Культура Мифы Башкирии: кто такая Аждаха и почему ей поклонялись древние

Мифы Башкирии: кто такая Аждаха и почему ей поклонялись древние

Рассказываем о культе, который стал одной из главных основ местного эпоса

Тот случай, когда реальная история превратилась в сказки

Фольклор Башкирии богат на различных существ, сильно отличающихся от восточноевропейского эпоса. Среди них особенно выделяются несколько, и сегодня мы расскажем о персонаже, появлявшемся в большинстве старинных сказок и приданий. Имя ему — Аждаха, древнее нечто, напоминающее змею. А знали ли вы, что такие существа действительно бороздили просторы уральской земли? А как именно — рассказываем далее.

Демон, которого придумали

В переводе с башкирского Аждаха означает дракон. В большинстве произведений его описывают как змею небывалых размеров. Где-то речь идет о нескольких метрах, где-то даже о километрах. Персонаж тесно связан не только с эпосом, но и с реальной историей башкирского народа.

О связи Аждахи с реальными историческими событиями в своей статье «Аждаха в фольклоре башкир» подробно рассказала кандидат исторических Азалия Илимбетова. Согласно материалам ее исследования, змееподобное существо изначально появилось в древних верованиях. Речь идет о так называемом культе змеи, который существовал по всей Средней Азии и Ближнему Востоку. Это, в первую очередь, подтверждает то, что аналогичные слова есть и в других языках. Например, в Сербии существо называют Аждайя, в Болгарии — Аждер, в Турции — Аждарха и так далее.

Культ верил, что если поклонятся змеям, то можно достичь такого же долголетия

Изначально верование появилось среди Иранцев, именно в их текстах было первое упоминание о могущественной змее Ажи-Дахака. Последователи ее культа верили в то, что люди произошли от змей, поэтому нужно боготворить и возносить их, но не всех, а именно Аждах.

Согласно верованиям, Аждахой является любая змея, которая прожила сто лет и ни разу не показывалась на людях. У некоторых народов, кстати, цифры и прочие условия могут сильно отличаться, например, на Ближнем Востоке члены культа верили, что животному необходимо прожить 500 лет, чтобы стать Аждахой. Однако в большинстве текстов упоминается, что в таком случае существо превращается в Юху — злобного демона, цель которого — убийство людей.

Если судить по верованию культу, сама Аждаха не является ни демоном, ни злобным духом, а уж тем более даже драконом. Это змея с большой головой. Также существо за счет своих размеров обладает недюжинной силой, которую часто раздували в фольклоре. Например, в сказании «Акъял-батыр» Аждаха могла создавать своим хвостом пыльную бурю и застилать ей небо, не давая проникнуть свету. Именно после этого их начали называть демонами.

Мы попросили нейросеть сделать рисунок Аждахи

Как менялась Аждаха

Читая различные сказания и другие произведения эпоса, может сложиться впечатление, что Аждахой называли чуть ли не каждое змееподобное существо. Даже того же славянского Змея Горыныча в Башкирии назвали так. Однако чаще в фольклоре древних жителей республики мелькали всего несколько образов.

Одним из самых популярных образов, если не уходить от Горыныча, является форма дракона с несколькими головами. В башкирском эпосе такая Аждаха появлялась часто, а ее образ как только не гиперболизировался. Впервые двуглавая гидра появилась в сказании «Ахмет-батыр и Худайбирде-батыр», после чего с каждым вновь придуманным произведением число голов у дракона увеличивалось в геометрической прогрессии. Так, например, родилось сказание «Джигит, победивший тысячеголовую Аждаху».

Во всех сказаниях Аждахи — злые существа, которые творили беды без причины

Чаще всего в башкирском эпосе встречался другой вид Аждахи, способный превращаться в людей. От сказания к сказанию их образ менялся от полулюдей, у которых вместо ног были змеиные хвосты, к полностью антропоморфным или же похожим на обычных людей существам. Чаще всего Аждаху изображали женщиной, но были в произведениях и мужчины. Все мускулистые, кстати.

В сказаниях змея отбрасывала кожу и тогда рождался человек

Ярким примером подобной истории является сказание «Килтяй Мэргэн и его сестра». Там рассказывается о батыре Килтяе и его безымянной кровной родственнице. В один из дней главный герой ушел на охоту и наказал сестре ни в коем случае не обижать кошку. Как только Килтяй ушел, девушка решила из чистого интереса пнуть животное. То испугалось и в попытках сбежать из дома опрокинуло кувшин с водой прямо на огонь в печи. Сама виновница развести пламя в печи не смогла, поэтому отправилась в дом к старухе-ведьме попросить о помощи. Колдунья, которая оказалась обернувшейся в человека Аждахой, начала в отсутствие батыра приходить в дом к девушке и сосать из ее жил кровь. Килтяй, заметив это, попытался дать демону отпор, но погиб.

Добрые Аждахи в сказаниях почти не встречались

Иногда всё-таки Аждахи появлялись в сказках в роли добрых и рассудительных персонажей. Например, в народном произведении «Красная подушка» главный герой, который родился в бедной семье, вынужден был всю жизнь пасти овец. В один из спокойных дней он стал свидетелем чуда: внезапно загорелась одна из его любимых лошадей. Из пламени появилось существо в виде девушки, которая сосала кровь у животного. Долго не думая, безымянный пастух вступил с ней в драку, во время которой откусил палец противницы. Испугавшись, дева убежала в лес.

Вернувшись домой, герой обнаружил, что у его годовалой сестры, лежавшей в люльке, нет пальца. Долго батыр не думал, решил, что ребенок — это и есть Аждаха, и кинул его в печь. Родители, мягко говоря, удивились такому ходу событий и выгнали сына из дома. Спустя год скитаний егет наткнулся на большого белого дракона, являвшегося Аждахой. Тот представился сыном царя змей.

Вместе с Аждахой герой забрел в королевство змей. Новый друг батыра предложил забрать из дворца все, что тот пожелает. Юноша попросил лишь красную подушку. Та внезапно превратилась в черноволосую красавицу, с которой главной герой не прочь был предаться любовным утехам. Счастье длилось недолго. Однажды правитель местного людского поселения решил насильно отобрать девушку у егета, а того привезти на аудиенцию.

Царь приказал юноше не просто отдать красавицу, но и найти ему еще одну такую же. Искомая девушка была подругой «красной подушки». Егет нашел даму, но решил жениться на ней и навсегда забыть о прошлом. Стражники нашли его через год и снова отобрали новую суженную. Разозлившийся царь приказал парнишке найти еще одну красавицу.

Как можно было догадаться, третья девушка тоже была подругой других двух красавиц и тоже стала третьей женой егета. Царь, узнав это, приказал его убить. Женская разведка быстро прознала об этом и наказала главному герою идти и вербовать Аждаху для боя с войском неприятеля. В итоге джигит на 7-головом змее не просто уничтожил толпу недругов, но и полностью разрушил государство, а также лично убил царя. Змей даже помог парню отстроить свое новое королевство и назначил его султаном.

Примечательно, что главный герой ничего не сделал для такого результата, всё за него сделали его женщины

Культурное наследие

Суммарно Аждаха являлся героем более 50 различных произведений. Некоторые из представителей змеиного рода вовсе становились главными антагонистами произведений. Например в эпосе «Урал-батыр», где идейным противником известнейшего башкирского молодца был царь змей Кахкаха. Где-то демоны-драконы даже женились на главных героинях, были главными героями и даже помогали людям заключать брак.

Интересно наблюдать за тем, как обычное верование в змею как в тотемное животное оставило такой большой след в фольклоре. Несмотря на то, что сам культ змей был вполне мирным образованием, верящем в то, что пресмыкающиеся — их главные покровители, следующие поколения превратили Аждах в демонов и убийц.

По мнению Азалии Илимбетовой, это произошло в результате религиозных столкновений, повлиявших на развитие культуры. Несмотря на то, что изначально древние башкиры были теми еще язычниками и зороастризмами, с годами среди них стал набирать популярность Ислам, где подобные верования всячески порицались. Из-за этого с годами в эпосе всё чаще называли Аждах демонами и проклятыми существами. Хотя кто знает, может некоторые из них даже существуют среди нас и по сей день.

Напомним, проверить себя на знание древних мифов можно не уходя с нашего сайта. Мы загадали нескольких демонов, джинов и прочих потусторонних личностей из башкирского фольклора. Попробуйте угадать, кто есть кто.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем