Город Одна на всех

Одна на всех

Мы продолжаем парад историй о ветеранах в рамках спецпроекта, посвященного 66-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов...

«Передышки не знал я в войне.
И девятого мая салют,
Что дарили балтийской волне,
Утверждал в мире мир и уют.
Но трагедии первого дня
Не забыть, хоть забыть бы хотел:
Дым пожарищ и море огня,
И друзей окровавленных тел».

Яков Максимов, ветеран ВОВ

Мы продолжаем парад историй о ветеранах в рамках спецпроекта, посвященного 66-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. На прошлой неделе мы рассказали о трех отважных женщинах, переживших войну. Цикл продолжат три истории о людях, испытавших все тяготы военного времени, но вместе с тем не потерявших самое ценное человеческое качество – способность любить.

***

Мария Венедиктовна Максимова, труженица тыла: «Прибегаю домой – дверь открыта. Было шесть утра, а мамы нет. Она, оказывается, пошла соседям сообщать, что войне – конец. Но восторга, конечно, не передать!»

Мария Максимова проработала на заводе «Уфимкабель» 38 лет. Пришла она на такое серьезное предприятие, будучи еще юной Машей Рассказовой. Это был тяжелый 1942 год, ей было всего 17 лет. Приходилось работать ночами, ведь продукцию – телефонные полевые провода – ждали на фронте. «Приехал однажды лейтенант за проводами. Он сказал, что все у них есть, только нет проводов. Мы остались на сутки работать, понимая, что должны делать все для победы над врагом», – вспоминает Мария Венедиктовна.

Весной 1942 года ее и нескольких девушек командировали на Куйбышевский кабельный завод изучать волочильное дело. «Враг все напирал и двигался на восток. Жители города при встрече с нами говорили: «Куда вас черти принесли, мы-то уже на «узлах» сидим, готовимся к эвакуации, а вы сюда едите?» В один миг юная Мария даже подумала, что действительно опасность ее не миновала. «Ночью поднялась тревога в общежитии, мы в панике побежали в бомбоубежище, но дежурные по заводу нас успокоили», – рассказывает труженица тыла. Как оказалось, бомбили объект, где строили самолеты, это было в 18 километрах от их завода.

В свободное от работы время в Уфе Мария Рассказова приходила в госпиталь: «Мы шли в госпиталь проведать раненых. Кому надо было написать письмо родственникам, кому газету почитать, кому день рождения устраивали, как могли». Как-то вечером медсестра говорит: «Кто может сходить на станцию переливания крови? Нам не хватает крови, больной срочно нуждается в помощи». Не раздумывая, Маша в 10 часов вечера пошла на станцию. «Была большая радость на душе, что я помогла выжить солдату», – говорит Мария Максимова.

День Победы Мария Венедиковна встретила в ночную смену на заводе. В четыре утра к ним пришли и сказали, что война закончилась. «Смотрим, во двор идет директор завода. Рубильник выключили и сказали нам: «Мы завоевали Победу! Сегодня праздник! Идите, отдыхайте!» – со слезами на глазах вспоминает Мария Максимова. – Я побежала домой скорее маме сообщить, бежала всю дорогу – аж прямо дыхание перехватило. Прибегаю домой – дверь открыта. Было шесть утра, а мамы нет. Она, оказывается, пошла соседям сообщать, что войне – конец. Но восторга, конечно, не передать!»

После такого радостного сообщения Маша с мамой и сестрами стали ждать отца с фронта. «Ему было 50 лет, когда закончилась война. На привокзальной площади народу было очень много. Играла громкая музыка, было много цветов. Мы ждали папу, ходили с сестрой Катей пять дней на вокзал, но так и не встречали его, возвращались домой в слезах. В один день снова вернулись расстроенные, сидим дома, слышим – машина подъезжает. И соседка говорит маме: «Дуняша, посмотри, кто идет!» Смотрим, наш папа из кузова машины вылезает. Радости не было предела!»

Не обошлось и в их семье без потерь. Родной братишка Марии Венедиктовны Федя погиб в октябре 1942 года, ему было всего 20 лет.

***

Яков Матвеевич Максимов, ветеран ВОВ, Гвардии старший лейтенант: «Из землянки выскакивает солдат и кричит: «Товарищ лейтенант, война закончилась! Жуков в Берлине заставил подписать безоговорочную капитуляцию!» Я заплакал. В первый раз за четыре года»

Гвардии старший лейтенант Яков Матвеевич прошел всю войну от начала до конца. Все четыре года был он на передовой.

23 июня 1944 года – один из самых памятных дней в его жизни, признается 90-летний ветеран. «Войска Третьего Белорусского фронта перешли в наступление в обход Витебска. Витебск 25 июня был окружен, а 27 июня пять дивизий немцев были ликвидированы. Началась Белорусская операция «Багратион». Мое участие было самое скромное. Я был командиром взвода топоразведки. Передний край разведан, огневые точки засечены, данные подготовлены для артподготовки», – вспоминает Яков Матвеевич.

Были потери, огорчения, тяжелые ранения, но больше радости. В конце сентября 1944 года после артподготовки и бомбового удара вторглись в Германию. Враг ожесточенно сопротивлялся. Вновь в наступление перешли в середине января 1945 года. В феврале южнее Кенигсберга Яков Максимов был ранен в ночном бою осколками немецкой гранаты. «Когда расстрелял все патроны из пистолета, бросил «лимонку» (враг находился по ту сторону землянки) – все стихло. Разведчик меня перевязал. Два месяца лечился в Каунасе», – рассказывает ветеран. Но красноречивее, пожалуй, о его фронтовом пути говорят стихи собственного сочинения:

Под Витебском контужен, ранен,
Гранатой в Пруссии сражен.
Недаром запахом герани
Был с детства мамой награжден.
Отчизна придавала силы
Привет тебе, моя Россия,
От пятой армии бойца!

День Победы Яков Максимов встретил у Балтийского моря, недалеко от Кенигсберга. Он шел из госпиталя к фронтовым товарищам, вдруг на его пути из землянки выскакивает солдат и кричит: «Товарищ лейтенант, война закончилась! Жуков в Берлине заставил подписать безоговорочную капитуляцию!» «Я заплакал. В первый раз за четыре года», – вспоминает участник войны. Утро на косе Фриш – Нерунг в Пиллау было солнечное, прохладное. Всю ночь в Балтийском море громыхали самодеятельные салюты из всех видов оружия. Но день 9 мая всегда для участника войны торжественно-печальный. «Ведь сколько погибло солдат! Не вернулся и мой брат Михаил. Когда я ему в Пензу из Тельшая писал в начале 1941 года, что едва ли придется встретиться, он журил меня за панику. Много потерял друзей, сам много раз рядом со смертью был. Нас расстреливали с самолетов, бомбы бросали, стреляли с хуторов, с чердаков».

Передышки не знал я в войне.
И девятого мая салют,
Что дарили балтийской волне,
Утверждал в мире мир и уют.
Но трагедии первого дня
Не забыть, хоть забыть бы хотел:
Дым пожарищ и море огня,
И друзей окровавленных тел.

За участие в Белорусской операции Яков Максимов был награжден медалью «За боевые заслуги», орденом «Красная звезда». После войны работал учителем физики, затем перешел на завод «Уфимкабель». Там организовал Музей боевой славы, вел учет каждого участника войны, им посвящал свои многочисленные стихи о войне.

«День Победы для меня – это все: и жизнь, и счастье, и семья!» – не потеряв боевого духа, восклицает фронтовик сегодня. «И для меня тоже», – присоединяется к его словам супруга, 86-летняя Мария Венедиктовна.

Мария и Яков встретили друг друга практически сразу после войны. Познакомила их мама Якова Матвеевича. «Мы из одной деревни. Яшина мама пришла к нам, зная, что в семье у Венедикта Семеновича девок много», – говорит Мария Максимова. 25-летний Яша покорил сердце юной Маши буквально с первой встречи. А осенью 1946 года он сделал ей предложение: «Маша, я решил жениться», – сказал Яков Максимов на свидании девушке. «Хорошее дело», – ответила она. «Я нашел друга жизни — это ты!» – признался парень. Они поженились, а чуть позже тайно обвенчались в церкви.

***

Валентина Трофимовна Катаева (Еремеева), ветеран ВОВ, лейтенант государственной безопасности (в отставке): «Перед нами, 18-летними сопливыми девчонками, стояла задача выявлять диверсантов»

У Валентины Трофимовны война отняла лучшие годы ее жизни. Характер юной 17-летней девчушки только начал формироваться, когда ей пришлось забыть о молодости и страхе. «В первые дни войны в Джамбул – город, где я росла и училась – стали прибывать эшелоны с эвакуированными и ранеными бойцами, – рассказывает женщина. – Мы, школьники, помогали взрослым размещать их, писали письма родным, делали перевязки».

В 1942 году Валентина Катаева, оставив учебу в Ленинградском электротехническом институте, вернулась в Джамбул и пошла в горком комсомола с просьбой направить добровольцем на фронт. Ее услышали, и вместе с четырьмя девочками Валентина отбыла в распоряжение штаба Сталинградского фронта. «Меня провожал отец. До сих пор помню его, стоявшего на перроне и еле сдерживающего слезы. А я утешала его, обещала вернуться живой», – говорит Валентина Трофимовна.

Фронтовая служба женщины началась в 112-ом отделении фронтовой контрразведки третьей гвардейской армии Юго-Западного фронта. Далее были Карельский и третий Украинский фронт, Румыния, Венгрия и Австрия.

«Наша часть была секретной. Я занималась просмотром исходящей корреспонденции – была военным цензором. Работали мы днем и ночью под обстрелами и бомбежками. Спать ложились в верхней одежде, только сапоги снимали. Под подушкой – пистолет на взводе», – вспоминает ветеран. Помогала Валентина Трофимовна и эвакуировать раненых в тыл, делать перевязки, патрулировала на отвоеванных у немцев территориях. «Помню поляну, всю усыпанную ранеными, палящее солнце и голоса: «Сестра, дай воды». А воду взять было абсолютно негде. Видеть и слышать такое – безумно страшно. На фронте даже мужчинам было жутко и трудно. А нам, девчонкам, пришедшим на войну со школьной скамьи, тем более. Из нашей части три девочки не выдержали такой нагрузки. Их увезли в психиатрическую больницу…»

Конец войны Валентина Трофимовна встретила в небольшом горном селении в Австрии, недалеко от границы с Германией. С середины ночи вокруг шла стрельба. «Мы тоже стали стрелять в воздух. Стреляли и плакали от радости», – вспоминает женщина.

Валентина Трофимовна бережно и с трепетом показывает орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «Ветеран труда» и множество юбилейных медалей. Кстати, медаль «За победу над Германией» ветеран получила лишь в прошлом году. Сегодня у женщины осталась еще одна недополученная награда – медаль «За освобождение Сталинграда».

Война отняла у Валентины Трофимовны трех старших братьев. Но она же подарила ей мужа: 19 июля 1945 года Валентина Еремеева вышла замуж за однополчанина, уфимца Григория Катаева. Так она и оказалась в Уфе.

«Никаких героических поступков я не совершила», – признается Валентина Трофимовна. Однако, пройти войну от первых до последних дней, не щадить себя, позабыв про страх, когда жизнь под пулями входит в привычку… Не это ли и есть истинный героизм?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем