11 мая президент Российской Федерации Владимир Путин рассказал о выплатах, положенных медработникам за борьбу с коронавирусом. Например, за период с 15 апреля по 15 июля врачам пообещали дополнительные 40 тысяч рублей за двухнедельную смену, среднему медперсоналу — 25, а младшему — 15. Тем, кто работает непосредственно с COVID-19, решили заплатить и того больше: врачам — 60 тысяч, среднему медперсоналу — 35, младшему медперсоналу — 20 тысяч рублей.
На деле все оказалось иначе. В редакцию обратились сотрудники скорой помощи города Белебей. Они показали свои расчетные листки — и даже самые большие суммы в них и близко не подходят к тем, которые озвучил президент. Корреспондент UFA1.RU разобрался, почему вместо положенных 25 тысяч фельдшеру могут выдать только двести рублей и как в бухгалтерии определяют, кому выплачивать премии, а кому — нет.
Как Белебей стал «красной» зоной
Впервые Белебей прозвучал в коронавирусных сводках 8 апреля, когда там закрыли на карантин два корпуса центральной районной больницы. К 16 апреля по официальной статистике Минздрава на район приходилось 20 заболевших, а уже 22 апреля Белебей стал вторым после Уфы по количеству инфицированных, непосредственно в ЦРБ их было 44. Тогда в Минздраве больницу назвали «второй РКБ имени Куватова», однако впоследствии ведомство озвучило уже другое число заболевших и опровергло свои же слова, заявив, что никакого очага заражения в Белебеевской ЦРБ нет.
— Хочу злопыхателей развеять. Это не так. Там проводятся карантинные мероприятия. Количество пациентов составляет 40 человек, часть уже готовы к выписке. Это связано с тем, что был у нас пациент, у которого вовремя диагностировали. Диагностированы были все контактные лица. И никакого драматического сценария развития, закрытия, нарушения мер эпидемической безопасности в больнице нет, — сказал тогда министр здравоохранения Башкирии Максим Забелин.
Позже выяснилось, что «нулевой» пациент с COVID-19 в Белебеевской ЦРБ, вероятно, приехал из РКБ имени Куватова в Уфе. В мае скончалась медсестра детской поликлиники Елена Никонорова. В Минздраве заверили, что ее смерть не связана с коронавирусом, несмотря на то, что у женщины был подтвержденный анализ.
Одна из сотрудниц Белебеевской ЦРБ рассказала, что бригада скорой выезжала к 56-летней Никаноровой четыре раза. По словам собеседницы UFA1.RU, в последний приезд состояние медсестры было уже крайне тяжелым — с низким давлением, кашлем и сатурацией (насыщение крови кислородом. — Прим. ред.) менее 70 процентов ее доставили в центральную больницу, где она и скончалась.
— Сначала нам говорили, что при вскрытии у нее подтвердился COVID-19, — рассказала собеседница UFA1.RU. — Но когда вчера начали собирать опять сведения и тот, кто ее последний обслуживал, спросил, как ему быть с Никаноровой, есть ли у нее подтвержденный коронавирус, нам сказали, что у нее его нет.
Несколько дней спустя в больнице умер еще один пациент с подтвержденным COVID-19 — им оказался 59-летний мужчина, лежавший в стационаре.
На 12 мая, по данным Роспотребнадзора, в Белебее выявили 86 случаев заражения, таким образом, город занял третье место по количеству подтвержденных случаев COVID-19.
Как рассказала сотрудница скорой помощи Белебея, и у троих ее коллег были положительные анализы на коронавирус. После получения результатов они отправились на самоизоляцию.
— Но при этом, когда им делали эти мазки, они же находились рядом с нами, мы же контактные, — отметила собеседница UFA1.RU. — Мы сейчас боремся за то, чтобы не только за работу непосредственно с ковидными, но и контактным тоже были выплаты.
147 рублей за борьбу с коронавирусом
Сотрудники скорой помощи Белебеевской больницы поделились фотографиями расчетных листков, в которых указаны предоставленные им за работу с ковид-положительными пациентами выплаты. Судя по бумагам, многие из медработников получили надбавку в пределах 200 рублей. Более того, из премий вычли подоходный налог и профвзносы. В итоге сумма выплаты могла сократиться до 147 рублей.
Как объяснила корреспонденту UFA1.RU одна из сотрудниц, в бухгалтерии рассчитывали сумму выплат, исходя из фактически отработанного в непосредственном контакте с инфицированными времени.
— Рассчитывали поминутно, — возмутилась она. — Смотрели, сколько ты времени провел у постели больного, сколько человек обслужил. Первые выплаты сделали — кому двести рублей, кому триста, кому три тысячи. Фиксированной суммы, как в указе, у нас никто не получил.
Сотрудники скорой помощи Белебея также утверждают, что вечером 15 мая администрация и бухгалтерия больницы потребовали от них составить список тех, кто обслуживал ковид-положительных пациентов.
— Город Белебей находится в «красной» зоне, недаром полтора месяца мы работали в противочумных костюмах, — рассказала одна из сотрудниц. — Для чего мы их надевали? Потому что каждый пациент потенциально может быть ковид-положительным. И если раньше мы приезжали, скажем, на сломанную ногу и лечили ее, то теперь нам надо собирать весь анамнез, проверять, есть ли симптомы коронавирусной инфекции. Это ведь работа с дополнительными нагрузками. И мы считаем абсурдным требование составлять какие-то списки, так как мы все контактные и все работаем с дополнительными нагрузками.
15 мая президент Российской Федерации Владимир Путин раскритиковал работу по выплатам врачам. Он заявил, что называл конкретные цифры доплат, а вместо этого на местах чиновники «развели бюрократическую канитель».
— Ведь я назвал конкретные цифры этих выплат для врачей, для среднего медперсонала, для всего медперсонала, там для экипажей скорой помощи и так далее. Конкретные цифры за работу с коронавирусными больными. Не за время там — 5, 10 минут или два часа. А за факт работы, — сказал президент. — Я что, поручал часы считать что ли? Нет. Надеюсь, что вот за сегодняшний день, если где-то что-то не сделано, будет всё сделано окончательно просто.
В республиканском Минздраве на вопрос корреспондента UFA1.RU о том, почему медработникам в Белебее выплачивают деньги исходя из поминутного расчета, ответили, что поправки в постановление внесли только накануне, а до этого расчет действительно производился по фактически отработанному времени.
— Таким образом, возникает необходимость пересмотра выплаченных стимулирующих выплат лицам, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам с коронавирусной инфекцией в рамках президентских выплат, — подытожили в ведомстве.
Сами медработники из Белебея планируют обратиться в суд в начале следующей недели. Остается надеяться, что к этому моменту перерасчет все же произведут, и вступать в судебные тяжбы врачам не придется.
Ранее глава Башкирии Радий Хабиров подписал указ о выплатах донорам антиковидной плазмы. А 13 мая первый уфимец получил деньги по страховке от коронавируса.
UPD: Врачам, которые получили по 200 рублей за борьбу с коронавирусом, сделали перерасчёт. Подробнее читайте тут.
Если вы или ваши знакомые также получили рассчитанные поминутно гонорары вместо фиксированных выплат, ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.