Лес на Куштау в Башкирии отдали за 344 тысячи рублей: корреспонденты UFA1.RU узнали тайны шихана
Три дня журналисты работали на месте событий, изучали секретные документы, побывали в лагере и БСК

Вокруг шихана уже открытое противостояние
Фото: Гульдар Давлетова
Поделиться
На протяжении почти двух недель у подножья горы Куштау бьются защитники шихана и представители Башкирской содовой компании. Одни выступают за сохранность горы, другие — за её разработку. Противостояние даже дошло до рукопашной борьбы. На место выехали корреспонденты UFA1.RU, они выяснили, во сколько БСК обошлась разработка, и прочитали часть документов, которую пока не предоставили общественности. Рассказываем обо всем по порядку.
Акционерное общество «Башкирская содовая компания» — одно из крупнейших предприятий химической отрасли России. Компания занимает первое место в стране по выпуску кальцинированной и пищевой соды, входит в число лидеров по производству каустической соды и поливинилхлорида. Её продукция востребована в металлургической, оборонной, стекольной, нефтяной промышленности и еще ряде отраслей. АО «БСК» поставляет её в
Объектом споров стали краснокнижные животные
Кандидат биологических наук Михаил Кривошеев рассказал корреспонденту UFA1.RU, что он с коллегами изучал биоразнообразие Куштау с
На тот момент угрозы разработки Куштау не было, и его внесли в перечень проектируемых особо охраняемых природных территорий со статусом «Памятник природы». Такой же, как два других шихана — Юрактау и Торатау. Кривошеев говорит, что данный отчет должен храниться в Минэкологии Башкирии. Но про него, по словам ученого, забыли, будто его и нет.
В последующие годы биологи продолжали изучать Куштау. За это время они описали около
— Фактически почти на любом квадратном метре шихана находятся редкие виды. Многие из них включены в Красную книгу России. Второй отчет, доступный в Сети, мы сдали в
Заместитель гендиректора Башкирской содовой компании по организационной и кадровой политике Рустем Басыров дал эксклюзивное интервью порталу UFA1.RU. В нем он сообщил, что на территории Куштау вырубки леса на всей территории не будет. Со слова топ-менеджера компании, весь горный отвод составляет порядка
— Весь основной лесной массив, естественно, будет сохранен, водоохранная зона на побережье Белой сохранится. Это как зуб, кариес пролечить — канал прочистить и запломбировать, потому что сколько леса мы вырубим, столько же и посадим вновь, — отметил Басыров. — За одно срубленное дерево в защитной, реликтовой зоне уголовная ответственность предусмотрена. Вы можете допустить мысль, что компания, не имея юридического основания, заходит на гору и начинает повально по своему рассмотрению рубить деревья? Я такого даже представить не могу, потому что штрафы и сроки посадки в тюрьму такие, что никто на это не пойдет.

Так выглядит здание БСК
Фото: Гульдар Давлетова
Поделиться
Читаем то, что тщательно скрывается
В распоряжение корреспондента UFA1.RU попал договор аренды леса на шихане Куштау между Минлесхозом и АО "Сырьевая компания", в нем прописано, что арендатор должен сохранять виды растений и животных, которые занесены в Красную Книгу РФ и РБ. Согласно проекту освоения лесов на Куштау, который входит в комплект документов, разрешающих разработку, следует, что сведений о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных растений на шихане нет.
— Это всё, что они могли придумать, то есть отчеты есть, статьи в научных журналах есть, фотографии, координаты есть, а информации у них нет. Это неудивительно, так как вопрос с редкими видами практически не решаемый — он загоняет их в тупик. И они просто его игнорируют. Или же оттягивают момент. Опять же по закону, если после разработки выяснится, что на Куштау были популяции редких видов, то компания обязана будет выплатить штраф за их уничтожение, и этот штраф будет равен двум, а то и трем годовым чистым доходам компании. Эти деньги пойдут в бюджет республики. И вот в этом вопросе как раз должна разбираться прокуратура — а не попустительство ли со стороны госструктур это игнорирование краснокнижных видов? Может, они ждут наживы в виде штрафов от содовой компании? Ждем, как разберутся, — отметил Кривошеев.
Биолог отметил, что штрафы за уничтожение редких видов — это не плата, это штраф за нарушение закона. Даже в договоре аренды леса на Куштау между компанией и Минлесхозом есть пункт «О сохранении местообитаний краснокнижных видов» — в таких местах запрещена деятельность предприятий. А компания, ссылаясь на то, что у нее нет данных, кстати, этого тоже не может быть, ведь перед разработкой она обязана была провести экоэкспертизу, уже нарушает закон.
— Либо экоэкспертизу не провели, что есть нарушение, либо её результаты скрывают, либо она была фикцией. Других вариантов нет. Компания вертится, как водяной уж на раскаленном известняке, не зная, что делать. Посмотрим, насколько будет эффективно работать прокуратура по этому вопросу, — отметил биолог.
Редакция UFA1.RU проанализировала бухгалтерский отчет БСК, данные имеются в «Контурфокусе». На конец

Лагерь украшают как могут
Фото: Сохраним гору Куштау (Долгая) / Instagram.com
Поделиться
Куштау отдали за 344 тысячи рублей
АО «Сырьевая компания» и государственное автономное учреждение «Макаровский лесхоз» заключили договор на вырубку леса и его складирование
— То есть «Сырьевая компания» должна вырубить лес и передать его назад государству. Они же получат Куштау не в собственность, а лишь получат его в аренду, — сообщил источник UFA1.RU. — На каком основании БСК разрешает вырубку и нанимает какое-то лесничество для вырубки защитного леса?
Согласно документам, для нужд компании должны вырубить более
Согласно договору, лесхоз должен приступить к работам в течение
Также сырьевая компания должна предоставить акт-допуск, разрешающий начало работ. Этот документ также никто из общественности не видел.
Вырубка леса на Куштау, по данным договора, оценивается в сумму не более
— Причем договор на аренду лесного участка был заключен
При этом компания должна сохранить особо охраняемые природные территории на взятом в аренду участке.
— Активисты и хотят, чтобы показали документацию о том, какой лес является защитным, а какой — нет. Согласно данным экологов, сейчас весь лес на Куштау является защитным, — говорит собеседник издания.
При этом в БСК заявляют, что в августе
В июне 2020 года АО «Сырьевая компания» заключило с Министерством лесного хозяйства РБ договор аренды лесного участка для проведения геологоразведки в границах горного отвода.
— В июле текущего года Министерством лесного хозяйства РБ согласован проект освоения лесного участка. В этом же месяце АО «Сырьевая компания» подало лесную декларацию, в которой определены конкретные участки леса на арендуемой площади, где будет осуществляться вырубка. Все участки, на которых компания проводит вырубку, относятся к тем категориям лесного фонда, в которых рубка и другие виды работ разрешены, — сообщили в компании.
Согласно данным БСК, в 30-е годы прошлого столетия в стране в условиях развернувшейся крупномасштабной стройки возникла острая необходимость в кальцинированной соде и цементе. Они использовались в различных производствах. Были разведаны несколько регионов для размещения будущих заводов. Самым перспективным регионом была выбрана Башкирия. В

Вид на завод «Сода» с горы Шахтау, которой уже нет
Фото: Soda.ru
Поделиться
Напали на лагерь «обкуренные»
На фоне бюрократической борьбы и споров активистов в лагере находятся люди, которые ежедневно подвергают себя опасности. Но отстаивают гору, как могут. Когда
— Баррикады необходимы, чтобы не пропустить по единственной дороге всю их бронетехнику, так назовем. Они же сюда с колючей проволокой приехали. Это что здесь, тюрьма, что ли, чтобы колючей проволокой здесь огораживать всё от народа? — заявила активистка Рузина Мухаметжанова.
А несколько дней назад — с 9 по
— Нам информация шла со Стерлитамака, мы уже их встречали. Пришли
Активисты говорят, что гостям лагеря было по
— То ли пьяные, то ли обкуренные. И эти
Со слов активистов, они неоднократно звонили в полицию и Росгвардию, и сотрудники приехали на место. Но действий никаких не приняли. Лагерь удалось отстоять только после того, как к подножью Куштау стали съезжаться другие активисты, которые отдыхали в этот момент дома. Но и их не пускали сотрудники ГИБДД. Об этом рассказала Айсылу Багаутдинова.
— У меня есть видео, когда я выезжала и меня не пропускали. Кидались мне под машину, подставляли ноги, чтобы я проехала по ним. На каждом посту меня сейчас тормозят и говорят, что будут на наказывать за то, что мы находимся здесь. Работники нескольких заводов боятся сюда идти, но говорят, что они с нами. Всем начали угрожать, — говорит активистка.
У топ-менеджеров БСК также есть своя позиция по этому поводу.
— Документ у нас есть, мы уже показывали его активистам. Увидев его, у общественности появится еще больше вопросов. Мы готовы, но мы поговорим с юристами и подумаем, можно ли его вообще показывать, потому что там могут быть служебные моменты. Вся деятельность БСК на территории Куштау законна. Есть проверки контрольно-надзорных ведомств. Чтобы обвинять нас в чем-то, нужно иметь доказательную базу, — отметил заместитель гендиректора Башкирской содовой компании по организационной и кадровой политике Рустем Басыров.
Протест на протест
На следующий день, 10 августа, на митинг вышли и сотрудники БСК. В компании заявили, что на собрании возле заводоуправления, а затем и у подножия Куштау трудовой коллектив потребовал не препятствовать геологоразведке на месторождении.
— Вечером 9 августа работники БСК приступили к подготовке площадки для геологов, чтобы продолжить приостановленные в выходные дни подготовительные работы. Однако прибывшие группы радикально настроенных молодых людей из националистических организаций перекрыли подъездные пути и воспрепятствовали движению. В адрес работников предприятия посыпались угрозы, было применено физическое насилие. Информация об этом вызвала возмущение в коллективе, и рано утром работники БСК собрались на стихийную акцию, — сообщили в пресс-центре предприятия.
Многие пришли прямо из заводских цехов и подразделений, со своих рабочих мест. Работники, которых всего собралось около
— Ради чего избивали сегодня наших работников, которые готовили площадку для работы на Куштау? За что наши коллеги в сегодняшнюю ночь держали оборону на этой горе? — обратился к заводчанам генеральный директор БСК Эдуард Давыдов. — У этих людей есть одна цель — остановить наше предприятие, остановить

Некоторые сотрудники БСК нарушили масочный режим и не соблюдали социальную дистанцию
Фото: АО «Башкирская содовая компания» / Vk.com
Поделиться
По завершении собрания на территории завода работники выехали на Куштау, чтобы своим присутствием поддержать коллег. И там, у подножия горы, они продолжали возмущаться сложившейся ситуацией, требовали возобновить начатые геологические исследования известнякового сырья. В попытках воспрепятствовать работе геологов работники и руководство предприятия видят намерение дестабилизировать обстановку, лишить БСК перспектив дальнейшего развития.
— Наблюдая за многочисленными флешмобами, которые проводились сначала на Тратау, теперь на Куштау, мы понимаем, что наш завод может остаться без сырья. Что будет дальше: остановка производства и закрытие предприятия? Куда мы пойдем работать? Как я буду кормить свою семью? Разве реально найти работу в Стерлитамаке? Мы хотим работать и жить здесь, дайте нам такую возможность, — говорит аппаратчик Раил Зайнуллин.
Работники БСК потребовали защитить предприятие и обратить наконец-то внимание на проблему, без решения которой тысячи людей могут остаться без работы, а бюджет лишится крупного налогоплательщика.
Но у активистов своя позиция по этому поводу.
— Родственники у меня работают на БСК, и в тот же день им предложили пойти, говорили, что если вы не пойдете, мы вас лишим 50% от зарплаты. Многие шли, тащили за собой родственников. Естественно, люди боялись потерять зарплату. Родственникам другим давали по тысяче рублей за два часа, чтобы они пошли с плакатами, простояли здесь, — заявила Айсылу Багаутдинова, активистка.
Полицейские в трениках — это нормально?
Защитников Куштау волнует тот факт, что на нападение на их лагерь сотрудники правоохранительных органов никак не отреагировали. Но зато массово задерживали активистов. Одним из них стал Байрас Габидуллин. Молодого человека задержали за неповиновение сотруднику полиции.
Причем этот сотрудник полиции при исполнении был в спортивном костюме, он натянул на голову капюшон и надел маску. При этом его коллеги были, как и полагается по уставу, в форме. Видео порталу UFA1.RU представили активисты.
— Мы решили уточнить у сотрудников полиции, на каком основании они появились на горе, так как это не общественное место, где должны постоянно нести службу сотрудники полиции. Во время судебного заседания лейтенант Герасимов сообщил, что руководство приняло серию нормативно-правовых актов, которые обосновывают и разрешают нести службу на территории Куштау. Эти же документы якобы разрешают им ходить в гражданской одежде. На вопрос: «Как можно было идентифицировать, что он является сотрудником полиции?» судья ответила: «А вот вы, господин Габидуллин, спрашивали у него удостоверение? Нет, значит, вы обязаны были подчиниться его требованиям, потому что он полицейский». Вот к вам подойдет любой человек в спортивной и форме и скажет, что он — сотрудник полиции, это же недопустимо, — говорит правозащитник активиста, член СПЧ Эльза Маулимшина.
Корреспонденты UFA1.RU пытались добиться комментария от пресс-службы МВД Башкирии. Но ведомство хранит молчание. Тогда журналисты отправились в РОВД Ишимбайского района, чтобы выяснить, какие же это нормативно-правовые акты. Но после нескольких минут ожидания журналистам сообщили, что встретиться с начальником отдела полиции не удастся из-за коронавируса. А после и вовсе вытолкали из отдела.
Самый гуманный суд в мире находится в Ишимбае
Суд над активистом Байрасом Габидуллиным, по словам Маулимшиной, также прошел очень странно.
— На кадрах отчетливо видно, что Байрас всего лишь проводил съемку, никоим образом он не препятствовал проезду машины. Причем машина была большой «Газелью», на её лобовом стекле была табличка «Заказное». Никаких опознавательных знаков, что это машина полиции, не было. Когда я на судебном заседании спросила, могут ли свидетели подтвердить, что действительно этот автомобиль принадлежит сотрудникам полиции, они не смогли этого сделать. В материалах административного дела такие сведения отсутствуют. Но неофициально мы знаем, что эта машина была нанята каким-то неустановленным лицом, потому что такие машины не могут принадлежать сотрудникам, — отметила Маулимшина.
Также Эльза Маулимшина сообщила, что суд в постановлении указал, что якобы отчетливо видно, что Габидуллин стоит перед машиной и препятствует проезду. С её слов такого нет — всегда между ним и автомобилем находятся пара-тройка человек. Маулимшину возмутила и путаница с датами.
— По первому делу о правонарушении, которое Габидуллин якобы совершил
Доводы члена СПЧ суд отклонил, их даже не внесли в постановление. По второму делу Габидуллину вменяют, что он также совершил административное правонарушение — не исполнил законные действия органов полиции. В протоколе и рапортах полицейских указано, что офицеры указывали активисту отойти и тем самым открыть проезд для техники. Сотрудники полиции посчитали, что он стоял в качестве живого щита.
— Во время судебного заседания полицейские дали свидетельские показания, которые полностью противоречат материалам дела, оба полицейских говорят, что единственное законное требование, которое они предъявили к Габидуллину, было то, чтобы он вместе с полицейскими прошел в отделение полиции, чтобы выяснить обстоятельства по предыдущему делу. Он отказался, и за это они его грубо скрутили, провели задержание и увезли, — говорит Эльза.
Но суд посчитал вину доказанной, и по обоим административным делам активиста признали виновным и назначили по трое суток ареста.
Общественники вышли на свободу уже с желанием сесть за стол переговоров
Накануне, 13 августа, Габидуллин вышел на свободу. Он сидел в одной камере вместе с другим активистом Русланом Нуртдиновым, осужденным за защиту Куштау. Как утверждает Руслан, у них было достаточно времени, чтобы обсудить дальнейшее развитие событий вокруг шихана.
— Мы обращаемся ко всем сторонам конфликта, к защитникам горы, к руководству БСК и к действующей власти с призывом сесть за стол переговоров. Но не для того, чтобы определять судьбу шихана, а с целью решить главную проблему — проблему БСК. Ведь именно истощение её ресурсов поставило под угрозу дальнейшее существование Куштау. Считаем, нам необходимо сообща найти способ спасти компанию от разорения так, чтобы при этом не навредить экологии, не уничтожить очередной памятник природы. Государство и общество должны помочь БСК перейти на новые технологии производства, и первым шагом на этом пути может стать научный форум, на котором учёные люди Республики, России и мира могли бы представить свои варианты решения вопроса, — отметил Нуртдинов.

Активистов встретили другие общественники
Фото: Сохраним гору Куштау (Долгая) / Instagram.com
Поделиться
О возможных переговорах сообщил и заместитель гендиректора Башкирской содовой компании по организационной и кадровой политике Рустем Басыров в беседе с корреспондентом UFA1.RU.
— У них требования, чтобы мы ушли оттуда? Совет по правам человека заявлял, что готов предоставить свою площадку, мы готовы, но не для шантажа и ультиматумов. Мы готовы разъяснять общественности, что мы там делаем: население Урняка и близлежащих сел мы уведомили, что заходим с геологоразведкой на Куштау. К подножию горы зачем ехать нам? Я сам туда к ним не ездил, но желание с ними поговорить — есть. Обсуждение таких животрепещущих вопросов не происходит в лесу.
Корреспонденты UFA1.RU продолжают готовить серию материалов по этой ситуации. Следующий материал будет об альтернативных вариантах разработки шихана Куштау.