авторские права на разработку методики тестирования?

У меня дома лежит диск «Суперпамять и супервнимание» ценой 100 рублей, где воспроизведены все те же тесты в немного ином (лучшем) оформлении. Учитывая, что устройство стало обязательным и приобретать его можно только у одного поставщика, ответ очевиден – «бизнес по-российски». Только в Башкортостане «Нейроком» соберет 25-30 миллионов рублей из расчета один прибор на автошколу. А по уму необходимо оборудовать целый класс из 20-30 устройств, поскольку тестирование занимает довольно много времени, и единственный прибор на школу – это ничто. А к каждому прибору еще нужен компьютер.

«Мое мнение, что приобретение приборов не должно быть обязаловкой. Это должно быть исключительно воля и желание самих автошкол, потому что по сути наличие прибора ничего курсантам не дает. Вообще требования, выдвигаемые к автошколам, я считаю завышенными», – высказал свое мнение директор автошколы «Кировская районная организация РОСТО (ДОСААФ)» Владимир Алексеевич Десяткин.

Вернемся к методике тестирования психофизиологических качеств будущих водителей.

Первое задание проверяет точность оценки расстояния и времени. На экране появляются 12 расставленных по кругу белых окружностей. По часовой стрелке они начинают вспыхивать зеленым, желтым или красным цветами. Время от времени один из цветов горит чуть дольше, после чего нужно нажать соответствующую кнопку.

Во втором задании кружок движется по петле. Вам нужно остановить его нажатием кнопки, когда он совместится с другим кружком. Напоминает игру начального уровня для компьютера Sinclair, если помните такой.

Третье задание похоже: разгоняем один шарик по окружности с помощью рычажка и стараемся «тормознуть» при его совмещении с другим шариком. Описать окружность нужно за определенное время, поэтому есть искушение нажать рычажок посильнее, но тогда сложнее будет тормозить – задание проверяет склонность водителя к риску.

Затем оценивается скорость реакции – на экране меняются пары геометрических фигур, и как только возникнут одинаковые (к примеру, два ромба), нужно как можно быстрее нажать кнопку.

Следующее задание проверяет концентрацию внимания: друг друга сменяют цифры от 0 до 9, и время от времени красным фоном выделяется нужная – требуется нажать синюю или белую кнопку в зависимости от того, четная цифра или нечетная. И так далее...

К сожалению, отведенного для знакомства с прибором часа в большинстве случаев не хватает для того, чтобы пройти даже половину заданий.

Как говорят эксперты, прибор скорее полезен для фотографов: когда ловишь в кадр быстродвижущийся объект, умение ловко давить кнопочку полезно. «Как минимум разработчики могли бы заменить абстрактные цифры на дорожные знаки, чтобы нужно было различать не четную и нечетную цифры, а запрещающий или предписывающий знаки, – это уже ближе к реальности», – высказал свою точку зрения один из тех преподавателей автошколы, который познакомился с прибором, но он пожелал остаться неизвестным.

Так что, пообщавшись с теми экспертами, делаем вывод: задания абстрактны, интерфейс требует привычки и не имеет ничего общего с органами управления нормальной машиной. Но ведь моторика рук при работе рулем и при нажатии на цветную кнопочку совершенно разная. Восприятие абстрактных фигур и чтение реальных знаков в листве или при плохом освещении не одно и то же. На наш взгляд, гораздо эффективнее было бы проверять психофизические навыки на тренажере, который воспроизводит настоящие условия движения. (Мы в XXI веке, ведь так?) За 130 тысяч рублей можно купить крутейший компьютер с приставкой руль+педали и лицензионной программой, воспроизводящей все нюансы реального вождения, кроме боковых перегрузок. Автогонщики, к примеру, учат трассы именно на таких тренажерах.

А третье сомнение – даже не сомнение, а констатация: использовать в автошколах тренажер «Нейроком ТА-2» не будут. Ведь отказать в допуске к основному экзамену по результатам психофизиологического тестирования автошколы не могут, а в программе нет часов на подготовку к этому тесту. Правила обязывают покупать прибор, но не обязывают его использовать, так что я уверен, большинство автошкол запрут его в темной комнате, чтобы не дай бог не сломать устройство стоимостью 130 тысяч рублей.

«Сказать честно, пока об этом говорить рано. Вот вступят новые правила в силу, там и поговорим», – говорит директор автошколы «Вираж» Дмитрий Андреевич Васильев.

Действительно, несколько часов у курсанта уйдет только на то, чтобы понять задания и привыкнуть к интерфейсу. При этом человек имеет право сказать: «А я не буду!», а принуждать его к тестированию по большому счету нельзя.

«Мы готовимся к тому, чтобы соответствовать всем новым правилам, уже сейчас подготовили документы для переоборудования автодрома, – поделился с нами заместитель директора автошколы «БРУКК» Иван Филиппов. – Могу сказать, что новые правила могут похоронить мелкие частные автошколы. Они вынуждены сбиваться в некие «колхозы» – ведь все переоборудование весьма финансово затратно. Скажем так, в среднем переоборудование только одной машины будет стоит около 100 тысяч рублей, столько же уйдет на начинку классов, что же касается автодрома, то 10 миллионов уйдет точно».

Другое нововведение, которое потихоньку внедряют автошколы, – оснащение учебных машин камерами и микрофонами. Стоит также недешево – 67 тысяч по прайсу «рекомендованной» фирмы при реальной цене оборудования примерно 30 тысяч рублей. Но по крайней мере смысл более понятен: во время экзамена можно разобрать спорные ситуации, а при обучении посмотреть на себя со стороны – иногда полезно. Правда, некоторые руководители автошкол против видеозаписи: дескать, далеко не всем приятно, когда их снимают на камеру в такой уязвимым момент. Нет сомнений, скоро YouTube пополнится роликами с рыдающими и падающими в обморок курсантами. Держите себя в руках, друзья, – большой брат наблюдает.

Фото: Фото сайта Autochel.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем