Образование Психолог ответил на недетские вопросы о травле в школе: «Учителя больше не педагоги, а чиновники»

Психолог ответил на недетские вопросы о травле в школе: «Учителя больше не педагоги, а чиновники»

Михаил Калинин поделился личными наблюдениями и опытом работы с буллингом

Цель травли — подавление личности

Психолог и гештальт-терапевт Михаил Калинин уверен, что сейчас буллинг в школах — ситуация едва ли не повсеместная. Но проблема не существует исключительно в стенах образовательных учреждений, ведь дети растут, поступают в университеты, мальчики идут в армию, девочки — замуж. И каждый тянет во взрослую жизнь незавершенные переживания из своего детства.

Что такое буллинг, где искать его настоящие причины, как выяснить, что ваш ребенок стал жертвой буллинга, и при чем здесь система образования в целом, на эти и другие вопросы корреспондента UFA1.RU ответил Михаил Калинин.

Что такое буллинг?


— Буллинг, киллер — это всё из иностранного кино. Есть слова, которые русскоязычному человеку понятнее и ближе: киллер — это душегуб, а буллинг — это травля. Согласитесь, так воспринимается совершенно по-другому. Травля всегда намерена, коллектив объединяет усилия, чтобы подавить отдельно взятую личность. Поначалу это лишь психологическое насилие, но оно может перерасти в физическое, а в самых крайних проявлениях — в преступные действия.

Жертвой травли всегда становится личность, чьи ценности отличаются от общеколлективных. Если уж мы говорим о буллинге в школе, то в качестве примера можно привести ситуацию, когда мальчик из интеллигентной семьи приходит в школу в рабочем районе. На такого ребенка могут ополчиться как одноклассники, так и учителя. И это не значит, что один в этой ситуации хороший, а все остальные — плохие. В каждом человеке поровну добра и зла, плохого и хорошего, вопрос лишь в том, каким качествам личности адресован наш собственный посыл.

С чего начинается травля?


— Травля начинается с конфликта ценностей, а провоцирует ее всегда сама жертва. Конечно, неосознанно. Тот же ребенок из интеллигентной семьи, который приходит в школу в рабочем районе. Этот новый мальчик ненамеренно будет демонстрировать свою интеллигентность. Для него это естественное поведение, но оно непривычно и неприемлемо в новом окружении школьника. Выходит, что новичок как бы кичится своим превосходством, вместо того чтобы разобраться, каких ценностей придерживается общество, в котором он оказался. Это проблема социальной адаптации.

Поведение, естественное для личности, может оказаться в коллективе неприемлемым 

Травлю провоцирует жертва, начинает лидер, но у каждого в коллективе находятся свои личные претензии к тому, против кого они объединяются, каждый из них по отдельности испытывает чувство собственной неполноценности относительно жертвы. Если с самого начала не разобраться в обстановке, не найти зачинщика и не решить проблему лично с ним, школьник окажется в ситуации, когда вынужден противостоять сразу всем.

Как воспитывать ребенка, чтобы он не стал жертвой буллинга?


— С пеленок. Каждый родитель должен понимать, что сейчас никто не занимается воспитанием ребенка, кроме него самого. Точнее, ребенок будет воспитываться сам и всеми вокруг, если родители самоустраняются от процесса. Нужно понимать, что появление в семье ребенка — это как билет на участие в многолетнем ТВ-шоу. Каждое слово, каждый жест, каждый шаг родителей будет перенимать их чадо. Ребенком нужно заниматься, нужно знать его предпочтения, склонности и особенности. Ребенком нужно интересоваться, присутствовать в его жизни каждую минуту (не физически, конечно, а ментально). Если этого не делать, то жертвой буллинга он может стать уже в яслях. В идеале родители идут к психологу еще до того, как отправить ребенка в коллектив, в детский садик или школу. В идеале самому прочесть книги по психологии и усвоить прописные истины еще до рождения ребенка.

Родители сами прививают ребенку ложные ценности. Мы «внедряем» в детей установку: «Веди себя хорошо, чтобы учительница на тебя не жаловалась», вместо: «Веди себя хорошо, и у тебя все будет замечательно». Мы сами запугиваем детей угрозами, и они перестают делиться с нами своими проблемами, потому что думают, что это они — причина всех бед.

Вы когда-нибудь задумывались, почему детсадовец в новой группе поначалу очень замкнут? Природа позаботилась о самосохранении — малыш присматривается к окружению и делает выводы, с кем и как ему общаться. И если у ребенка перед глазами были примеры адекватного поведения родителей, есть навык общения со сверстниками, то и в школе ему буллинг не угрожает.

Ругаться при детях — не лучший пример поведения

Адекватное поведение — это уважение к окружающим без потери самоуважения, умение выйти из конфликтной ситуации без потерь. Если мама в магазине ругается с нахамившим продавцом, то и ребенок будет отвечать на грубость агрессией. Если мама уходит из магазина, молча глотая обиду, то и ребенок в конфликте спасует. Правильное поведение — ответить продавцу так, чтобы конфликт сам сошел на нет. Не дать зачинщику повода парировать ваш ответ и развить конфликт — вот правильная реакция. Мама может ответить даже не напрямую, а через ребенка: «Видишь, у тети сегодня тяжелый день, трудно всем бывает», — так вы выразите свое сочувствие и в то же время обратите внимание человека за прилавком на присутствие ребенка, которого сделали участником конфликта, заставив переживать за маму.

Как узнать, что ребенок стал жертвой травли?


— Первый признак того, что у ребенка проблемы в школе, — это его нежелание идти на учебу. Конечно, причины такого нежелания могут быть разные — приболел, устал, не выспался, не успел сделать домашнее задание, поругался с лучшим другом. Понятно, что эти причины ситуативны. Другое дело, когда он отказывается идти в школу изо дня в день и длительное время — несколько дней подряд, неделю, месяц.

Первым делом нужно поговорить с самим ребенком. Если ваши взаимоотношения с ним выстроены правильно, то, скорее всего, он расскажет, в чем дело. Может быть, не прямо, ведь ребенок и сам может не понимать, в чем дело. Но в процессе разговора у вас появится представление, где искать причину и возможные пути решения.

Сложнее разговаривать с подростками — в этом возрасте дети отдаляются от родителей, особенно если отношения в семье и раньше были не очень. Возможно, разговор совсем не получится, а ребенок просто уйдет в себя. Но это тоже будет подтверждением того, что с ним беда.

Но одним разговором с ребенком не обойтись, родителям придется идти разбираться в школу. И к психологу. Специалист поможет выяснить, что происходит с ребенком, и выправить ситуацию.

Главное — не бежать от проблемы, а со всей серьезностью настроиться на решение. Смена класса или школы не выход. Во-первых, высока вероятность, что ребенок с прежними «настройками» в новом коллективе столкнется с теми же проблемами, от которых сбежал, и вновь станет жертвой травли. Ну а во-вторых, даже если этого не случится, непережитая, нерешенная травма из детства, как вопрос без ответа, будет его преследовать во взрослой жизни.

Как выбрать психолога?


— Лучшего всего искать психолога по рекомендациям своих друзей и знакомых. Можно ориентироваться и на отзывы в интернете, но не стоит забывать, что информация в Сети далеко не всегда правдива.

В то же время даже самые искренние рекомендации друзей не гарантируют, что конкретный специалист вам действительно подойдет. Поэтому, спрашивая совета у знакомых, нужно сразу уточнять, какая была проблема и как психолог ее решал. Не останавливайте свой выбор на первом же имени, составьте примерный список и сохраните на всякий случай номера телефонов других рекомендуемых друзьями специалистов.

Буллинг легче предотвратить, чем прекратить

Подходит ли вам психолог, можно понять при первом визите к нему. В первую очередь прислушайтесь к себе — возникла ли симпатия или антипатия? Не оставите же вы собственного ребенка человеку, которому сами полностью не доверяете. Ну а во-вторых, выслушайте, как психолог видит ситуацию, с которой вы к нему обратились, и какими методами он намерен ее решать. Если ваши взгляды на проблему совпали, специалист ваш, если вас что-то смутило, не стесняйтесь задать вопросы и не бойтесь отказаться от его услуг. Хуже отсутствия психологической помощи может быть только некачественная психологическая помощь.

Хороший специалист пообщается сначала с родителями, потом с ребенком при родителях и только после этого будет разговаривать с ребенком наедине. Кроме того, хороший специалист не может разбираться сразу во всех проблемах человечества. Вполне вероятно, что он поможет решить лишь одну конкретную ситуацию, а для дальнейшей работы посоветует коллегу. И это нормально, каждый профессионал специализируется на каких-то конкретных направлениях.

Как прекратить травлю?


— Травлю легче предотвратить, чем прекратить. Задача новичка — не соперничать с лидером, а создать свою социальную группу. То есть простыми словами — найти друзей. Напомню, изначально проблема возникает из-за конфликта ценностей: человек приходит в новый коллектив и, не оценив обстановку, продолжает жить по своему «уставу».

Проблемы ребенка в школе необходимо обсудить прежде всего с классным руководителем. После — на родительском собрании класса. Очень важно при этом дать в школе понять, что вы обращаетесь не с претензией, а за помощью. Буллинг — это общая проблема, и вам необходимо ее решить сообща.

Когда все возможные инструменты испробованы (работа с психологом, встреча с учителем, обсуждения на родительском собрании), остается путь в кабинет директора. К директору надо идти родителям жертвы и лидера буллинга вместе с детьми и учителем.

Тут очень важно соблюсти несколько «ритуалов». Во-первых, поскольку все разговаривают на равных, то все собравшиеся должны либо сидеть, либо стоять. Во-вторых, директор школы должен обозначить свою ведущую роль, ведь это он хозяин кабинета, главный человек в учебном заведении. Именно директор должен сказать, что он в курсе всего происходящего, что знает это со слов многих (это важно: не указывать пальцем на конкретного человека — «козла отпущения»), что он контролирует обстановку в школе, что по зданию везде есть камеры наблюдения. То есть дать понять лидеру буллинга, что его проделки не секрет ни для кого. После этого надо дать высказаться непосредственно детям, они должны изложить свои претензии.

Детские проблемы достойны обсуждения на взрослом уровне

Такая встреча может продлиться час и дольше, но за время диалога дети, скорее всего, проникнутся эмпатией. А когда один понимает, сколько боли причиняет его поведение другому, он меняется, он больше не может продолжать в том же духе. Конечно, если это не человек с психическими отклонениями.

Яркий пример


— Это было в московской школе. В Москве в принципе обострены межнациональные отношения, у нас в Башкирии такого, к счастью, нет. Речь идет о семье моих друзей. В класс, где учится их ребенок, пришел мальчик из кавказской семьи. Он сам новичок, но достаточно быстро собрал свою команду и началась травля сына моих друзей. Когда мой друг пошел к учителю выяснять, в чем дело, и вызвали родителей того мальчика, уже через полчаса у ворот школы стояли несколько джипов — папа того мальчика приехал не один, а с кучей друзей. Эти люди в чужом для себя городе неспроста держатся вместе — так легче выжить. И неспроста в некоторых ситуациях они ведут себя как хозяева — у них есть страх, который лечится властью. А власть берется силой. А сила мощнее, если действовать сообща. И вот этот мальчик, чувствуя за спиной поддержку диаспоры, начал борьбу за место лидера, чтобы устранить угрозу (мнимую на самом деле, но он же не оценивал ситуацию осознанно и объективно в силу возраста).

Когда дело дошло до кабинета директора и мальчишек усадили напротив друг друга, когда они получили возможность высказать взаимные претензии, этот мальчик из семьи кавказцев понял, что никакой угрозы на самом деле для него не было. Мальчишки ушли из кабинета директора едва ли не лучшими друзьями. Это работает.

Кто на самом деле виноват в травле?


— Учителя, администрация школы, система образования в целом. Сейчас в Нидерландах действует система образования, которая была при Советском Союзе, — школа взяла на себя заботу о воспитании детей. А у нас, наоборот, воспитательную функцию с учителей сняли, в России школа — это место оказания образовательных услуг. Учителя у нас больше не отвечают за социализацию детей, за взаимоотношения в классе. И они напрямую говорят нам, родителям: «Это ваш ребенок, вы его и воспитывайте, а у нас зарплата маленькая и отчетности много». Учителя больше не педагоги, а чиновники, с них требуют только результаты оказания услуг, а их эффективность оценивают только цифрами.

Хороший педагог — авторитет для ребенка

Если у вас когда-нибудь была возможность сравнить подход к процессу обучения учителей старой закалки и молодых, вы поймете, о чем я говорю. У учителя постарше есть авторитет, но вовсе не благодаря возрасту, они умеют выстроить в коллективе взаимоотношения. Их мнение имеет вес, потому что они не боятся взять на себя ответственность. Потому что они — руководители, а не менеджеры. Педагоги старой закалки не зря вызывают в школу родителей и работают прежде всего с ними. Корректируя поведение родителей, они влияют и на поведение их детей.

И вот почему важна позиция руководителя, то есть педагога. Дети больше зависимы от общественного мнения, нежели взрослые, дети более склонны ориентироваться на коллектив и мнение окружающих, их формирующиеся личности больше склонны подстраиваться под авторитет взрослых или большинства. И поэтому буллинг начинается с позиции руководства, с его отношения к своим обязанностям и подчиненным. Гораздо легче управлять, раздавая ценные указания приближенным, которые своими руками будут решать вопросы, возложенные на руководителя.

Учителю легче справляться с ребенком, если против него настроить весь класс. Это примитивные методы, которые ярче всего проявляются в армии: за нарушение дисциплины одним солдатом командир наказывает всю роту. Надо ли говорить, что после отбоя вся рота ополчится против того, из-за которого все бегали дополнительный марш-бросок.

Учитель не может и не желает наладить общение со школьником, который выделяется. Он не желает знать, с какого боку подойти ребенку, поведение которого выбивается за рамки шаблонов. Взрослый идет по самому легкому пути — он использует силу, а одноклассники ребенка подключаются к этой недетской «игре». Таким образом взрослый человек перекладывает собственную ответственность на коллектив. А уже объединенными силами куда легче подавить личность, заставить ее подчиниться «интересам большинства». Хуже всего в такой ситуации, что в результате личность полностью лишается уважения со стороны, человека полностью морально уничтожают.

Еще один яркий пример


— Это было совсем недавно. В классе, где учится 12-летний сын моей знакомой, сорвался урок, дети на 45 минут оказались предоставлены самим себе. Балуясь, они открыли окна и начали кидаться снежками. Мальчик рассказал об этом маме. Просто потому, что в семье принято делиться всем происходящим. Ну а мама позвонила завучу с вопросом: почему за детьми никто не следит, ведь в эти 45 минут могло произойти что угодно. А на следующий день учительница пустила по классу лист бумаги с фамилиями, потребовав отметить имена тех, кто участвовал в игре снежками и кто пожаловался. Разумеется, крайним оказался сын моей знакомой. С таких «уроков» и начинается буллинг.

Бегите от учителя, который не желает работать с детьми 

Хуже того, сейчас все делается для того, чтобы и родителей отгородить от образовательного процесса — на входе поставили рамки-металлоискатели, выставили чоповцев, родителю не оставили возможности прийти и понаблюдать со стороны за своим ребенком, увидеть его в процессе обучения и общения с одноклассниками. О том, что творится внутри школы, родители могут узнать лишь со слов ребенка или учителя. И понятно, что ни тот ни другой не расскажут всего. Ребенок может просто не понимать, что ситуация, в которой он оказался, проблемная и требует срочного вмешательства, а учитель умолчит, потому что в его обязанности больше не входит следить за психологическим состоянием ребенка. Кроме того, учитель опасается, что во всем обвинят его, и стремится уйти от ответственности.

Что делать в этой ситуации? Вряд ли вы сможете перевоспитать взрослого человека — учителя. Если ваш ребенок стал жертвой буллинга с подачи учителя, а все ваши разговоры с классным руководителем ни к чему не приводят — меняйте школу. Потому что в этой ситуации ваш ребенок будет не только травмирован психологически, но и эффективность обучения сведется к минимуму. За травлю в школе отвечают руководители: директор, завучи, учителя. Буллинг невозможен, когда его не допускают конкретные сотрудники школы. И, повторю, с проблемой травли надо обязательно обратиться к психологу.

UFA1.RU публиковал интервью с психиатром, Татьяна Смирнова рассказывала о том, что толкает подростков на суицид. К сожалению, все эти истории — не выдумка. На прошлой неделе 15-летняя девочка покончила с собой, обвинив в предсмертной записке учителей.

Если вы хотите рассказать о ситуации в школе, где учится ваш ребенок, ждем ваши сообщения, фото и видео в нашу редакцию на электронную почту, в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в редакционный WhatsApp по номеру: +7 987 101–84–78.  
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем