Культура Берегитесь, женщины: рассказываем о приносящей беды миловидной даме из башкирских сказок

Берегитесь, женщины: рассказываем о приносящей беды миловидной даме из башкирских сказок

И деньги принесет, и хозяйку из дома выгонит

Персонаж считается добрым, но и у него бывают заскоки

Башкирский фольклор богат на различных персонажей: змеев, бородатых злых стариков, демонов и прочей нечисти. Однако среди целого списка мифических существ есть одно, что знакомо многим любителям народных сказок. Оно относительно мирное, может даже приносить богатство своему соседу. Правда, есть одно «но» — оно стремится к тому, чтобы найти сожителя. Имя ей Бичура. Рассказываем, кто это такая и почему внешность может быть обманчива.

И имя ей Бич(с)ура

О происхождении имени Бичуры рассказывала ушедшая из жизни год назад доктор филологических наук Фирдаус Хисамитдинова. Согласно ее статье «Народная терминология мифологизированных персонажей в диалектах башкирского языка», существо является объектом башкирско-татарского фольклора, что отличает ее от многих других персонажей, которые исходят из культуры древнего Ирана.

Слово Бичура появилось в татарском фольклоре, в Башкирии существо принято называть Бисурой. И отличаются они не только написанием, но и описанием — в обеих культурах персонажа представляли по-разному

Татарские Бичура

В татарском фольклоре Бичура (не склоняется) представляли в образе женщины маленького роста в старинном головном уборе. Как писала Хисамитдинова, слово даже можно перевести на русский как женщина-бес, При этом Бичура является аналогом славянской кикиморы или домового. Ее каноничный внешний вид неизвестен — каждый сказитель описывал ее по-разному, однако среди художников принято изображать ее как молодую девушку маленького роста, но не карлицу, с зелеными волосами, носящую народные одеяния.

Вот так видит Бичура нейросеть

В народе считается, что Бичура — доброе существо, которое селится под полом в доме или в банях, что и роднит ее с домовым. Причем, в отличие от другого сказочного персонажа Иясе, красивые девушки в татарских одеяниях сами выбирали, какое строение они хотят облюбовать.

Бичура не причиняет никакого существенного вреда человеку, но может неплохо так донимать: она кричит, играет, смеется, шутит, перетаскивает спящего с места на место, прячет вещи и так далее. В Татарстане даже имеется поговорка: «Куда делась эта вещь, не Бичура ли украла?».

Многие Бичура не осязаемы и даже не могут быть замечены

Спросите, как она попадала в дом? Тут существует множество различных версий, но мы выделим три основных. Во-первых, татарские народы считали, что Бичура может быть как осязаемым существом, так и духом, который мог селиться в телах молодых девушек и именно так попадать в дом. Во-вторых, персонаж могла самостоятельно проникнуть в жилище, если в нем давненько не топили печь — селится она именно там. В-третьих, ее можно призвать самостоятельно. Для этого достаточно в отдельной комнате на ночь оставить тарелку с едой и несколько ложек.

Древние татары верили, что Бичура может не только шуметь, но и приносить добро, например, помогать в быту или награждать женщин, в которых те вселяются, мастерством рукоделия. Так, например, если в деревне была девушка, которая за ночь могла соткать красивый ковер, то ее могли выгнать, опасаясь, что внутри нее сидит буйный дух. Своеобразная английская охота на ведьм, но среди тюркского народа.

Любая девушка могла стать целью Бичура

Есть даже особый обряд, как изгнать Бичуру из дома. Вернее, средств для этого есть с десяток и в каждом фольклорном произведении одно разное, но чаще всего упоминались два: либо разобрать дом полностью и собрать в другом месте, либо привести в жилище медведя, чтобы тот напугал спрятавшееся в печи или под домом существо.

Башкирские Бисура

Древние жители Башкирии представляли Бисура в образе маленьких человечков обоего пола в красных рубашках. Считается, что они обитают в глухих лесах на полянках. Людей, которые случайно заходят в их владения, они склоняют к сожительству, а потом покровительствуют им, носят деньги и помогают разбогатеть.

По преданиям они могли жить целыми маленькими деревушками

Сказок про Бисура как таковых нет, такое понятие и описание существовали в форме поверья и особо не выходили в другие виды объектов фольклора, будь то сказки, стихи или же пословицы. Как писала Хисамитдинова, в Башкирии вскоре вовсе забыли про Бисура и перешли на привычное для многих Бичура.

Сказочные аномалии

Сказок в интернете о Бичура не так уж и много, большинство из них либо до сих пор передается из уст в уста, либо находится исключительно в печатном виде в разнообразных сборниках. Тем не менее в культуре этот персонаж был популярен долгое время. Например, в 1989 году 27-летний режиссер Фарид Бикчантаев поставил спектакль собственного сочинения «Бичура», которая спустя годы стала классикой театра позднего СССР и даже получила одноименную киноадаптацию. Правда, рассказывали произведения не столько о мифическом персонаже, сколько через его призму раскрывали тему консерватизма тюркских народов.

Что касается сказок, то каждый безымянный автор приписывал своей Бичура новые аномальные свойства. В произведении «Как молодая невеста Бичуру одолела» существо выступало как разлучница. Она поселилась в жилище у одинокого мужчины, с которым мечтала завести роман, однако тот не желал этого и раз за разом приводил домой невест.

Единственная сказка, где Бичура оказалась ревнивицей

Обозленная Бичура выживала каждую приходящую девушку, то вступая с ними в бой, то разбивая посуду, мешая им спать. В итоге невесты не выдерживали и уходили от мужчины, а довольное существо продолжало охмурять сожителя. В один из дней хозяин дома привел очередную будущую супругу. Бичуру это не на шутку разозлило, поэтому она принялась с двойной силой всё крушить и донимать даму.

Невеста долго наблюдала за поведением Бичуры и в один из дней пошла в контратаку. Она внезапно начала повторять за низкорослой девушкой: шумела, разбрасывала вещи, ругала оппонентку. Мифическое существо встало от такого парирования в ступор и решило покинуть дом, испугавшись, что избранница хозяина сошла с ума. Что всё это время делал жених, кстати, не уточняется.

Даже с мифическими тварями можно вступать в бой

Есть еще одна сказка, называется она «Месть Бичура». Отличается она тем, что, якобы, основана на реальных событиях и происходила с неким муллой, живущем в ныне несуществующей деревне Кискя в Лаишевском районе Татарстана. Мужчина жил с Бичура и прекрасно об этом знал. Она помогала ему богатеть. С ее помощью герой произведения разжился «сытым и красивым скотом».

Собственно, и жил бы он припеваючи, если бы в один из дней не узнал, что все драгоценности Бичура по ночам воровала у соседей, а корм для животных утаскивала из их же хлевов. Его это, кстати, не смутило, поэтому он продолжил радоваться богатствам. Когда денег уже было слишком много, мулла решил, что мифическое существо ему больше не нужно. Для этого он привез из одной деревни ворожею, которая должна была нашептыванием «удалить» Бичура.

Как только ворожея заступила на территорию поместья муллы, дом сразу же вспыхнул. Через пять-шесть часов мужичок стал нищим, всё у него сгорело: и имущество, и скот и единственное жилье.

Соседские дома, кстати, оказались огнеупорными

Ранее мы рассказывали о двух других персонажах из башкирских сказок: хитром змее Аждахе и кровожадном демоне дейеү (дэва). Оба они выступают злыми персонажами, но так ли это на самом деле?

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем