Авто Владислав Мурзин, председатель комиссии по трофи-рейдам Автомобильной федерации РБ: «Трофи-рейды – это спорт, отдых и борьба с самим собой»

Владислав Мурзин, председатель комиссии по трофи-рейдам Автомобильной федерации РБ: «Трофи-рейды – это спорт, отдых и борьба с самим собой»

До открытия сезона трофи-рейдов остались считанные дни. Первый этап республиканского чемпионата стартует уже 25 июня на территории Нуримановского района. Тихий уголок Башкирии на три дня превратится в «ипподром» для соревнования полноприводных лошадей, а среди участников – спортсмены, представляющие не только нашу республику, но и соседние регионы: Татарстан, Челябинскую область и ряд других. О том, что такое трофи-рейды и с чем их едят, а также о предстоящих соревнованиях корреспонденту 102km.ru рассказал председатель комиссии по трофи-рейдам Автомобильной федерации РБ Владислав Мурзин.

– В двух словах, что такое трофи-рейды?

– Если в двух словах, то это вид спорта. Суть в перемещении автомобилей из точки А в точку Б по бездорожью за определенный промежуток времени – от нескольких часов до нескольких суток. В России трофи возникли около 1998 года и с тех пор очень активно развивались в столичных регионах – Москве и Питере. У нас трофи-рейды появились относительно недавно: первые официальные соревнования под названием «Тропою Че» состоялись в 2007 году, а в 2008 уже был проведен первый чемпионат республики. Дисциплина еще молодая, сейчас еще совсем немного людей знают, что это вообще такое, не говоря уже об участии на профессиональном уровне в таких классах, как ТР2 и ТР3.

– Чем отличаются эти классы?

– Это классификация РАФ (Российской автомобильной федерации. – Прим. авт.). ТР1 – это, можно сказать, базовый класс. Здесь должны быть лебедки, определенный диаметр резины, допускается лишь минимальная доработка. ТР2 предусматривает уже более серьезную доработку машин. Здесь, как правило, выступают машины с большим диаметром колес: «УАЗы», «Роверы», «Тойоты» и «Ниссаны», допускается установка нескольких лебедок. И, наконец, ТР3 – это автомобили, можно сказать, изготовленные специально для

соревнований. От базовой модели в них остается уже очень мало, спортсмены называют их «котлетами». Подготовить такую котлету на российском уровне стоит минимум полтора-два миллиона рублей, все ограничивается лишь финансами и временем на подготовку автомобиля такого класса. В России есть несколько организаций, которые готовят такие машины для команд, имеющих достаточные бюджеты для этого. Там, где начинается серьезный спорт, начинаются серьезные деньги.

– Республиканские соревнования проводятся во всех трех классах? Есть ли какие-то отступления от правил?

– У нас в Башкирии пока совсем другие возможности, поэтому и требования более лояльные. Хотя с каждым годом уровень спортсменов растет, и требования ужесточаются. Участники становятся более дисциплинированными, более профессиональными, с каждым годом ездят все лучше и лучше.

– Есть ли у спортсменов из Башкирии опыт участия во всероссийских или международных трофи-рейдах?

– Для того чтобы выезжать на какие-то крупные соревнования, нужен очень большой бюджет. Просто-напросто нужно очень много денег. Хотя спортсмены российского уровня у нас есть. Их можно пересчитать по пальцам, но если они будут там участвовать – они гарантированно займут призовые места. Это, к примеру, Константин Павлуткин – победитель нашего чемпионата 2008 года, чемпион Уральского федерального округа 2008 года. В других классах нет таких явных фаворитов, но есть, к примеру, ребята из команды «Красный ключ», выступающие в классе «Стандарт». Если им дать нормальную технику и отправить на российские соревнования, они просто приедут и обыграют там всех.

– Первый этап чемпионата 2010 года будет называться «23 часа Нуримана». Как появилось такое название, и почему выбран именно такой промежуток времени?

– По требованиям Спортивного кодекса максимальное время непрерывной гонки не должно превышать 24 часа. Из-за этого требования у нас и родилось название первого этапа. Это будет достаточно трудная линейная гонка, состоится она, как понятно из названия, на территории Нуримановского района с 25 по 27 июня. Ожидаем от 35 до 50 автомобилей участников, причем не только из Башкирии, но и из соседних регионов: Свердловской, Челябинской областей, Татарстана. Соревнования пройдут в категориях «Стандарт», «Экстрим»,

«Спорт» и «Асфальт». Еще один зачетный класс – «ATV» – учрежден специально для владельцев мототехники. Кстати, один из этапов чемпионата в этом году мы проведем в Уфе. Будет очень интересно.

– Кто готовит маршруты гонок?

– Маршруты готовит Автомобильная федерация РБ, представителем которой я являюсь, совместно с клубом «Rotas». Регламент соревнований предусматривает несколько вариантов проведения соревнований. Линейная гонка, как я уже говорил, – это перемещение из пункта А в пункт Б, по очень плохой дороге и с ограничением по коридору, чтобы не валить лес (экологические требования мы тоже соблюдаем). Просто грязная старая заброшенная дорога, с ямами, пробоинами, с отсутствием мостов, вот по ней и надо добраться до пункта Б за минимальное время.

Второй вариант – это GPS-ориентирование. На квадрате в несколько километров разбрасывается определенное количество точек – от 30 до 50. Надо отметиться на максимальном количестве из них за минимальное время – то есть коснуться одной рукой точки, другой рукой – автомобиля, если иное не предусмотрено регламентом. Взять все пункты получается далеко не у каждого экипажа. В этом году по такому типу пройдет третий этап Чемпионата Башкирии.

– А второй?

– Второй этап пройдет в июле, это будет джип-спринт, еще одна трофи-дисциплина. Тоже гонка, только на небольшом расстоянии. В этот раз мы немного пожертвовали спортивностью: все-таки трофисты привыкли долго и тяжело ехать, и если в линейной гонке скорость не так важна, то в спринте будет необходимо проехать дистанцию как можно быстрее. Есть зрелищные моменты для зрителей: кое-где машины придется подтягивать лебедкой. К слову, есть альтернативные варианты проведения соревнований, но в итоге все сводится к трем перечисленным дисциплинам.

– Неподготовленный человек может принять участие в соревнованиях?

– Конечно! В этом году мы вводит отдельный класс для совсем начинающих любителей, которые приедут на своем полноприводном автомобиле. Для них будет сделана небольшая безопасная трасса, где они не рискуют повредить свои машины: не перевернутся, не утонут, не поцарапают. В общем, ничего особенно сложного, им надо будет просто проехать дистанцию. Например, очень часто принимают участие жители районов, где мы проводим соревнования.

Все, что нужно иметь участникам – это автомобиль, специальную водительскую лицензию РАФ, которую они приобретают на старте, документы на машину и обязательно страховку. Кроме того, в автомобиле должен быть навигатор, огнетушитель, аптечка, а у самих участников – каски. С учетом этих требований любой человек, который чувствует в себе силы, может обратиться к нам, оформиться и уже выйти на трассу как спортсмен.

– Зачем нужны эти лицензии?

– Поскольку мы являемся подразделением РАФ и проводим официальные соревнования, соответственно, мы должны соблюдать некоторые условия. Одним из таких условий и является выдача участникам таких документов. С этой лицензией спортсмен может в течение года ездить по всей стране и участвовать в любых соревнованиях по трофи-рейдам. Лицензия РАФ стоит 200 рублей и выдается до конца календарного года. Если человек уже профессионально занимается трофи-рейдами, соответственно, он приобретает водительскую лицензию уже другой категории. Она стоит дороже, в нее сразу входит страховка по соглашению со страховой компанией и множество других нюансов. Если человек выезжает на международные соревнования, то и лицензию он приобретает соответствующего уровня. Что касается страховки, то для удобства спортсменов мы обычно привозим страховщиков прямо на место соревнований.

– Можно ли отказаться от страхования?

– Любой автомобильный спорт всегда связан с определенным риском. Случаи бывают разные, поэтому одним из правил трофи-рейдов является обязательное наличие страховки у всех участников гонок. Страхование автомобиля – это уже личное дело каждого спортсмена. Наши машины обычно грязные и мятые – всякое же бывает, то на бок где-нибудь в лесу приляжешь, то на крышу… Поэтому в заявке на участие, которую подписывают спортсмены, содержится

предупреждение об опасностях, возможных на дистанции. Участники, которые подписывают эту заявку, отдают себе отчет в том, что их автомобили могут пострадать.

– Как реагируют местные жители на соревнования?

– Поскольку мы проводим официальные соревнования, то наши мероприятия должны быть в обязательном порядке согласованы с местными властями. Некоторые районные администрации всегда с радостью идут нам навстречу, некоторые, к сожалению, опасаются проводить такого рода соревнования на своей территории из-за негативного опыта. Местные жители обычно нам очень рады, поскольку мы заново протаптываем уже забытые дороги, которые после наших мероприятий начинают снова активно использоваться. Ну и, конечно же, для небольших городов и сел такие соревнования – большое событие, которое всегда вызывает интерес.

– Какие качества необходимы спортсмену?

– В трофях немалую роль играют автомобили, но не менее важна подготовка пилота и штурмана. Соответственно, чтобы победить, необходимо иметь очень сильную волю, выносливость и настойчивость, – без этого народ у нас не побеждает.

Обычно в соревнованиях большую роль играет взаимопомощь: участники стараются помочь другим экипажам в трудных ситуациях. Если говорить о спортсменах, которые целеустремленно идут на результат, они, конечно, обычно никого не выдергивают, и это тоже правильно. Но главное, из-за чего люди участвуют в трофи-рейдах, – это желание доказать самим себе, что они могут пройти эту дистанцию. Этот спорт совмещает отдых, удовольствие и в то же время борьбу с самим собой.

Фото: Фотографии предоставлены спортивно-туристическим клубом «Rotas»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем