Город Мы то, что мы едим, пьем и чем дышим

Мы то, что мы едим, пьем и чем дышим

Разговорились с одним известным экологом как-то. Дядька в своей области был матерым специалистом, поэтому пристал я к нему с вопросами, как банный лист. Болтали в формате «за жизнь», но до женщин дело не дошло. Все больше об экологии. И сказал мне тогда тот эколог одну фразу, которая была проста в своей суровой правде и лежала на поверхности, но сформулировать я лично ее сам не мог. Мы – сказал он – то, что едим, пьем и чем дышим. Вот так вот. Можно сочинять стихи и грезить об открытом космосе, но внутренности наши, все то обустройство, среди которого обитает в потемках душа, – что едим, пьем и чем дышим.

И еще он сказал мне страшную вещь. За 30 лет в Уфе раком стали болеть в 12 раз чаще. Я и до разговора того подозревал, что вокруг неладное творится, но цифра меня ошеломила и приперла к стенке своей какой-то тоскливой безнадегой. Казенным светом ламп больницы повеяло от нее. Но что было делать – с цифрами спорить можно, но реальности вообще наплевать на цифры. Она такая, какая есть – онкологические заболевания косят нас, как во время великой жатвы. Я не специалист по онкологии, я не знаю точно, в чем причина этой страшной эпидемии, но вот эта фраза – «мы то, что едим, что пьем и чем дышим» – с тех пор постоянно со мной. Она витает где-то на поверхности, став синонимом бессмертного – «помни о смерти», извините за тавтологию.

Последняя сотня лет была веком стремительной урбанизации. Из пейзан, живущих небогато, но в экологически чистой местности ковался пролетариат, предприниматели и прочий офисный планктон. Он скучился и сел друг другу на головы в городах. Угольная эра сменилась нефтяной, скученность достигла предела, перенаселенные мегаполисы стали плохо подходить для жизни, а здоровая наследственность, переданная нынешним горожанам от здоровых деревенских предков, стала давать сбой.

А народ все едет и едет в города, уплотняя и так переполненные улицы собой и автомобилями. В итоге в разгар дня на битком набитых улицах центра дышать нечем. Но запах бензинового перегара настолько привычен, что на него не обращается почти никакого внимания. Однако бензопирен является одним из самых страшных канцерогенов, имея свойство накапливаться в организме. Все эти маски не спасут. Он просто есть там, где работает двигатель и автомобиль, и вы его просто вдыхаете. Чем больше машин – тем больше бензопирена. Это к вопросу «чем мы дышим».

Теперь, что мы пьем. Мне как-то рассказали страшную штуку. За что купил, за то и продаю. При ремонте водопровода внутри старых труб обнаружилась слизь, чуть ли не в палец в толщиной – органика, обитающая на стенках. Не знаю, почему и как она там появилась, ведь воду у нас хлорируют, но как раз именно вот этот самый хлор в воде, реагируя с этой самой органикой, дает еще один страшный яд и канцероген – диоксин. Между прочим, если вы понесете воду на проверку в тот же самый центр гигиены, то вам там померяют жесткость, прозрачность и прочее, но вот про то, чтобы поискали диоксин, я не слышал. Хотя могу ошибаться.

Ну и о еде. В магазинах поди бывают все. Изобилие товаров тоже все видят. И есть даже такие, кто придирчиво читает написанное мелким шрифтом на упаковках. Хотя порой лучше не читать – настроение у замордованного стрессами горожанина и так не из лучших. Но даже если и прочесть о составе что-то и можно, то в голову производителя говядины, курятины и прочих овощей/фруктов залезть невозможно никак, и практически все покупаемые нами продукты – тот самый черный ящик. И ящик Пандоры одновременно. Можно не тариться в супермаркетах, а придти «к бабушке на рынок». Но, во-первых, где эти самые бабушки, а во-вторых, они также научились дурить людям головы, и не поймешь, чем они там кормили скотину, чем поливали помидоры. Это к вопросу, что мы едим. В общем, картина довольно печальная.

Теперь резюме. Если вы, что называется – «пробитый горожанин», то никакой смог не сможет вас выкурить из города. Однако водопроводную воду можно заменить на бутылированную или вообще найти заветный родник, заветную лабораторию, провести всесторонние анализы и пить спокойно. Насчет еды можно найти поставщиков из очень далекой деревни и питаться экологически чистой картохой. Да вот беда – в деревне всего того ассортимента, что продается в магазине, никогда не предоставят. Но тут уж приходится выбирать. Тем не менее изобретать велосипед не стоит и что касаемо еды, во всем мире набирает обороты производство и продажа экологически чистых продуктов питания, что продают в специальных магазинах. Опрос, проведенный несколько лет назад в городах-миллионниках нашей страны, показал, что люди готовы переплачивать за экологически чистую еду в районе 40%.

В связи с этим хотелось спросить посетителей портала Ufa1.ru: что думаете по этому поводу? Будут ли пользоваться подобные магазины спросом в нашем городе и, может быть, это не освоенная еще новая бизнес-ниша? У нас полно зарастающих лесом полей, земли. Есть где выращивать и разводить. Или таки нашим согражданам на все наплевать, пока не прижмет, а работать над этим некому?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Валерий Кузнецов – автор и ведущий телевизионных проектов «Весь Южный Урал», «Каменный пояс», «Из Уфы на выходные». Журналист, пишущий на тему туризма, экологии.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем