Экономика Вадим Болтыров, директор филиала БКС Премьер в г.Уфа: «Я инвестирую в старость, потому что планирую там прожить всю жизнь»

Вадим Болтыров, директор филиала БКС Премьер в г.Уфа: «Я инвестирую в старость, потому что планирую там прожить всю жизнь»

Более 65% уфимцев прогнозируют летом девальвацию рубля, но основная часть наших граждан даже не планируют что-либо предпринимать. Такие результаты показал опрос, проведенный в мае этого года сайтом 102banka.ru. О том, насколько реалистичен такой прогноз, об особенностях инвестирования на рынке, инвестиционных предпочтениях наших граждан рассказал директор филиала БКС Премьер в г.Уфа Вадим Болтыров.

– Вадим Александрович, на ваш взгляд, насколько реалистичен прогноз девальвации рубля?

– Перед тем, как на него ответить, необходимо пояснить, от чего зависит курс рубля. Первый и очень важный фактор – это ситуация на мировом рынке, вопросы, связанные с Евросоюзом, в частности, с Грецией, Испанией, Италией. Если ситуация будет усугубляться в плане устойчивости этих экономик, в плане устойчивости евро, конечно, капитал будет искать для себя защитные инструменты, коим является доллар. И это не может не сказаться на рубле – он также будет падать и девальвироваться.

Второй важный фактор – зависимость рубля от цены на нефть, так как наша экономика все-таки сырьевая, и рубль является валютой сырьевой экономики. Если нефть будет падать, что мы наблюдали в последнее время, то и рубль будет девальвироваться. Поэтому ситуация, которую прогнозируют большинство уфимцев относительно обесценения рубля, в принципе реальна.

И все же экономика России более подготовлена, чем это было в 2008-2009 году. Связано это с золотовалютными резервами, с тем, что во время кризиса Центробанк смог выработать некую стратегию работы в кризисных ситуациях и готов к различного рода изменениям внешней конъюнктуры экономики.

Я считаю, что сильной девальвации рубля, которую мы видели в 2008 году, когда рубль падал на 30-40 процентов и более, все-таки не ожидается. У Центрального банка России есть ресурсы, которые он может использовать для регулирования плавного снижения стоимости рубля. Евросоюз сейчас выступает единым фронтом, и американская экономика потихоньку начинает стабилизироваться и выходить из кризисных ситуаций. Поэтому резкую девальвацию рубля я считаю маловероятной и не думаю, что это будет критично сказываться на рядовых уфимцах, на их сбережениях.

– До какого уровня может упасть рубль?

– Прогнозы – это штука неблагодарная. Совсем недавно рубль протестировал 33 рубля за доллар. Возможно, он будет подходить к 35 рублям. Думаю, что в течение лета можно ожидать колебания, но к осени, к концу года, пойдет стабилизация курса рубля.

Что будет завтра, послезавтра, через месяц на рынке с вероятностью 100 процентов никто вам никогда не скажет, а если и скажет – то это либо провидец, либо мошенник. Я могу сказать, что да, есть потенциал роста доллара и есть снижения. Я могу сказать, что за этим делом очень пристально наблюдает ЦБ РФ. Добавлю, что на сегодняшний день у страны есть достаточно большие резервы и есть опыт, как предотвращать кризис ликвидности. Также могу сказать, что мы зависим от цены на нефть. Но я не скажу однозначно: «Покупайте сегодня доллары и продавайте рубли, потому что через неделю это будет выгодно».

На рынке есть золотое правило: никогда не пытайся поймать пик, чтобы продать на пике, или поймать низ, чтобы купить на дне, – ты всегда проиграешь. Если люди заботятся о своих деньгах и думают, что с ними будет дальше, то я рекомендую подходить к этому не так однобоко (покупать доллары или нет, покупать акции или нет), а с точки зрения своего финансового плана. Именно комплексный подход и диверсификация своих вложений дает устойчивость вашим инвестициям. Так было всегда, и это правило никто не отменял, оно подтверждается жизнью.

Чтобы сгладить эту ситуацию, в своем портфеле необходимо иметь: депозиты – однозначно; акции – это некий долгосрочный взгляд, который позволит зарабатывать больше, чем депозиты, и обыгрывать инфляцию; инструменты паевых фондов, потому что ими управляют управляющие компании и вложения диверсифицированы, а также другие инструменты в виде структурных продуктов. Именно комплекс этих инструментов позволяет решать насущные задачи. Нет волшебной палочки, чтобы сказать: «Cегодня растем, а завтра падаем». Есть грамотная стратегия, которая основывается на опыте предыдущих периодов и, конечно же, финансовая дисциплина. Это мой совет абсолютно любому инвестору. Грамотные инвесторы уже придерживаются ее, а люди которые хотят заработать в моменте и много, рано или поздно к ней придут.

Сбережения у уфимцев разные. У кого-то все доходы равны затратам, у кого – 100-200 тысяч рублей, а у кого – миллион-два. Понятно, что не волнуется только тот, у кого ничего нет. В условиях сильного ослабления рубля, которое мы наблюдаем сейчас, есть «панические» настроения на рынке? Нет ли тенденций выхода инвесторов с фондового рынка или, напротив, увеличения количества людей, инвестирующих в такие инструменты?

– Я не вижу панических настроений на рынке. Все, кто на нем работают, и тем более не первый год, прекрасно помнят 2008 год. Тогда действительно была паника, но, в то же время, все понимали, что акции очень дешевые.

Сегодня, думаю, происходит такая же ситуация, когда акции подешевели сильно, потенциал для падения сохраняется, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе акции остаются привлекательными. Другой момент – когда на рынке присутствует высокая неопределенность, многие инвесторы ищут защитные инструменты. В качестве защитных инструментов выступают облигации в рублях или другой валюте, различные зарубежные фонды, российские фонды с консервативной стратегией, в конце концов, это могут быть даже краткосрочные депозиты с той целью, что когда рынок успокоится и начнет восстанавливается, можно будет забрать деньги с депозитов и инвестировать их в рынок.

Считаю, что наши инвесторы стали грамотными, они более внимательно относятся к ситуации на рынке, более информированы, а когда человек информирован – он вооружен и готов к любым изменениям. И поэтому как таковой паники я не вижу. Есть тенденция, что инвесторы, нацеленные на долгосрочную перспективу, рассматривают данную ситуацию для момента входа в рынок.

– По вашему наблюдению, какие люди различных слоев населения и отраслей какие инструменты предпочитают? Есть ли особенности инвестирования в зависимости от сферы деятельности? Как вы думаете, почему?

– Я, честно говоря, не видел зависимости профессии от выбора инвестиционного инструмента. Максимум может быть так: если человек работает в нефтяной отрасли, ему больше нравятся нефтяные компании, он туда больше инвестирует. Но не более того.

Другое дело – все люди разные, у них разные темпераменты. Если человек любит рисковать, ему депозиты в принципе неинтересны. Но есть совершенно иная категория людей, которым достаточно 8-10 процентов годовых, но гарантированно.

Общаясь с клиентом, мы проводим его риск-профиль. С помощью контрольных вопросов и тестов, определяем, какая стратегия ему будет комфортна. Результаты ответов и являются определяющим, какой продукт подходит клиенту. На западе это уже достаточно стандартная процедура, в России только делаются первые шаги. То есть выбор того или иного варианта зависит от личного отношения инвестора к риску.

Вот скажите, если вам предложат два варианта. Первый – у вас через год со 100 тысяч будет 15 тысяч дохода. Либо второй: у вас через год может быть не 10, а 25 тысяч дохода, но может и 10 тысяч убытка. Вы какой вариант выберете?

– Лично я выберу первый...

– Это говорит о том, что вы по своему характеру и отношению к риску более консервативный человек. Для вас гораздо комфортнее будет эффект накопительства: «Ладно я буду понемногу откладывать, но, тем не менее, буду уверена, что через год с вероятностью 100% накоплю нужную сумму и при этом заработаю гарантированный процент».

А другой человек скажет: «Десять тысяч – это 800 рублей в месяц, маловато. Я готов рискнуть, но мне как минимум нужно заработать 25 тысяч». Это уже совершенно другой подход.

– Каких инвесторов больше на рынке? Тех, кто рискует или тех, кто пусть небольшую, но гарантированную прибыль получат.

– Если мы рассматриваем рынок в целом, как рынок финансовых услуг, на сегодняшний день больше тех людей, кто выбирает депозиты. Но это я отношу больше не к их консервативности, а к тому, что люди слабо информированы о продуктах и услугах инвестиционных компаний.

Сегодня есть такие продукты, где доходность сопоставима с инвестированием в акции, но при этом при всем вы ничего не теряете. И они все более набирают популярность, потому что, во-первых, клиент уверен, что с его деньгами ничего не случится. Во-вторых, его удовлетворяет гарантированная доходность, которая выше ставки депозита. В-третьих, ему не нужно следить за рынком постоянно. Такие продукты наиболее удобны для людей, непрофессионально занимающихся торговлей на рынке ценных бумаг.

Однако большинство людей кроме депозита и одного-двух крупных банков ничего не знают. Тот же самый депозит, который входит в систему страхования вкладов, может предложить на два процента ставку выше, но клиент, несмотря на это, выбирает другой банк. О чем это говорит? О том, что есть внутренний страх в плане надежности, есть непонимание того, как происходит компенсация в случае разорения того или иного банка. Этот вопрос уже касается финансовой грамотности человека.

Поэтому с точки зрения статистики на рынке сейчас услугами фондового рынка, в частности, акциями и торговлей акциями пользуются в среднем 3-5% от общего числа населения, а депозиты – пока наиболее популярный инструмент.

– А если говорить о фондовом рынке?

– Люди, которые пришли на фондовый рынок – это люди, которые пришли зарабатывать, которых не устраивает доходность на уровне ставки депозита и они хотят получать много выше. И в процессе своей работы каждый для себя вырабатывает стратегию торговли. Это может быть агрессивная стратегия, может быть консервативная (то есть купил на месяц-два -полгода, подержал и продал), а может быть сбалансированная (часть портфеля купить и держать, а часть – для торговли).

Сказать, кого больше на рынке – тяжело. Потому что ситуация на рынке меняется, меняются и возможности.

– Если не секрет, в каких инструментах храните сбережения вы? Считаете ли себя «рисковым» человеком?

– Себя рисковым человеком я не считаю. Инструменты, которые я использую для себя – это акции, ПИФы и мобильный депозит.

Смотрите, как все это происходит. У меня был первоначальный капитал, который я разделил по основным направлениям – акции и мобильный депозит. Плюс 15 процентов от своей зарплаты я могу откладывать безболезненно для себя, эти деньги я размещаю в паевые инвестиционные фонды (ПИФ) или докладываю на депозит, и что с этими инвестициями происходит сегодня, меня это мало интересует. Кроме того, небольшую сумму я также разместил в НПФ добровольно на будущую пенсию.

Паевые фонды – это некое мое пенсионное накопление, когда я могу за ними особо не следить, но раз в квартал определенную сумму денег размещаю в ПИФы. Конечно, я спрашиваю у своих сотрудников и персональных брокеров, какой ПИФ стоит прикупить и какая отрасль более привлекательна.

Порядка 30 процентов моего инвестиционного портфеля я держу в депозите, но этот депозит очень мобильный и я в любой момент могу снять деньги без потери процентов и завести на рынок.

Также я детализирую свои расходы. У меня есть основные направления расходов и я стараюсь их выдерживать. Допустим, в таких-то пределах я трачу на еду, в таких пределах – на одежду, в определенных пределах – на развлечения и так далее. Но когда я получаю зарплату, я понимаю, что не меньше этой доли я должен отложить на будущее себе. Есть такое выражение: «Я инвестирую в старость, потому что я планирую там прожить всю жизнь». Примерно так происходит у меня.

– Сколько человек должен откладывать от зарплаты, чтобы обеспечить свою пенсию и накопить на будущее?

– На самом деле ничего сверхъестественного здесь нет. Классически считается, что от зарплаты надо откладывать 15-20%. Но здесь важно для себя определить несколько моментов. Первый – зона комфортности – сколько денег можно откладывать на будущее себе, своим детям, родителям. Второй – какие инструменты использовать, а это зависит от того, какая вероятность достижения цели выбирается. И третий – это финансовая дисциплина.

Если детализировать свои расходы, то обычно человек не может вспомнить, куда потратил порядка 10-15% своих расходов. Как правило – это те расходы, которые не были необходимы, соответственно, эти деньги можно было не тратить. Соответственно вы могли их отложить куда-то и купить акции, ПИФы или положить на депозит.

В целом, люди, которые интересуются своим персональным планированием, могут найти много материалов на данную тему в Интернете. Другой момент, если раньше к этому относились скептически, то сегодня такие люди есть, потому что с момента перехода на рыночную экономику прошло более 20 лет. И те, кто с самого начала это делал, сегодня уже имеют то, что они хотели и пережили все кризисы, потому что диверсифицировали свои сбережения.

– Возвращаясь к вопросу нестабильности рубля, что бы вы могли посоветовать людям, имеющим некие сбережения? Зависят ли способы сохранения средств от суммы сбережений?

– Сначала надо понять, какого типа эти сбережения. Если это краткосрочные сбережения в рублях и они небольшие, то ничего не делать и хранить их также в рублях. Если это долгосрочные сбережения, то их можно диверсифицировать.

Думаю, людям, у которых есть 100-200 тысяч рублей, не стоит особо волноваться и суетиться и хранить их там, где хранили. С такой суммой не вижу смысла дробить на валюту. Во-первых, все расходы они в любом случае будут осуществлять в рублях. И если сейчас человек эти деньги будет конвертировать в валюту, то он потеряет на конвертации. Во-вторых, мы ожидаем некой коррекции доллара, возможно она будет краткосрочной, но эта коррекция должна быть. В-третьих, раз деньги лежат на депозите – они не оперативны и есть возможность пересидеть и переждать эту волатильнсть рынка.

Понятно, что под подушкой деньги хранить неэффективно, так как есть риск того, что могут ограбить, и эти деньги кроме обесценения ничего не имеют. Если человек не хочет рисковать, то лучше вложить средства либо в депозит, либо в облигационные фонды. Депозит гарантированно даст процент, а облигационные фонды более устойчивы к различным кризисным явлениям. Если же он хочет с помощью этих денег заработать, то здесь включаются инструменты фондового рынка – ПИФы, покупка акций, структурные продукты.

Если же речь идет о миллионах, я бы посоветовал кроме депозита использовать и иные инструменты, в частности, мультивалютные депозиты и какие-то инструменты фондового рынка. «Какие-то» – потому что здесь нужно определиться с уровнем отношения человека к риску. Если задача сохранить – это структурные продукты с полной защитой. Если задача сохранить и приумножить – те же самые структурные продукты, но с долей риска. Или, в конце концов, чтобы минимизировать страновой риск, можно купить зарубежные ценные бумаги. Сейчас такие возможности есть, когда любой человек может купить акции зарубежных компаний.

Фото: Фото из личного архива Вадима Болтырова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем