Город Имидж башкирского образования

Имидж башкирского образования

«Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя»
Николай Васильевич Гоголь

Мы можем сколь угодно обсуждать проблемы беднейших стран сидя в уютном кресле за чашкой крепкого кофе. Мы можем искренне сочувствовать белым медведям Арктики, сокрушаться повышению доли углекислого газа в атмосфере и бог знает еще каким, конечно же, актуальным в мировом масштабе, но таким далеким в прямом и переносном смысле проблемам. У нас, как, впрочем, и в любом другом государстве, есть болевые точки, которые касаются лично каждого. Я их называю реперными. По их температуре можно судить о состоянии общества. Они все знакомые и знаковые. Здравоохранение, пенсионная система, жилищно-коммунальное хозяйство, занятость населения, образование.

Образование – это услуга, то есть продукт потребления для общества, который имеет для него свою ценность, а, значит, в этом случае работают законы маркетинга. В маркетинге есть понятие «имиджевые (репутационные) потери», связанные с нулевым или отрицательным престижем.

Многие согласятся со мной, что наше региональное образование, уровень его престижа, не соответствуют месту Башкирии в числе ведущих регионов страны. В силу разных причин. Так что же изменилось за четыре года? Можем ли мы утверждать – есть прогресс в образовании? Давайте анализировать.

Одним из основных рисков было и, к сожалению, остается отсутствие федеральных вузовских центров в Башкирии. Стыдно и неловко признавать, но в мощнейшем нефтехимическом и машиностроительном регионе нет ни одного вуза со статусом федерального образовательного или национального исследовательского центров. Упустили, прозевали в силу политических ошибок прежнего руководства республики и непомерных амбиций руководителей ведущих вузов региона. Где теперь эти люди? На пенсии. А все мы пожинаем плоды их деятельности, вернее, бездеятельности. Миллиарды рублей федеральных вливаний очень бы пригодились нашему высшему образованию. Но их нет и уже не будет. Если четыре года назад можно было лишь сокрушаться по этому поводу, то сейчас, как следствие, отток талантливой молодежи в вузы соседних регионов и столицы принял угрожающий характер. На первый взгляд в процентом соотношении – величина небольшая, но уезжает будущее республики. Те, кто должен двигать экономику Башкирии, теперь будут работать на промышленность Татарстана, Челябинской области, Москвы, Питера. Нас же ждет стагнация в наиболее прорывных секторах экономики. Как сказал Хамитов, поезд ушел. Огромная, невосполнимая потеря, которая аукнется республике еще не раз. Гульназ Шафиковой – новому министру образования республики – я считаю, в пожарном порядке что-то нужно делать. Например, создать и реализовать в партнерстве с вузами некую целевую программу по привлечению талантливых выпускников в наши местные образовательные центры.

Следующий пункт – перекосы в национальном образовании. Тема перегретая. Имиджевые потери – потеря качества образования, а значит, привлекательности, вследствие сокращения часов на русский язык и литературу, плюс истерия, которая сопровождала решение данной проблемы. Корни – внутриреспубликанские. Что поменялось за последние годы? На мой взгляд – есть положительные сдвиги в этом направлении. Муниципальная власть, руководство школ уже не так ретиво отфутболивают возмущенных родителей. За редким исключением. По крайней мере, шумиха вокруг шекспировского «быть или не быть» заметно поутихла. Но это прежде всего заслуга политического руководства республики. Минобр Башкирии лишь следует его фарватером.

Больная некогда тема – оптимизация образования. Проблема не только нашего региона. Проблема федерального уровня. Убыль школьников, особенно на селе, подразумевает сокращение учительского состава, закрытие школ. Перевод учащихся в более крупные близлежащие учебные заведения. В 2012 году на момент написания статьи об этом не кричал разве что ленивый. Но время лечит. Многие родители, сначала воспринявшие процесс оптимизации в штыки, поняли, что при переводе детей в полнокомплектные школы выигрывает в первую очередь качество образования. ЕГЭ ведь никто не отменял. Поэтому страсти заметно поутихли, что, конечно, радует.

К сожалению, в республике встала в полный рост очередная проблема: подготовка рабочих и технических кадров для экономики региона. На заводах и предприятиях Башкирии, даже сырьевых, работать некому. Несмотря на солидные финансовые вливания в развитие материально-технической базы сети средне-специальных учебных заведений региона – за четыре года порядка 500 млн рублей, выпускник после окончания колледжа не спешит пополнить ряды заводчан, предпочитая работу офисного клерка или продавца в бутике. Считаю, прежнее руководство министерства образования сложившуюся ситуацию выпустило из под контроля. Мало того, отток талантливой молодежи за пределы региона ставило себе в заслугу, что вообще нонсенс. Буквально в последние год-два в этом направлении начало что-то делаться. Но работы там непочатый край.

Отрадно, что практически снялся наболевший вопрос с контролем качества образования. Имиджевый провал в технологии проведения ЕГЭ и в связи с этим довольно жесткие действия главы республики по этому поводу четыре года назад многому научили тогдашнее руководство регионального минобра. Выводы были сделаны. В том числе кадровые. Правда, опять же, только с подачи главы республики.

В чем ни на йоту не изменилась ситуация, так это в наличии обратной связи министерства образования республики и представителей общественности региона. Кулуарность и тенденциозность принятия кадровых, административных, организационных решений имиджа нашему образованию не добавляет. Полноценного диалога за последнее время выстроено так и не было. Отсюда, как следствие, недоверие граждан к реформам, происходящим в образовании. Критика любых, даже необходимых действий минобра РБ в силу отсутствия информации по реальной обстановке в министерстве и преследование представителями ведомства каких-то своих корпоративных интересов. Общественность республики хочет получить наконец прямые и честные ответы на вопросы, ждущие годами своего разрешения.

Все эти вопросы я озвучивал на встрече с тогдашним министром образования Башкортостана господином Альфисом Гаязовым, в 2012 году. Вроде бы, на мой взгляд, получился достаточно продуктивный диалог. К сожалению, он так и не вылился во что-то более конкретное. Видимо, нужды в этом со стороны ведомства не было. По моему же мнению, отсутствие диалога только вредило бывшему руководству министерства образования республики. Это признает и новый министр Гульназ Шафикова. На недавней встрече мы говорили о приоритетах: электронное образование, ориентация на подготовку рабочих кадров, детские технопарки, инновации. Звучит заманчиво. Одним же из основных направлений своей работы Гульназ Радмиловна считает открытость своего ведомства всем, кто заинтересован в поднятии престижа образования в регионе.

Новому министру досталась в наследство куча застарелых проблем, не решавшихся годами. Но, разговаривая с этой хрупкой на вид женщиной, понимаешь, что первое впечатление обманчиво. У нее стальные нервы и решимость тореадора на арене. И у нее все получится. Пожелаем ей удачи.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Об авторе. Олег Гайсин: «Живу в небольшом провинциальном городке Туймазы, на западе республики. Так как почти всю свою сознательную жизнь – в образовании, то разбираюсь в этом неплохо. Веду актуальные образовательные проекты, пишу статьи на общественно значимые темы. В основном, конечно же, по своему профилю. Один из моих коньков – это вопросы системной профориентации школьников. Веду блог».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем