Наука Мухамет Сагитдинов, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ и РБ: «В банке, я, как первое лицо, имел все полномочия и возможности воплощать свои идеи в жизнь»

Мухамет Сагитдинов, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ и РБ: «В банке, я, как первое лицо, имел все полномочия и возможности воплощать свои идеи в жизнь»

Мухамет Сагитдинов руководил Национальным банком Республики Башкортостан с 1992 по 2001 годы. Кто следил за республиканской прессой тех лет, возможно помнит, как на страницы печати выплескивались коллизии ожесточенной борьбы руководства Национального бан

Мухамет Сагитдинов руководил Национальным банком Республики Башкортостан с 1992 по 2001 годы.

Кто следил за республиканской прессой тех лет, возможно помнит, как на страницы печати выплескивались коллизии ожесточенной борьбы руководства Национального банка с коммерческими банками, сопротивлявшимися внедрению технологии электронных платежей и других новшеств. Идеологом, вдохновителем, создателем новой модели, главным организатором запуска новой системы расчетов, названной по праву «башкирской», был именно Мухамет Шамсутдинович. Даже сотрудники Центрального банка России порой удивлялись тому, что Уфа – периферия – опережает Москву с реформированием банковского сектора, бежит впереди паровоза, и задавали вопрос коллегам из Башкирии: «Откуда у вас такой генератор идей?». «Толчком прогрессу являются самые развальные исходные позиции, – рассказывает Мухамет Сагитдинов. – А банковская система начала 90-х годов буквально «лежала на боку». Денежные переводы ходили со скоростью пешехода или вовсе терялись в пути. Участились скандалы с фальшивыми авизо. Операционный зал Национального банка был завален горой необработанных платежных документов. Мы предложили революционный вариант выхода из кризиса. Благодаря новой электронной технологии банки региона совершили качественный скачок. Это позволило сэкономить огромные оборотные средства, что явилось беспрецедентным достижением для банковской системы России. Также родилась совершенно новая структура в Национальном банке Башкортостана – региональный центр информации».

- Как удалось добиться такого скачка?

- В отличие от предыдущих нескольких моих должностей, когда я исполнял функции заместителя первого руководителя по экономике и мог только что-то предложить, рекомендовать, здесь – в банке – я, как первое лицо, имел все полномочия и возможности воплощать свои идеи в жизнь. Электронные расчеты были применены не по директиве, а явились изобретенным нами самими инструментом. Они сыграли огромную роль в деле управления денежными потоками и всеми банковскими процессами.

- Башкредитбанк – Уралсиб – тоже ведь Ваше детище...

- Да, он был создан по нашей задумке, инициативе, нашими заботами и хлопотами. Башкредитбанк, позже переименованный в Уралсиб – это кредитная организация совершенно нового типа, учрежденная правительством республики. Такую структуру непросто было создать. Она оказалась востребованной. Потому ее и охотно купили москвичи.

- Десять лет минуло с того дня, как Вы ушли из Национального банка. Продолжают ли там ныне Ваши традиции?

- Я и сегодня очень доволен тем, как работает аппарат Национального банка, который по существу был создан мной. За исключением некоторых изменений он остался тем же. Я в курсе всех событий, происходящих здесь. С удовлетворением наблюдаю, что коллектив творчески вырос, его кадры на голову выше своих коллег из других регионов. К сожалению, центр, как и прежде, слабо использует его потенциал. Национальный банк Башкортостана мог бы вносить большой вклад в развитие российской банковской системы.

Храню добрые воспоминания о руководителях наших банков, с которыми мы вместе создавали новую региональную банковскую систему. Среди них были и остаются: Леонид Гафаров, Флюр Галлямов, Рамиль Сафин, Андрей Губин, Мидхат Бакиев, Илюс Тимерханов, Альфир Шайхутдинов, Рим Шугаев и многие другие.

- Какие годы вашей жизни считаете наиболее плодотворными?

- Было два таких периода. Первый – работа заместителем у управляющего трестом БНЗС по экономике. Там мне удалось воплотить свой научный потенциал в практику и добиться лучших результатов в отрасли. Предложенные мной экономические методы в русле начатых в 70-е годы «косыгинских» реформ дали поразительный эффект. В основе их лежали принципы хозрасчета, которые позволили изменить отношение людей к результатам своего труда, к экономии ресурсов. Объекты стали сдаваться в срок. Второй период – банковский, о котором уже сказал.

- О чем сожалеете, какие Ваши идеи остались не реализованными?

- Я ожидал большего от «косыгинских» реформ. Думалось, наконец, предприятия получат самостоятельность. Однако реформы были свернуты. То, что было внедрено нами в тресте БНЗС и дало прекрасные результаты, дальнейшего распространения не получило, оказалось никому не нужным. Если бы идеи тех реформ были воплощены, то реформ 90-х годов и вообще перестройки и не потребовалось бы.

Я был рад также и начатым реформам 90-х годов, названных рыночными. Думал, что наше время пришло. Ну не тут-то было. Всё пошло по другому пути. К сожалению, многие представители власти и хозяйственные руководители озабочены одним: как бы больше денег выкачать из ресурсов страны, пользуясь предоставленными возможностями. Сидят временщики, они не думают, чтобы всему народу жилось лучше, только гребут под себя, не зная предела обогащению. Разговоры о модернизации останутся словами, если не будут предприняты конкретные действия.

В банковском деле тоже были огорчения. Нашу башкирскую технологию расчетов, которую мы официально зарегистрировали как программу проведения внутрирегиональных межбанковских платежей и которую признали западные банки, не утвердил Центральный банк России. Он обязал нас внедрить свой усеченный вариант электронных платежей, который в то время по технологии проведения расчетов был не таким оптимальным, как наш.

Нас ожидало разочарование и относительно использования банков типа Башкредитбанка – Уралсиба. Его образец оказался очень привлекательным, и такие банки стали создавать во многих регионах. А затем использовать их как «карманные» банки региональных правителей.

- Где сегодня реализуете свой научный потенциал?

- Я как-то по этапам подводил промежуточные итоги своей деятельности. По завершении своей программы на очередном месте работы думал, что на этом я закругляюсь. Так был настроен и после ухода из Национального банка. Но жизнь продолжается. И я, ветеран, вновь оказался востребованным.

Вот уже восемь лет являюсь советником в ООО «Газпром трансгаз Уфа», где в содружестве с его генеральным директором Сергеем Тимофеевичем Пашиным, также доктором экономических наук, внедряем научную организацию труда. Она называется процессно-ориентированным методом управления и подчинена главной цели – надежной, безаварийной работе. По ней функции каждого уровня управления и каждой штатной единицы, от рабочего до гендиректора, четко разграничены, нигде не допускается дублирования. На каждый данный момент по дисплею можно проследить за ходом производства на любом участке.

Добились мы многого. За все последние годы башкирским транспортникам газа принадлежат все лавры успеха – они передовики в системе «Газпрома», идут в большом отрыве от родственных структур. Их опыт изучают, здесь проводят отраслевые семинары. Словом, лидеры.

P.S.: В этом году Мухамет Шамсутдинович празднует свой 75-летний юбилей. Как отмечают люди, когда-либо работавшие с Мухаметом Сагитдиновым, – многие его идеи отличаются новаторством, опережают время. Всю жизнь он учился сам и учил других – в техникумах, вузах, на курсах, в экономических школах. Давно его второй alma mater стал УГАТУ (первой был ВЗФЭИ), где он является членом диссертационного совета, профессором кафедры «Финансов и экономического анализа», членом ученого совета кафедры экономического факультета. Консультирует аспирантов и соискателей кандидатской степени, опубликовал свыше 140 работ, из них 10 учебно-методических пособий, 13 монографий, 80 научных статей.

Принципам научной организации подчинена и его личная жизнь. Несмотря на огромную перегруженность, он выкроил время, чтобы собрать в архивах Уфы, Оренбурга, Казани, Москвы и Санкт-Петербурга материалы по истории своего села и выпустить книгу «Родовые корни айдаралинцев». Есть наброски будущей настольной книги каждой семьи – по экономике домашнего хозяйства. Обдумывает Мухамет Сагитдинов еще одну книгу о времени и о себе – в назидание потомкам. На его рабочем столе – первые страницы работы о концептуальных подходах к повышению эффективности деятельности холдинговых компаний и корпораций с учетом проблем газотранспортной системы.

Марган МЕРЗАНБЕКОВ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем