Город Хабиров не Санта: как работает система электронных обращений граждан Башкирии к властям республики (честный эксперимент)

Хабиров не Санта: как работает система электронных обращений граждан Башкирии к властям республики (честный эксперимент)

Спойлер: в решении проблем поможет только чудо

Ежедневно на сайте электронной приемной публикуют множество жалоб на городские проблемы

В Новый год жителям республики надеяться на Деда Мороза не приходится, а городские проблемы, увы, не исправить ударом посоха старого волшебника. В надежде получить от властей хоть какую-нибудь реакцию горожане ежедневно пишут огромное количество обращений на сайте электронной приемной органов власти республики. Там они рассказывают о проблемах, которые обязаны решать чиновники. Насколько оперативно решаются вопросы, читайте в нашем материале сегодня, 3 января.

Быстрый или не очень?

Как гласит информация на сайте электронной приемной, сервис «делает общение с органами власти республики доступным, удобным и быстрым». Расхваливая придуманную систему, чиновники уверяют пользователей, что теперь им не нужно стоять в очередях в надежде попасть на прием.

— Несколько кликов — и ваше предложение уже отправлено на рассмотрение — в любое удобное время, из любой географической точки. Главным преимуществом «Электронной приемной» является то, что, выходя на сайт, вы моментально получаете доступ ко всем министерствам и ведомствам Башкортостана и можете обратиться к ним напрямую, — гласит текст в разделе «О проекте».

Чтобы обратиться к властям и рассказать о своей проблеме, нужно зайти на сайт letters.bashkortostan.ru и нажать кнопку «Написать обращение». Однако здесь и начинаются первые проблемы. Чтобы написать обращение, нужно быть зарегистрированным на сайте «Госуслуги». В противном случае сайт грозит вам виртуальным пальчиком и предупреждает, что вы не сможете следить за ходом рассмотрения дела. А некоторые ведомства вообще не имеют полномочий проводить проверки по жалобе, не убедившись, что вы реальный человек, зарегистрированный на этих самых «Госуслугах».

Выбора у пользователя не остается. Так или иначе сервис вынуждает вас зайти на сайт приемной либо через сайт вашего банка, который также отправляет вас регистрироваться на «Госуслуги», либо обращаться в МФЦ.

Отправить жалобу анонимно не получится
Регистрацию можно получить тремя способами
Получить запись на «Госуслугах» можно через банк

Как только вы введете данные от «Госуслуг», тут же попадаете в личный кабинет электронной приемной. Там можно заполнить свой профиль, указав Ф. И. О., контактный номер телефона, адрес проживания и электронной почты. При большом желании можно рассказать также о своих увлечениях и месте работы, вплоть до должности. Также можно посмотреть все обращения, которые в разное время были направлены властям, и сообщения с форума [если жалоба была опубликована публично и новость задела читателей за живое, то и такое вполне возможно].

— Всё, что требуется от заявителя, — правильно заполнить ячейки, прикрепить нужные файлы и нажать кнопку «Отправить». Обращение будет принято в систему электронного документооборота органов власти и через минимальное время будет рассмотрено. Кроме того, рассказывая о той или иной проблеме, пытаясь решить какой-либо вопрос, вы можете «привязать» его к конкретной точке на карте республики — это очень удобно. По желанию заявителя его обращение становится общедоступным. На сайте имеется возможность обсуждения опубликованных обращений и ответов на них, — гласит текст справки на сайте приемной.

Но и здесь будет новая загвоздка. Перед тем как написать свое обращение, сайт покажет вам огромный лист пользовательского соглашения, в котором есть один любопытный пункт.

— Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в органы власти и предусмотренную законодательством ответственность в этой сфере общественных отношений. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда. (п. 2 ст. 16 № 59-ФЗ), — сообщается на сайте.

Адвокат Роман Петров пояснил, что закон, который позволяет призывать жалобщиков к ответственности, действительно есть.

— Если человек подал ложную жалобу, а власти в связи с этим понесли расходы, то в таком случае на жалобщика могут подать в суд. Согласно указанному в тексте закону, госорганы могут взыскать с гражданина потраченные средства, — пояснил Петров.

Адвокат считает, что это правильное предупреждение для тех, кто привык обращаться к властям без всякого весомого повода.

Агрессивные собаки, темные улицы и опасный спуск

Всего за год корреспондентом UFA1.RU было отправлено пять обращений. Давайте рассмотрим их подробнее.

Химический запах

Первое было направлено в адрес главы республики еще 7 июля. Корреспондента волновал химический запах в микрорайоне Затон. Напомним, что горожане с конца мая задыхались от зловоний. Как выяснилось, их источником стал пожар на мусорном полигоне в Новых Черкассах. В июле Роспотребнадзор республики взял ситуацию под контроль, однако лучше не стало.

— Прошу провести взятие и анализ проб воздуха в утреннее время в микрорайоне Затон (улица Союзная). С 5 июля 2021 года невозможно открыть окно по утрам, в нос бьет резкий химический запах. Просьба разобраться с ситуацией, — такое обращение было направлено в адрес Радия Хабирова.

Также корреспондент попросил создать интерактивную онлайн-карту по отслеживанию жалоб на химический запах, чтобы у жителей была возможность сообщить о проблеме, а власти могли оперативно ее решить.

В этот же день, 7 июля, обращение было зарегистрировано под номером 1-Г-12275. Исполнителем поручения были назначены мэр Уфы Сергей Греков и глава Роспотребнадзора республики Анна Казак.

Спустя неделю пришел ответ от управления по обеспечению жизнедеятельности администрации Уфы.

— Системный мониторинг загрязнения окружающей среды осуществляется на 9 стационарных постах Башкирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Согласно сведениям, в период с 5 по 8 июля 2021 года превышений допустимых концентраций по контролируемым на постах примесям не выявлено. В указанный период превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ автоматизированными станциями Управления государственного аналитического контроля также не выявлено, в том числе 7 июля замеры проводились по адресу: город Уфа, улица Летчиков, дом 2, корпус 1, — доложили о результатах проверки в управлении.

Также в документе сообщалось о том, что обращение было направлено в Роспотребнадзор республики. 22 июля корреспондент получил письмо от Министерства природопользования и экологии республики. Эксперты ответили, что источниками загрязнений являются промышленные предприятия Уфы.

9 августа также подготовили ответ по обращению в Министерстве цифрового развития. Чиновники своеобразно оценили идею создать интерактивную карту по неприятным запахам в городе.

— Министерство занимается созданием единого окна цифровой обратной связи, включая обращения, жалобы (далее — Платформа обратной связи). Оставить свое сообщение о проблеме можно через приложение «Госуслуги. Решаем вместе». Затем указать местоположение проблемы и приложить фото- или видеоподтверждение, — рекомендовали в ведомстве.

Таким образом, все ответили, но проблема на тот момент не решилась. А потом запах исчез, сам. Но спустя несколько дней.

Светофор

Второе сообщение в адрес главы республики было направлено по поводу светофора на перекрестке улицы Ленина и бульвара Ибрагимова. Проблема заключалась в том, что зеленый сигнал светофора стал короче. Из-за этого пешеходы, особенно мамы с колясками, зимой не успевают перейти дорогу. Корреспондент UFA1.RU обратился с просьбой увеличить длительность разрешающего сигнала для пешеходов.

Светофоры на бульваре Ибрагимова буквально заставляют перебегать дороги и аллею

Обращение было зарегистрировано в этот же день, 15 декабря, под номером 1-Г-23689. Однако вместо главы республики решение проблемы, согласно уведомлению, было вновь поручено решать мэру города. По данным на 3 января 2022 года, ответа так и не последовало, впрочем, как и решения проблемы.

— Ваше обращение получено и направлено в орган местного самоуправления. Исполнитель Сергей Греков — администрация города Уфа, — сообщается в тексте уведомления.

Но проблема так и остается нерешенной.

Пешеходный переход

16 декабря в адрес Радия Хабирова было отправлено очередное обращение. Жители Затона уже несколько лет не могут нормально спуститься к пешеходному переходу в районе остановки «Речное училище». Власти положили новый асфальт, но сделать удобным спуск с дороги забыли. Как только наступает осенне-зимний период, жители вынуждены искать обходные пути, чтобы не сползать со скользкой дороги.

В зимнее время спуск (скат) нравится только школьникам

Обращение № 1-Г-23749 было зарегистрировано только на следующий день, 17 декабря. Разбираться с городской проблемой поручили администрации города. Но по сей день тишина.

— Ваше обращение получено и направлено в администрацию города, — сообщили в уведомлении на сайте электронной приемной.

Проблему, кстати, так и не решили.

Освещение дороги и тротуар

На следующий день, 17 декабря, в адрес главы республики было направлено очередное обращение. В нем указывалась проблема освещения на улице Запорожский переулок в Затоне. Местные вынуждены передвигаться по ней в кромешной тьме. Но самое опасное, что в этой темноте лихачи-водители не видят людей, которые идут по проезжей части, потому что пешеходных зон там попросту нет.

По темному переулку ежедневно ходят дети и взрослые
В кромешной темноте приходится ходить с фонариком

Уведомление о принятии обращения № 1-Г-23816 было направлено только 20 декабря. По сложившейся традиции решать вопрос поручено городской администрации. А дальше вы уже знаете — ответа и решения проблемы не последовало.

Бродячие собаки

Еще одна проблема заключалась в том, что на Ленина, 156 стая бродячих собак кидалась на местных жителей. Тут реакция была чуть более оперативной. Обращение зарегистрировали под номером 1-Г-23970 и направили для решения вновь в администрацию города. Спустя 3 дня — 24 декабря — на почту корреспондента UFA1.RU пришел ответ по проблеме.

В Управлении коммунального хозяйства проблему не оставили без внимания

В Управлении коммунального хозяйства Уфы сообщили о том, что обращение по поводу бродячих собак было принято на контроль.

— Подрядной организации выдан заказ на отлов безнадзорных животных по указанному адресу, — сообщается в тексте ответа.

Отметим, что к тому моменту, как пришел ответ от управления, стая бродячих собак поменяла свое месторасположение, но проблема при этом в городе продолжает оставаться актуальной. Так, недавно прокуратура республики возбудила уголовное дело по факту нападения бродячих собак на двух школьников.

Что волнует людей

Власти подвели промежуточные итоги динамики обращений граждан к главе республики за первое полугодие 2021 года. Согласно данным, опубликованным на сайте главы республики, всего за это время поступило 12 122 обращения. Чаще всего жителей республики волновали проблемы в сфере коммунального хозяйства, благоустройства населенных пунктов и здравоохранения.

За первое полугодие жителям направили 3011 ответов, среди которых есть и от правительства республики.

Среди жителей республики находятся и те, кто обращается к главе Башкирии с просьбой решить личные проблемы

Кроме сайта электронной приемной органов власти Республики Башкортостан, также существует центр управления регионом — организация, занимающаяся сбором, анализом и передачей органам власти жалоб жителей Башкирии в социальных сетях. Республика учредила ЦУР одной из первых в стране, для него построили отдельное здание на Южном склоне Уфы за полмиллиарда рублей. УФАС республики выявила признаки нарушения антимонопольного законодательства при процедуре определения подрядчика. Глава Башкирии очень гордится республиканским ЦУРом: там он проводил встречу с журналистами и многие другие мероприятия. Подробнее о том, как работают ЦУРы, мы рассказывали в отдельной статье.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем