ак снизить суициды среди подростков Ѕашкирии?

  сожалению, тема суицидов, особенно среди подростков, очень актуальна дл€ Ѕашкирии.  ак уберечь своего ребенка от непоправимого шага?  огда воврем€ можно заметить проблему и помочь ему? —айт Ufa1.ru уже публиковал информацию на эту тему, сегодн€ мы снова возвращаемс€ к рекомендаци€м дл€ родителей.

«аместитель председател€ правлени€ —оюза психологов и психотерапевтов ”фы, врач-психиатр, семейный психотерапевт, педагог-психолог высшей категории ќлег Ћогинов говорит, что ребенок может решитьс€ на самоубийство, если он социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себ€ отверженным. ≈ще один фактор – ребенок живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношени€х с родител€ми или родителей друг с другом; алкоголизм – лична€ или семейна€ проблема); ощущает себ€ жертвой насили€ – физического сексуального или эмоционального.

≈сли ранее ребенок предпринимал попытки суицида, то нужно быть настороже. “акже среди признаков – имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи; перенес т€желую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). ≈ще один признак – подросток слишком критично настроен по отношению к себе.

≈сли вы обнаружили у ребенка признаки суицидального поведени€, то немедленно сделайте это:
ѕоговорите с ребенком о вашей обеспокоенности откровенно.
¬ы можете получить консультацию и рекомендации психолога школы.
ќбратитесь на консультацию детского психиатра по месту жительства (где находитс€ ваш психиатр и как записатьс€ на прием, вы можете узнать по тел. 2-32-16-77).
ќбратитесь на консультацию психотерапевта в –еспубликанский психотерапевтический центр (не относитс€ к психиатрической службе) ул. ћенделеева, 136/5ј (остановка транспорта ” Ѕƒћ  – ”фимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций, микрорайон – «елена€ роща), тел. 2-41-85-57.

Ѕольшую часть времени подростки провод€т в образовательных учреждени€х, в школах.  ак может помочь школа в проблеме профилактики суицидов? ѕо факту, в школе есть психологи, социальные педагоги. Ќаверное, хороший учитель может расположить к себе детей, чтобы они смогли доверитьс€ ему, рассказать о проблеме.

«јссоциаци€ психологов создана была еще в 1996 году. —ейчас включает в себ€ и психотерапевтов, стала —оюзом психологов и психотерапевтов, которые работают в поддержку психологических служб от школ до тюрем. я часто слышу вопрос "Ќужны ли психологи в школах?" Ёто наивные вопросы, так как все педагоги, включа€ классных руководителей, загружены работой "выше крыши"», – сообщила председатель правлени€ —оюза психологов и психотерапевтов –Ѕ ≈вгени€  рашенинникова.

«Ќесмотр€ на широкий спектр проводимых меропри€тий по профилактике суицидального поведени€, эта проблема продолжает оставатьс€ актуальной, и ситуаци€ по ней в Ѕашкирии расцениваетс€ как напр€женна€», – признаетс€ начальник городского ”правлени€ образовани€ ≈лена ’аффазова.

Ќапомним, —ледственный комитет Ѕашкирии проводит проверку по факту самоубийства 12-летнего ребенка в √афурийском районе.  ак сообщает ведомство, мальчик покончил с собой в бане р€дом с домом. »звестно, что ребенок характеризуетс€ положительно.

¬ Ѕашкирии в 2015 году было совершено, по данным –осстата, 1250 самоубийств. –еспублика входит в категорию регионов с высоким показателем суицидов и занимает 18-е место из 85 регионов –оссии. Ѕашкири€ занимает первое место по количеству суицидов в ѕ‘ќ.

Ќедавно в ”фе прошел специализированный семинар, на котором обсуждалс€ проект «”правление суицидальными рисками в образовательном учреждении», разработанный —оюзом психологов и психотерапевтов ”фы при участии ”фимского филиала –√—” под руководством –устема јхмадинурова.

»де€ проекта – разработать конкретную концепцию профилактики суицидов среди подростков в образовательных учреждени€х.  аждое образовательное учреждение, согласно концепции, будет проанализировано на предмет рисков, будут мониторитьс€ семьи. Ёто позволит иметь конкретные представлени€ о размере проблемы.

ќлег Ћогинов отметил, что риски в той или иной степени всегда присутствуют во всех элементах и сферах де€тельности внешней и внутренней среды образовательной организации. “акже было отмечено, что реалии вынуждают замен€ть «размытую» и нецелевую концепцию профилактики целостной, целевой системой управлени€ конкретными рисками. ¬ своем докладе ќлег Ћогинов рассказал специалистам о концепции управлени€ рисками и подробно остановилс€ на конкретной теме управлени€ суицидальными рисками. ѕроще говор€, —оюз психологов и психотерапевтов предлагает ввести стандарт управлени€ суицидальными рисками в общеобразовательные учреждени€ ”фы уже к новому учебному году. ¬ целом, технологи€ управлени€ рисками в образовательном учреждении позволит: идентифицировать все риски образовательного учреждени€; минимизировать и предельно точно конкретизировать превентивные меры (профилактические меропри€ти€); ставить программу управлени€ рисками конкретного образовательного учреждени€.

ќлег Ћогинов рассказал о существующих методах управлени€ рисками: «1) ћетод уклонени€ – увозить из города в пионерлагер€; 2) —окращение риска – прин€тие риска на себ€, разработка собственных алгоритмов работы, в том числе летний школьный лагерь; 3) –азделение риска – диагностика, направление ребЄнка к психологу; 4) ƒробление риска – часть ответственности на родителей, психолога школы, соц-психологические центры; 5) ѕередача рисков – например, охрана школы – „ќѕам; 6) ¬несение вектора силы – принуждение родителей к работе с психологами».

—амую €ркую окраску приобретают депрессии у подростков.  ак говор€т психологи, к чувствам грусти, тоски, печали присоедин€ютс€ идеи собственной никчемности, ущербности, неинтересности дл€ сверстников, болезненности. ”трата воли, энергии про€вл€ютс€ в томительном безделье, мучительном «убивании времени» с помощью компьютера, в несвойственных возрасту играх (солдатики, машинки) и так далее. ѕри этом школьник не может сесть за уроки, руга€ себ€ за лень и отсутствие силы воли. ѕри отсутствии успехов от зан€тий подросток стремитс€ избежать ситуаций, контролирующих качество обучени€: тайком пропускает некоторые уроки, контрольные, а затем и вовсе прекращает посещать школу.

«¬ этой св€зи инновационный проект, разработанный специалистами —оюза психологов и психотерапевтов, подразумевающий переход от существующей в насто€щее врем€ в общеобразовательных учреждени€х системы профилактики суицидов среди несовершеннолетних к концепции управлени€ суицидальными рисками в образовательном учреждении, имеет хорошие перспективы в достижении целей снижени€ суицидов среди несовершеннолетних», – за€вил в поддержку де€тельности —оюза психологов и психотерапевтов член  омитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике –устем јхмадинуров.

ѕоступило и дельное предложение от участницы семинара. —оциальный педагог гимназии №122 Ёльмира јкрамова предложила организовать трудовые бригады дл€ школьников от 14 лет на базе летнего детского лагер€. «” нас есть положительный опыт организации подобных бригад – так, в прошлом году на базе летнего детского оздоровительного лагер€ "«арница" в г. Ѕлаговещенске была организована группа подростков 16 лет из театрального кружка при ƒворце детского творчества Ѕлаговещенского района, котора€ была определена в трудовую бригаду. –еб€та занимались озеленением, уборкой, помогали в столовой, а в вечернее врем€ участвовали в общелагерных меропри€ти€х и сами же принимали в них участие. –еб€та смогли не только отдохнуть, но и заработать», – рассказала Ёльмира јкрамова.