Бизнес Бизнес в форме полумесяца

Бизнес в форме полумесяца

В Уфе создается финансово-инвестиционная компания «Ихлас-инвест» при мечети «Ихлас». В данный момент разрабатывается стратегия функционирования компании, сообщил генеральный директор Андрей Шарипов. С инициативой ее создания выступили прихожане...

В Уфе создается финансово-инвестиционная компания «Ихлас-инвест» при мечети «Ихлас». В данный момент разрабатывается стратегия функционирования компании, сообщил генеральный директор Андрей Шарипов. С инициативой ее создания выступили прихожане, активно интересующиеся финансовой сферой. Эти прихожане активные участники международных саммитов по исламскому бизнесу, проводившихся в этом и минувшем годах в Москве и Казани.

«Понимая и принимая во внимание современные социально-экономические условия, мы считаем необходимым активно входить и адаптироваться в рыночную экономику. Прихожане-предприниматели мечети «Ихлас» – постоянные участники международных саммитов по исламскому бизнесу и финансов, проводимых в 2009 и 2010 годах в г. Казани и в Москве. Недавно они решили открыть финансово-инвестиционную компанию «Ихлас-инвест», – рассказал имам мечети Мухамад Галяммов. «Мусульманам запрещено заниматься ростовщичеством, то есть инвестировать свои сбережения в банки под определенный процент. В отличие от банков доверительное управление не может гарантировать конкретную сумму прибыли, а это не противоречит нормам ислама», – комментирует директор инвестиционно-финансовой компании «Солид» в Уфе Михал Титов.

По его словам, особенно на фондовых рынках не разрешается использование кредитных средств для проведения операций на рынке ценных бумаг, совершение сделок с облигациями, а также сделок с опционами, форвардных и фьючерсных сделок, а также совершение сделок с акциями компаний, деятельность которых связана с производством, использованием или реализацией запрещенных исламом пищевых добавок, алкогольной продукции, свиного мяса, компании-эмитенты, где непрофильные активы занимают более 5%, простые банковские депозиты. «Коротко говоря, Коран запрещает «торговать, чем не владеешь», – поясняет эксперт. – По законам шариата мусульманам запрещено получать или платить проценты. Одна из причин – несправедливость к должнику со стороны кредитора, использующего потребность того в деньгах. Деятельность, которая не противоречит канонам шариата, – это металлургия, связь, нефтедобыча, нефтехимия и многое другое».

Генеральный директор ИФК «Линова» Линар Якупов говорит об огромном неосвоенном рынке, включающем в себя 20 млн проживающих в России мусульман. Доля личных сбережений у них традиционно высока, но вера не позволяет заниматься ростовщичеством. Исламские банковские окна могут принять на себя эту долю рынка, хотя как показывает международный опыт, резкого перетока клиентов от банков, построенных по западной модели, к исламским не происходит. Сфера влияния последних увеличивается в первую очередь за счет вовлечения в рыночный процесс тех, кто ранее просто был «за бортом» в силу своих убеждений, недоверия и так далее.

Не секрет, что в кризис исламский банкинг привлек к себе повышенное внимание инвесторов. Самое главное отличие: исламские банки строго придерживаются норм ислама, в соответствии с которыми кредитование со ссудным процентом (ростовщичество) запрещено. Все исламские финансовые инструменты построены таким образом, чтобы выполнить данное условие и в то же время получать прибыль от своей деятельности.

Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что, поскольку деньги не есть товар, они не могут возрастать лишь потому, что были выданы в виде ссуды.

Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложенными в экономику, создали реальную добавленную стоимость.

Поэтому традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, вне закона. Равно как и облигации – процентные бумаги.

Однако пока российское банковское законодательство, в отличие от законодательства отдельных стран, не предполагает возможности реализации модели банковского бизнеса в соответствии с требованиями шариата, пояснил ранее 102banka.ru заместитель председателя Национального банка Республики Башкортостан Марат Кашапов.

Устранить существующие проблемы возможно при правильном структурировании сделок, уверяют эксперты, но в отдельных случаях необходимы изменения в российском законодательстве, так как любой вид экономической деятельности предполагает необходимость соблюдения целого ряда требований: в области бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, организации корпоративного управления, защиты прав потребителей, финансового регулирования и так далее. «Так, например, в Казахстане был принят специальный закон об исламских банках. Как нам известно, в настоящее время вопрос обсуждается и в России, как в мусульманской общине, так и в среде финансистов. В частности, эта тема освещалась на ряде конференций, а в Ассоциации региональных банков России для целей юридической проработки проблемы создана рабочая группа по альтернативным (исламским) финансовым институтам и продуктам, куда вошли авторитетные эксперты в этой сфере», – рассказал Марат Кашапов.

По мнению экспертов, исламская модель финансовых услуг вполне может быть востребована в Башкортостане, учитывая значительную долю мусульманского населения. Реализация исламской финансовой модели способствовала бы расширению объемов финансирования за счет привлечения дополнительных ресурсов, а также снижению рисков благодаря более рациональному вложению средств, повышению ответственности инвесторов и получателей ресурсов. А все это благотворно сказалось бы на состоянии экономики и общества.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем