Глава Минтранса Башкирии Александр Клебанов оказался втянут в коррупционный скандал. Чиновника задержали силовики, а глава республики уже издал указ об увольнении. В региональном правительстве сообщили, что Клебанов проходит по делу о получении взятки в особо крупном размере. До Башкирии опальный чиновник работал в Москве и Пермском крае, но славы там не сыскал. Каким был путь Александра Клебанова, рассказывает UFA1.RU в этом материале.
Москвич
Бывший министр транспорта Башкирии — коренной житель Москвы, там же он закончил РУДН и РАНХиГС при президенте России. Когда он только пришел на работу в республику, его представили как человека с «большим опытом работы в транспортных компаниях и органах исполнительной власти». И правда: согласно «Контур.Фокусу», Клебанов являлся учредителем и руководителем нескольких компаний в Москве. В основном они занимались пассажирскими перевозками.
Так, в 2008 году Клебанов зарегистрировал свою собственную компанию — ООО «Априори», она сдавала авто в лизинг. Просуществовала до 2016 года.
В том же году Клебанов создал фирму «ЦПК-М», которая торговала пивом и продуктами. Был ее владельцем до 2018 года, когда компанию исключили из ЕГРЮЛ. На конец 2008 года выручка была 2,3 миллиона рублей, а чистая прибыль — 12 тысяч.
С 2009 по 2021 год Клебанов имел долю в ООО «ЦПК». Аналогично — сдавало в аренду автомобили для работы в такси эконом- и премиум-класса. В 2015 году Клебанов получил разрешение на таксомоторную деятельность в Москве. Лицензия была юбилейной, поэтому ее вручал лично мэр Сергей Собянин. В 2017 году компания получила госконтракт на 11 миллионов рублей от МГТС (телекоммуникационная компания) на пассажирские перевозки. На конец 2017 года выручка составляла 257,1 миллиона рублей, а чистая прибыль — всего 15 тысяч. А в 2020 году начались проблемы: фирма стала банкротом, потому что задолжала кредиторам 23 миллиона рублей.
В 2010 году Клебанов получил долю в компании «Арбат-А», в 2011 году стал ее гендиректором и находился в должности до 2017 года, затем вышел и из доли. Вид деятельности — аренда авто. В 2012 году «Арбат-А» оказал небольшую услугу московской областной прокуратуре в перевозке грузов на 12,3 тысячи рублей. В 2016 году компания получила лицензию на такси. В 2023 году ее исключили из ЕГРЮЛ.
С 2013 по 2018 год Клебанов имел долю в ООО «ТрансКар», оно занималось перевозками на такси. Его последняя отчетность датируется концом 2016 года: выручка — 33,2 миллиона рублей, а чистая прибыль — всего 11 тысяч рублей. Когда Клебанов ушел, компания еще существовала несколько лет, но затем закрылась.
Помимо перечисленного, Александр Клебанов пробовал себя в благотворительном фонде, азартных играх (получил несколько штрафов от МВД за нарушение правил торговли алкоголем), производстве нефтепродуктов, доставке, торговле продуктами (в учредителях значилась Клебанова Нонна Владимировна — видимо, сестра) и так далее. Почти все они уже прекратили своё существование.
Помимо бизнеса, Александр Клебанов хотел попробовать себя в политике: в 2008 году баллотировался в депутаты Московского района Перово, но не прошел.
Чиновник из Перми
В ноябре 2018 года Александр Клебанов попал в Пермский край, где получил должность замминистра транспорта.
В то время край возглавлял Максим Решетников, нынешний министр экономического развития России. В 2010 году он перешел на работу из Перми в Москву, в правительство города. В 2015 году, когда Клебанов получал лицензию на такси от мэра Собянина, Решетников был министром в правительстве Москвы и руководил экономической политикой. В октябре 2017 года Максим Решетников возглавил Пермский край по результатам выборов.
Так вот, Клебанов одновременно с новой должностью возглавил краевое транспортное обслуживание и стал курировать транспортную реформу. Как рассказывали нам коллеги из 59.RU, новый чиновник в ходе реформы распределил перевозчиков.
Автобусные маршруты отошли к краевому предприятию «Автовокзал». Появились частные перевозчики — ООО «РТ Лайн» из Москвы и ООО «Автомиг» из Московской области. Последняя компания, к слову, появилась и в Уфе. Как указывала «Фонтанка», «Автомиг» через посредников связан с сыном главы МВД России Владимира Колокольцева.
Мэрия Перми объявляла аукционы на новые маршруты, но частники каждый раз видели в них нарушения и жаловались антимонопольщикам. Однако часть заявлений в итоге отозвали сами заявители, другую часть признали необоснованными. Антимонопольная служба признала лишь частично обоснованными заявления о критериях конкурсной составляющей.
Когда два новых частника вышли на линию, их работу сразу же раскритиковал мэр Перми.
— Допустила сбой компания «РТ-Лайн», были проблемы в работе автобусных маршрутов. Не обеспечил полное выполнение графика и перевозчик «Автомиг». По итогам первого дня общее количество вывода автобусов на линию составило 92%, что гораздо меньше нормативного уровня, — писал чиновник в соцсетях.
Краевой перевозчик имел в своем распоряжении 44 автобуса, чего, конечно, не хватало для обслуживания городских маршрутов. По данным Ространснадзора, в автопарке имелось свыше 100 автобусов, принадлежащих ГК «Ранд-Транс», а именно ей и принадлежит перевозчик «Автомиг».
Частники — на выход
В конце 2020 года Минтранс Пермского края отстранил от работы частных перевозчиков раньше, чем закончился их контракт. Те, конечно, не согласились с таким развитием событий и обратились в суд, который позволил им продолжать работу.
Минтранс сделал ответный ход и запустил от краевого «Автовокзала» несколько новых маршрутов, которые почти дублировали частные. Предприниматели полагали, что действия чиновников незаконны. В разговоре с 59.RU юрист, представлявшая интересы частников, пояснила, что маршрутов «Автовокзала» в документе планирования нет, поэтому они были запущены незаконно.
В министерстве в ответ сообщили, что все маршруты были организованы по распоряжению ведомства, схемы согласованы с местными властями. В итоге бизнесмены сдались — и через полгода кто-то отказался от части маршрутов, кто-то вообще вышел из дела и выставил автобусы на продажу.
Вези меня, такси
Во времена работы Клебанова в Перми началась реформа такси, по которой все машины хотели покрасить в желтый цвет. Минтранс официально заявлял, что так можно будет отличить нормальных перевозчиков от нелегалов.
— Для пользователя такси это будет означать, что у перевозчика есть лицензия, автомобиль прошел технический осмотр, а водитель — проверку у врача. Также такие машины легко будет выделить в потоке автомобилей, — объяснили в ведомстве.
Таксомоторные парки и общественники высказались против. Одним из аргументов были затраты на оклейку машин, другим аргументом стала бюрократия, с которой придется столкнуться водителям.
Когда Клебанов покинул краевой Минтранс, то от идеи желтых такси отказались.
Рахим итегез
Александр Клебанов в июле 2021 года написал заявление и уволился из краевого правительства по собственному желанию. В октябре того же года бывший пермский чиновник появился в Башкирии на должности замминистра транспорта.
Его уход связывали с провалом транспортной реформы и сопутствующими скандалами. По мнению уфимского предпринимателя Виктора Искалина, чиновника «выгнали из Прикамья с позором и он приехал в Башкирию разваливать транспортную систему».
И тут случилась похожая история, как в Перми: в декабре 2021 года на линию вышли автобусы «Автомига». Они заняли 233-й маршрут, хотя он был закреплен за «Уфалайном». В январе 2022 года тот же перевозчик из Подмосковья получил новый маршрут — № 167, который едет из Инорса через Черниковку по проспекту Октября в центр. Официально власти сообщили, что запустили маршрут по просьбам жителей.
В то же время наши коллеги из 76.RU писали, что «Ранд-Транс», владеющий «Автомигом», появляется в регионах в тот момент, когда власти решают отказаться от маршруток.
Противостояние с Искалиным
В ноябре 2021 года появление Клебанова дало о себе знать: маршруты частного перевозчика Виктора Искалина, который работал на дорогах Уфы с 90-х, внезапно остановили. Сам предприниматель говорил, что это произошло из-за действий властей — те не выдали транспортную карту на средний класс обслуживания.
Водители и сам предприниматель стали подавать жалобы. Позднее Искалин рассказал, что его водителям звонил лично Клебанов и требовал от них «перестать жаловаться».
— Клебанов с рабочего телефона звонит на личные мобильные телефоны трудоустроенных у меня водителей, предлагает сменить место работы на другие маршруты, перейдя к другим перевозчикам, требует прекратить жаловаться в различные инстанции. При этом приглашает водителей маршрута № 272 для беседы к себе в кабинет. Учитывая тотальные проверочные мероприятия в отношении обслуживаемых мною маршрутов за последнюю неделю, водители опасаются репрессий и запугивания уже в отношении них лично, поскольку непонятно, каким образом были установлены номера их личных мобильных телефонов, — рассказывал Искалин.
На массовые жалобы обратил внимание глава следкома России Александр Бастрыкин, который поручил их проверить. Но результата это не принесло. И вообще, в марте 2022 года маршрутные листы Искалина были аннулированы. Против него высказался лично Радий Хабиров.
Весной 2023 года Искалин жаловался на травлю со стороны республиканских властей. В разговоре с UFA1.RU тогда уже министр транспорта Александр Клебанов назвал это всё «выдумками».
— Это всё вранье. Он сам пришел и написал заявление, [что отказывается от исполнения обязательств по маршрутам]. Это право каждого перевозчика. Кто там его травит — это выдумки наверняка. Я с ним не виделся и не общался, — пояснил чиновник.
В итоге бизнесмен сдал позиции и покинул уфимские дороги. Летом 2023 года он дал большое интервью UFA1.RU, в котором рассказал о том, как начинал бизнес и почему всё-таки закончил.
Сменил министра
Александр Клебанов еще долгое время оставался заместителем, но, кажется, уже тогда примерял роль первого лица ведомства. Так, он представлял делегацию Минтранса в Беларуси, а потом и комментировал череду убийственных ДТП летом 2022 года. Тогда всего за несколько недель на дорогах республики погибло свыше 30 человек.
Один из инцидентов касался пассажирских перевозок — маршрутка влетела в стоящий грузовик. Погибли шесть пассажиров. Александр Клебанов тогда прокомментировал эту аварию: по его словам, водитель ехал со скоростью 90 км/ч, тогда как ограничение на том участке было 50. Вдобавок к этому он вез стоящих пассажиров — в междугородних поездках это недопустимо.
В ноябре 2022 года в Минтрансе Башкирии разгорелся скандал: заместитель министра Виктор Жульков получил обвинение в превышении должностных полномочий и освоении бюджетных денег. На этом фоне министр Александр Булушев ушел в отставку. В декабре он стал фигурантом уголовного дела за превышение полномочий.
Соответственно, на должность министра претендовали его заместители: Александр Клебанов, Руслан Гарипов и Любовь Минакова. На момент публикации данной статьи Клебанов — под следствием, Гарипов — под судом за превышение полномочий (но всё еще в должности), Минакова — временный министр транспорта.
Так и вышло: в декабре 2022 года Клебанов стал министром.
Зимой 2023 года москвичка обвинила министра в ДТП, в котором виновной признали ее. По словам женщины, чиновник за рулем своего Land Rover подрезал ее Toyota Camry. Из-за того, что виновником ДТП стала она, от нее требовалось оплатить ремонт авто министра.
Уже в марте на оперативке Клебанову влетело от главы Башкирии. Министр доложил о «приведении в порядок автомобильных дорог», но после его речи Хабиров нахмурился и сказал, что «не очень рад работе».
В мае 2023 года на заседании Курултая Башкирии уполномоченный по правам человека в регионе Михаил Закомалдин рассказал о районах, где почти нет автобусного сообщения между населенными пунктами и райцентром.
— Это Бурзянский и Благоварский районы. В Бижбулякском районе всего 1 маршрут, в Кушнаренковском, Давлекановском их недостаточно. Проблема усугубляется зимой, — заявил Закомалдин.
А вот министр транспорта, в свою очередь, отметился: сказал, что такой информации у него нет.
Ну как там со стройкой?
Клебанову приходилось отчитываться о некоторых стройках. Так, в сентябре на Зининском путепроводе нашли отклонения в одной из опор, из-за чего запуск магистрали отложили. Министр Клебанов говорил, что точные сроки станут известные в середине сентября. В итоге движение запустили только в декабре.
То же было с временным мостом через реку Быстрый Танып на трассе Уфа — Бирск — Янаул: его должны были открыть 1 сентября 2023 года, но этого не случилось. Статус стройки пришлось уточнять главе Башкирии на оперативном совещании в правительстве.
— Очень сильный накал идет по поводу моста через Быстрый Танып. Есть какая-то позиция у Минтранса? — задал вопрос Хабиров.
— Да, уже начали возводить временный мост, думаю, в ближайшие две-три недели закончим, — ответил Клебанов.
— «Две-три недели» — это ни о чём. Две недели или три недели? — уточняет глава республики.
— Три, — зафиксировал министр.
Но и тут тоже не вышло. В разговоре с корреспондентом UFA1.RU Александр Клебанов говорил, что «возникли проблемы с металлом», и полагал, что к концу октября стройка закончится. Через месяц мы снова позвонили министру, а тот оказался «занят» и попросил обратиться в Управление дорожного хозяйства.
В итоге мост запустили в конце декабря.
Еще одна стройка — Восточный выезд. Началась она не при Александре Клебанове, но на его долю выпало довести ее до победного конца. Открытие для всех жителей состоялось в конце марта 2024 года. Предшествовал этому бунт рабочих, которые пожаловались на отсутствие выплат.
Один из последних отчетов Александра Клебанова был не о стройке, а о ДТП с пятью погибшими ни выезде из Уфы: ВАЗ-2115 на полном ходу влетел в КАМАЗ. Тогда министр заявил, что все находившиеся в машине молодые люди были пьяны.
6 мая в правительстве прошло оперативное совещание. Рутинная работа стала привычкой: на автомате министр зачитал сводку от ГИБДД, о задержках транспорта. Радий Хабиров уточнил у министра про пункты весового контроля — они не работают, бюджет недополучает деньги. Глава попросил заняться вплотную вопросом о пунктах после 19 мая. Клебанов говорил, что они заработают в начале июня.
Утром 7 мая появились сообщения о задержании министра. Вскоре информацию подтвердили в правительстве Башкирии, а затем в СК и ФСБ. Александру Клебанову вменяют получение взятки в 5 миллионов рублей. Указом главы Башкирии его уволили из правительства.
Доходы и имущество
Во времена работы в Пермском крае, в 2020 году, Александр Клебанов задекларировал 2,6 миллиона рублей дохода.
В этот период у чиновника в пользовании находилась квартира площадью 42 квадратных метра. В собственности у него была половина доли в квартире площадью 73,1 квадратного метра. Согласно выписке из Росреестра, Клебанов с 2006 года владел квартирой такого же метража в Москве. Находилась она в обычном 16-этажном доме 1976 года постройки. Остальная часть была записана на его жену.
В декларации 2020 года у него было двое несовершеннолетних детей: один владел квартирой в 38,7 квадрата, в пользовании была квартира 47,8 квадрата. За вторым в пользовании числилась квартира на 92 квадрата.
У Александра вместе с Нонной (упоминалась выше как соучредитель одной из компаний министра), согласно выпискам из Росреестра, был двухэтажный дом площадью 1,1 тысячи квадратных метров в Московской области.
В Башкирии Клебанов сдал декларацию только за 2021 год, когда он был заместителем министра. В 2022 году началась спецоперация, и президент разрешил чиновникам не публиковать свои доходы.
Но за 2021 год его доходы снизились и составили 1,6 миллиона рублей. В собственности у него была 1/2 доля квартиры на 73,1 квадратного метра. В пользовании — квартира на 43 квадратных метра. О наличии автомобиля не сообщалось.
Жена в декларации уже не упоминалась, только дети. Их имущество со времен пермской декларации не поменялось.