Уфимцы часто задаются вопросом «А где в Уфе жить хорошо?» На этот сложный вопрос нет точного ответа, потому что у каждого свои предпочтения в выборе района проживания. Однако мы можем рассказать о микрорайонах нашего города, сравнить их и дать примерный ответ — где же хорошо-то? UFA1.RU запускает серию публикаций о жилых районах Уфы: мы постараемся найти истину в главном вопросе.
Дворы и новый сад
Начать мы решили с улицы Зорге в районе Южного автовокзала. Для многих жителей республики именно здесь начинается знакомство со столицей. Это достаточно живой район, крупный транспортный узел, а в какой-то мере еще и деловой центр. Ну и к тому же, если у вас есть машина и (или) какая-нибудь дача в Михайловке или Подымалово, район вокзала — отличный вариант, чтобы уехать без долгого простоя в пробках.
У района, который мы выделили на карте, названия нет. С севера мы ограничили его универмагом «Уфа», с юга — заводом «Гидравлика», с востока — проспектом Октября, а с запада — лесом близ ЖК «Лайф Парк» и Большой Гражданской улицей.
Южнее брать смысла не было, потому что там до проспекта всё сплошь промзона, бизнес-центры, магазины, жилых домов нет. Началом данного участка мы считаем сад имени Кирова — некогда он был любимым местом жителей Восточной Слободы, но ближе к закату СССР и сам покинул этот мир. Летом 2023 года власти города взялись за его благоустройство. Потратили не так много — 5 миллионов рублей, но получилось хорошо, люди теперь здесь собираются в теплую погоду или вечерами.
На территории расположена мечеть, дорога к ней теперь стала лучше — идти уже нужно не по какой-то темной заброшке.
Далее путь лежит к улице Зорге, которая является важным звеном между несколькими районами. Вечерами она регулярно перегружена, потому что здесь есть офисы крупного банка, «БашРТС», автомойка, а если завернуть в сторону Затонского кольца, парк «Башавтотранса» и еще куча всяких офисов. Машин тут хватает. Поэтому порой здесь очень трудно проехать, к тому же парковаться особо негде — либо у трамвайных путей, либо во дворах.
Так, зайдя в первые же дворы, мы видим приличное количество машин — будто уже вечер, все с работы приехали домой. На деле же это как раз те, кто на работе.
Есть еще один нюанс данного района — здесь часто встречаются нетрезвые граждане. Южный вокзал как будто сильно влияет на это. К тому же дома и столбы обклеены предложениями из «рабочего дома», помощи алко- и наркозависимым и прочее подобное. Нередко люди в таких местах попадают в рабство.
Только за нашу прогулку посреди дня мы встретили двух или трех пьяных мужчин. Повезло, что еще без драк и вызова полиции, как это иногда бывает.
С Зорге можно выйти на улицу Халтурина, а оттуда на Левченко и Бабушкина. На последней находится интересный высотный дом: его построили в 2004 году (хотя кажется, что намного позже). В нём 11 этажей, но местами и 8, и 7, и даже 6.
Сразу видно, как он отличается от современных многоэтажек: во-первых, здесь есть какой-то редкий стиль, во-вторых, две парковки — во дворе и подземная, в-третьих, это таблички на подъездах, причем с подсветкой. В современных домах даже табличку сложно встретить, не говоря уже о ее подсветке.
Балконы вообще поражают: они какие-то треугольные и будто бы выпирают из дома. Двор, как видно на снимке, весь заставлен машинами. Либо в подземке нет столько мест, либо ставить там слишком дорого, поэтому проще остановиться на улице.
В день нашей прогулки коммунальщики, будто зная, что мы придем, начали ямочный ремонт во дворах. Наиболее проблемные участки (собственно ямы) засыпали новым асфальтом. Работа кипела по всему району. Судя по количеству этих заплаток, с дорогами здесь так себе.
Да и вообще во дворах проблематично и ходить, и ездить. Когда это всё проектировалось, в 70-х годах, то на первое место выводили две вещи: сам дом и пространство для прогулок вокруг него. Где-то — приусадебные огороды с узкой проезжей частью либо просто суженный проезд.
Из-за этого бывает толкучка, изредка случаются ДТП. Пешеходам приходится как-то обходить машины, которые не могут разъехаться во дворе.
Где тут жить
Когда встает вопрос переезда, то первое, что мы ищем в нужном районе, конечно, жилье. Его здесь много. Вопрос лишь в том, какое оно. Мы разделим все дома на этой территории на две части: старые (построенные при СССР или до 2000-х) и новые (соответственно, построенные в наше время), потому что цена от этого сильно зависит. Здесь нет каких-то мест, где квартиры сильно дороже остальных. Стоимость мы взяли с сайтов объявлений.
Однокомнатная квартира в общаге на 32,5 квадрата обойдется в 3,7 миллиона рублей. Из плюсов: рядом школа № 100 и детские сады, рукой подать до ТЦ «Мир» и проспекта Октября, Галле и Южного автовокзала. Минусы: контингент, обстановка в самом общежитии (зачастую в них царит антисанитария, плохая проводка).
Не хотите общагу? Не вопрос. Для большой семьи есть вариант с трешкой почти на 60 квадратов — 5,7 миллиона. Рядом школа, детские сады. Судя по снимкам, жилище немного придется доработать.
Есть однушки. В основном они стоят меньше 4 миллионов рублей, есть чуть дороже, но выглядят лучше. Два примера: не побоимся сказать, что убитая квартира, — 3,1 миллиона; с хорошим ремонтом — 3,6 миллиона. Метраж примерно одинаковый — 30 квадратов.
В общем, выбрать есть из чего.
Теперь посмотрим на новые постройки: дом 2004 года, о котором мы говорили ранее, представлен пока только двумя квартирами. Одна — студия на 54 квадратных метра за 8,8 миллиона рублей, но снимков автор объявления не предоставил. Вторая — трешка на 110 квадратов на 7-м из 11 этажей, обойдется в 16,3 миллиона рублей.
Есть еще интересный дом — № 12/2 по улице Братьев Кадомцевых. Построенный в 2001 году, он отличается кругами у подъезда и на самом верху. Всего в нём 16 этажей. Активных объявлений о продаже квартир нет — но, судя по истории, жилые площади там большие. Есть и по 70, и по 100 квадратов. Цена таких начинается от 7 миллионов и двигается к 11. Квартиры до 50 квадратов — 3–4 миллиона — основная по району.
Переносимся обратно на Зорге. За Южным автовокзалом стоят высотки — их построили совсем недавно и даже с опережением срока. Застройщик — довольно известный — «СУ № 1», который возводит дома на месте «А-Кафе».
Сейчас у жилого комплекса есть необходимая инфраструктура: магазины, кофейни, пункты выдачи и всё в таком духе. В прошлом на этом месте стояла жуткая автомойка, рядом — гаражи и заброшенный лес (где сейчас можно много гулять). Так что место, конечно, стало лучше.
Лучше стало, но не с дорогой: она здесь посыпана щебнем. Возле самих домов уже есть асфальт.
Жилой комплекс состоит из двух домов по 23 этажа каждый. Квартир на продаже тут немного, всего шесть: студии до 30 квадратов — около 5 миллионов, однушки до 50 квадратов — около 8 миллионов. Две комнаты — от 8 до 12 миллионов в зависимости от метража. Построил дома «Пятый трест».
На территории — детская и спортивная площадки, но совсем небольшие. Парковка — только уличная.
Также рядом стоит ЖК «Зорге Парк» — состоит из одного дома, который, в свою очередь, разделен на два корпуса. Оба по 17 этажей. Они уже сданы, но народу там совсем немного — на одном популярном сайте объявлений в продаже висят 33 квартиры, а сколько уже куплено, но еще не заселено. Жильцов практически нет, а если и есть, то они вовсю делают ремонт.
В подъезде тут и там, на разных этажах, слышны стуки, звуки дрели, перфоратора. Работа кипит. Мы зашли внутрь и прогулялись: есть два лифта в разных частях этажа, но он еще в защитной фанере, которая расписана номерами телефонов рабочих. Мы как раз зашли с рабочими: они везли на последний этаж плитку в тележке, которую долго не могли вытащить наружу. Повезло, что лифт попался грузовой, было где развернуться. С помощью нехитрых манипуляций они вывезли груз адресату.
Мы доехали с ними до 17-го этажа. Они пошли дальше, в квартиру, а мы помчали на балкон. Был еще вариант выйти на крышу, но дверь оказалась закрыта, к сожалению. Отсюда открываются невероятные виды на Уфу.
Рядышком еще дома, но уже поменьше — всего до 9 этажей. Это «Зорге Парк-2», построенный СЗ «Спартак» — он принадлежит одному из владельцев упомянутого выше «Пятого треста».
Дом еще не достроен — во всяком случае, нас так пытались убедить. В отличие от предыдущих комплексов, здесь уже есть консьерж, мимо которого мы спокойно прошли. Впрочем, позже, уже узнав, что журналисты побывали в здании, он возмущения не выражал.
Квартиры здесь по 1–3 комнаты. Есть однушка на 37,9 квадрата — ее цена на сайте застройщика 7,2 миллиона рублей. Двушка почти на 60 квадратов — от 9 до 11 миллионов. Трешка — чуть больше 75 квадратных метров обойдется в 12–15 миллионов рублей.
О заполненности дома можно судить по схеме от застройщика: всего 72 квартиры, продано 37, забронировано 9, остальные, 46 штук, свободны.
На сайте застройщика сказано, что вблизи планируется построить школу и детский сад. Но это только «планируется». А пока местным детям придется идти в 7-ю, что в 10 минутах ходьбы, но уже наверняка заполненную из ближайших домов.
И еще несколько снимков со дворов.
Образование
Рядом с этими домами находится школа № 7, в которой учился боксер Артур Субханкулов. К ней со дворов ведут две дороги: если идти к главному входу, то нужно пройти между школьным забором и жилым домом. Нюанс в том, что на этом 60-метровом участке нет света, там не очень хорошо видно ночами, можно не заметить кого-нибудь, кто лежит у дома. Случается и такое. Еще один момент — на углу школы находится похоронное бюро.
Вторая дорога до школы ведет к другому входу, там нужно идти по проезжей части двора. Машин тут ездит немного. В 300 метрах от школы, во дворах, находится детский сад № 228.
Если выйти к улице Степана Халтурина и перейти ее, то можно встретить еще два детских сада — 30-й и 237-й. С переходом здесь тоже есть нюансы. Если отбросить тот факт, что некоторые водители не пропускают пешеходов на зебре, то есть еще один нюанс — слепая зона. Машины здесь поставлены таким образом, что водители по обе стороны могут просто не увидеть людей.
С Халтурина есть переход к улице Левченко — на ней как раз и расположены детсады № 30 и 237, а также школа № 100. Рядом был еще один детский сад, в доме № 10, но местные пишут, что его закрыли, хотя там порой горит свет.
Раз уж речь зашла про образование, то стоит упомянуть, что в онлайн-картах рейтинг у детских садов выше четырех, а у школы № 100 — ниже. Даже старожилы говорят, что и в их время «она была не айс». Ученики вместе с родителями жалуются на учителей, туалеты и холод в классах. Классика жанра на сайтах отзывов.
Стоит отметить, что она носит имя Анвара Абдуллина, Героя Советского Союза, уроженца Уфимской губернии. Звание героя получил за участие во Второй мировой войне, дошел до Японии. После войны работал в КПСС и на заводе.
Еще одна школа находится подальше — на улице имени Города Галле, возле ТЦ «Галлерея» (нет, мы не ошиблись в названии). Это гимназия № 115, которую в свое время оканчивал бывший президент Башкирии Рустэм Хамитов. В 2021 году здесь началась реконструкция, которая длилась порядка двух лет и обошлась почти в миллиард рублей. Учатся в ней 1,5 тысячи человек. Несмотря на некую статусность, оценка здесь тоже ниже четырех.
За этой гимназией расположен детский сад № 239.
В итоге на территории площадью почти 1 квадратный километр мы имеем три школы и три детских сада. Кажется, что неплохо. Но хватит ли этого, чтобы обеспечить прилегающие дома и еще новый квартал за Южным вокзалом?
Вузов и заведений со средним специальным образованием тут почти нет — только медколледж.
Где тут отдыхать
У человека, который приходит уставший после работы, нет ни сил, ни желания тащиться куда-то в центр, чтобы там прогуляться. Значит, нужно какое-то свое место, рядом с домом, куда можно попутно зайти или вечерком из дома заглянуть.
Таких мест в этом районе немного. Непосредственно в нём находится сад Кирова, о котором уже рассказывали в начале этого материала. Он пользуется спросом, но кажется, что нуждается в доработке, так как вокруг много пустого пространства. Там также есть холмик, на котором раньше, видимо, были автосервисы или мастерские. Сейчас — пустота.
Еще один скверик — скверный. Он находится на проспекте Октября, у автобусной остановки. Скверное это место потому, что оно является рассадником алкоголиков. Даже в момент нашей прогулки здесь проводила время подвыпившая компания — и это в разгар рабочего дня, что говорить про вечера.
Место пытались облагородить, поставили скамейки, скульптуру деда с корзинкой (ему добрые люди подкинули шишек), но оно сильно лучше от этого не стало. Тут нужно наводить порядок. Это весьма загруженное место, здесь ходит много людей, но желания отдыхать в этом сквере у них попросту нет.
Еще вариант — выйти на сам проспект Октября в сторону Госцирка и остановиться где-нибудь там на лавочке, под деревьями. Других каких-то значимых мест нет.
В паре километров отсюда находятся сквер Первому учителю и сквер Михалева перед дворцом спорта, но это уже другая территория.
Нельзя обойти стороной и большой лес на Зорге. Он не относится к тому району, который мы смотрим, но всё равно заслуживает внимания. Его облагородили — проложили дорожки, поставили скамейки, кое-где даже есть качели и спортивная площадка. Прогулка по нему может затянуть надолго.
Транспортная доступность
Улица Зорге богата транспортом. Если отбросить всё, что идет с Южного автовокзала, то мы получаем трамваи и троллейбусы. Нюанс в том, что их еще нужно дождаться. Они могут приехать, а могут и не приехать.
В день прогулки по району мы хотели на трамвае доехать до нашей редакции на остановке «Улица Пермская», но ближайший трамвай был через 40 минут. На часах — почти 17:00, скоро люди поедут с работы домой, им нужен транспорт. Может быть, его решили поэкономить перед пиковой загрузкой. С троллейбусами может возникнуть та же история, но нам посчастливилось уехать на одном.
На трамвае можно доехать в центр (маршрут № 5), до ж/д вокзала (маршрут № 10) или санатория «Зеленая Роща» (маршрут № 18) и до Госцирка (все упомянутые). Линия здесь зачастую обособлена от дороги, поэтому если трамвай идет, то, скорее всего, прибудет по расписанию.
Автобусов на Зорге нет. На Братьев Кадомцевых, связывающей Зорге с проспектом Октября, транспорта нет, но тут можно и пешком пройти.
О проспекте и говорить нечего: трамваев всё равно нет. На автобусах можно хоть в Черниковку, Инорс или центр уехать. С «Универмага "Уфа"» часто ездят маршрутки до ближайших городов Челябинской области — Аши, Миньяра, Сима. А на Галле тормозят бомбилы до Дюртюлей, Нефтекамска или Янаула.
Кстати, насчет Южного автовокзала. Там вовсю процветает бизнес бомбил. Они ходят по территории вокзала и в самом здании, предлагают свои услуги, от которых официальные перевозчики терпят убытки. Касается это не только редких направлений вроде Уфа — Янаул, но и вполне себе близких. Когда мы проходили мимо вокзала, один из шоферов предложил нам доехать до Бирска. Мы и не прочь, но в другой раз.
Подводя итог: район весьма развитый. И можно было бы сказать, что он идеален для жизни. Смотрите сами: большой выбор хорошего жилья, много транспорта, автовокзал, выезд из города, магазины на каждом шагу, школы, детсады — всё есть. Но вместе с тем есть пробки, асоциальные личности и беспорядочная парковка во дворах. Район пригоден для жизни, но стоит быть повнимательнее к окружающему миру. Надо еще смотреть, чтобы зимой убирали лед.