Развлечения Нескучный Чехов

Нескучный Чехов

Юбилейный 25-й сезон завершился в Молодежном театре им. М. Карима спектаклем «Чехов. Вишневый сад». Его поставил приглашенный режиссер из Москвы Вячеслав Чеботарь.

Признаться, меня несколько удивила формулировка, увиденная на афише: комедия по мотивам пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Никогда не ассоциировала эту историю с комедийным началом. Проверила, действительно, сам классик определил это произведение как комедию. Ну, что же, это самое малое, чему пришлось удивляться. Не сразу «въезжаешь» в чем дело, когда спектакль начинается, и это несколько держит в напряжении.

Здесь нет «закрепленных» за персонажем актеров. Спектакль построен в традициях театра текста, где главное выразительное средство – словесная ткань пьесы. Актеры словно находятся на репетиции спектакля, где проходит читка текста. Они пробуют фразы на вкус, перекатывают их во рту, выплевывают фразы в зал или начинают петь. Они делают друг другу словесные подачи, и фразы летают от одного к другому, как мячики в пинг-понге. Одна и та же фраза, один и тот же эпизод иногда прокручивается, читается по два-три-четыре раза разными актерами на разные лады. Они словно ищут подходящие интонации.

Попутно со сцены читают письма Чехова, которые он писал Станиславскому, своей жене и некоторым актерам.

И поэтому Раневская здесь одновременно и раздражительная, и щедрая, и рвущая себе душу и беспомощная. А Лопахин и расчетливый, и деловой и жалостливый временами. И Аня, и Дуняша, и Варя и даже Фирс тут меняются мгновенно. Такого не увидишь в «классической» постановке по Чехову.

Да, спектакль «Молодежки» не разжевывает для зрителя сюжет, он априори для тех, кто знаком с произведением. Думаю, что школьники, пришедшие на спектакль в надежде сэкономить себе время и не читать пьесу, мало что поняли. Придется, ребята, все-таки прочесть. Хотя бы краткое содержание.

Этот спектакль живой, пластичный, он движется в довольно быстром ритме. Ритм – это вообще одна из главных черт «Вишневого сада» Чеботаря. Текст в устах актеров то замедляется, то ускоряется. Иногда они поют его нараспев, иногда звучит французская речь, иногда со сцены несется почти какофония звуков, иногда вместе с текстом актрисы отплясывают каблуками фламенко. Все это сливается в единый ритм, который слышится постоянно.

Кстати, когда ловишь этот ритм, то внутри пропадает напряжение, все становится понятным. И уже начинаешь угадывать, какой актер сейчас подключится к действию, кто произнесет фразу, а кто ненадолго отойдет в сторону.

Не все зрители готовы мириться с такой постановкой. Часть ушла в антракте, что же, это их право. Одна дама особенно возмущенно грохотала в коридоре. Кажется, что-то насчет Чехова, который переворачивается в гробу.

Но разве «Вишневый сад» – это не произведение о борьбе старого и новых поколений? И трактовка Чеботаря – как раз из нового поколения, не классического. Интересно, что Вячелав Чеботарь – выходец школы-студии МХТ, которая во многом и сформировала у зрителя образ академичных постановок по чеховским произведениям. Но из личной переписки Чехова становится понятным, что он был не в восторге от того, как Станиславский трактовал и ставил «Вишневый сад». Почему бы тогда не попробовать что-то новое? Режиссер пытался показать, что Чехов актуален до сих пор, а его пьесы – не просто свидетельства жизни людей конкретной эпохи.

«Любая классическая пьеса написана в первую очередь о людях вообще, об общечеловеческом, которое крайне медленно меняется в отличие от внешнего прогресса вещей, – пишет сам Вячеслав Чеботарь. – Ведь не о сюртуках и кремовых занавесках пишутся пьесы! В сущности, само ругательное понятие «осовременивание классики» довольно абсурдно. Вдумайтесь! Классика тем и отличается от веяний конкретного времени, что актуальна и современна всегда».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем