СЕЙЧАС -28°С
Все новости
Все новости

Динар Фатхутдинов: «Чем больше проверок – тем больше нарушений»

Поделиться

В среднем республиканские чиновники допускают 150 нарушений в месяц. По результатам проверок в данной сфере выявлено 913 нарушений, что почти в три раза больше показателей аналогичного периода прошлого года. Начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры РБ Динар Фатхутдинов считает, что рост количества выявленных нарушений прямо пропорционален увеличению числа проверок.

«Проверки исполнения законодательства за размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд проводятся в соответствии с планами работ, а также на основании поступающей в наше ведомство информации от правоохранительных и контролирующих органов и обращений граждан. Так, если брать планы работы прокуратуры, в рамках их реализации определяется конкретный орган, чья деятельность является предметом проверки, и период проверки, а при обращении граждан проверка проводится по конкретным закупочным мероприятиям, на нарушения которых указывается в обращениях.

В рамках проверки прокуратурой анализируется нормативно-правовая база, которой руководствуется государственный или муниципальный заказчик при осуществлении закупок, оценивается закон выбора способа размещения заказов, изменения процедур торгов, в том числе правомерность решений об отклонении заявок участников заказа и, наоборот, допуска к торгам, своевременность заключения государственных и муниципальных контрактов и контроль за их исполнением. Это далеко не весь перечень вопросов предметов проверки.

Активизация нашей работы в текущем году во многом связана с проведением многочисленных проверок в соответствии с планом работ. А чем больше проверок – тем больше выявляется нарушений в данной сфере. Следует отметить, что с прошлого года внедрена система электронных торгов, начал функционировать единый сайт в сети Интернет, в связи с этим изменились число и характер нарушений.

Во многих случаях нарушения связаны со включением в аукционную документацию некорректных требований, ограничивающих конкуренцию при размещении заказов, несвоевременным размещением информации на сайте и др. Есть и определенная зависимость числа нарушений от профессионального уровня исполнителей, потому что не все государственные и муниципальные заказчики укомплектованы достаточным штатом должностных лиц, которые являются специалистами в данной сфере и могут учитывать все нюансы и формальности при размещении заказов, поскольку сама процедура достаточно жестко регламентирована законом с указанием конкретных сроков, характера информации, процедур рассмотрения заявок, размещения результатов торгов, подписания протоколов и так далее. Естественно, во многом низкий уровень знаний чиновников сказывается в последующем на выявляемых нарушениях органами прокуратуры и контролирующих органов.

Если говорить о количестве преднамеренных нарушений, конкретную цифру назвать сложно, здесь могут быть двоякие ситуации. К примеру, нарушение способа размещения заказа или необоснованное отклонение заявок участников торгов и допуск их в отсутствие оснований. В одних случаях это действительно может предопределяться умышленными действиями должностных лиц заказчика. В других случаях это может быть просто небрежное отношение к исполнению своих должностных обязанностей со стороны государственных служащих, когда они, заблуждаясь в правоприменительной практике, допускают нарушения.

Если участники торгов считают, что нарушены их права и законные интересы, они вправе обращаться в уполномоченные контролирующие органы (Федеральная антимонопольная служба и Государственный комитет по размещению государственных заказов РБ) или в органы прокуратуры. Госкомитет по размещению государственных заказов РБ обладает достаточно широкими полномочиями, в том числе по аннулированию торгов, выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, обращения в суды с исками о признании размещенных заказов недействительными. Обжалование действий заказчиков в антимонопольной службе или в госкомзаказе позволяет оперативно отреагировать на нарушение закона и восстановить в правах участников заказа, чьи интересы были ущемлены. Органы прокуратуры, в отличие от этих ведомств, не наделены полномочиями по аннулированию результатов торгов в административном порядке. В прокуратуру стоит обращаться в случае, если ФАС или госкомзаказ не реагируют на обращения заинтересованных лиц, то есть уже обжаловать действия контролирующих органов».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость