Культура От программиста — к башкирскому костюму: мастер из Уфы превратил хобби в работу мечты

От программиста — к башкирскому костюму: мастер из Уфы превратил хобби в работу мечты

В нарядах Ильдара Гатауллина щеголяют на свадьбах и в кино

Ильдар мечтает создать фамильный нагрудник и передавать его из поколения в поколение

Уфимец Ильдар Гатауллин 10 лет создает и реставрирует башкирские национальные костюмы. Его городская квартира давно уже превратилась в мастерскую: сотни старинных монет, украшения разных столетий, ткани, нагрудные знаки в ловких руках мастера превращаются здесь в красивейшие нагрудники, головные уборы кашмау, платья и длиннополые кафтаны еляны.

Корреспонденту UFA1.RU художник по костюмам рассказал, для чего корпит над национальными нарядами и зачем создает фамильный нагрудник.

От программиста — к мастеру национальных костюмов


Рабочий стол Ильдара завален выкройками, монетами и лоскутами тканей — произведения национального искусства рождаются прямо в городской квартире мастера. У стены стоят портняжные манекены — здесь доводят до совершенства готовое платье. В углу ждут своего часа журналы и книги по башкирскому костюму.

— В советское время все активно стиралось из памяти людей, одежда упрощалась, культура из-за этого страдала. А теперь я вижу, что люди возвращаются к корням. Можно даже сказать, что наступил период башкирского ренессанса, — считает мастер.

Ильдар окончил институт искусств, по специализации он дизайнер. Но свое призвание нашел не сразу — успел поработать программистом и реставратором в музее, дизайнером мебели и художником по костюмам в кино и даже продавцом-консультантом. Именно башкирскими костюмами увлекся в 2008 году — творил, что называется, для души. За десять лет хобби превратилось в основную работу.

— Увлечение людей историей мы стараемся продвигать в массы: создаем фестивали-реконструкции, всевозможные мероприятия, соревнования, например, по стрельбе из лука в национальных одеждах, — перечисляет свои задумки мастер.

Не так давно увлечение сына подхватила и мать — теперь свои шедевры Ильдар и Зульфия воплощают в жизнь вместе.

Воплощать идеи в жизнь художнику помогает мама 

Нагрудник — это история рода


По словам Ильдара, башкирский народ предоставил для современников богатую культуру, которую можно и нужно изучать. Взять хотя бы нагрудник: это не простой элемент женского платья, а целая история рода.

— В каждом районе, в каждой деревне нагрудник был свой. По монетам на нем можно было понять, откуда родом женщина, какой статус в обществе занимает, кто ее предки, — рассказывает мастер. — Если к нам в руки попадает древний нагрудник, мы стараемся его фотографировать, узнать, откуда он, кто хозяин, его историю. А далее делаем выкройку и уже можем сделать аналог со старинными материалами.

Историю костюма Ильдар изучает по книгам, фотографиям Национального музея Башкортостана, материалам Музея археологии и этнографии, старается заглядывать в частные собрания и коллекции.

В основном костюмы Ильдар и Зульфия делают по старинным фотографиям. В среднем на изготовление полноценного комплекта уходит от трех до шести месяцев. Через соцсети мастера распространяют не только изделия, но и культуру. Секреты в себе не держат — если подписчики просят выкройки, художники охотно ими делятся.

— Хочу, чтобы люди делали правильные украшения, а то бывает так от незнания, что вместо башкирских, получаются удмуртские или даже хакасские нагрудники, — улыбается мастер.

Увлечение людей историей мастер старается нести в массы — устраивает фестивали в национальных костюмах

Скупал монеты в кредит на аукционах


Монеты и украшения для костюмов уфимец покупает у коллекционеров.

— Бывает так, что купишь что-то подешевле, а позже узнаешь, что это нагрудный знак 17 века, и значимость предмета сразу возрастает, — раскрывает секреты ремесла мастер. — Наши платья — из льна, сатина, домоткани. Шьем одежду мы почти полностью вручную.

В свое время покупал монеты на аукционах, бывало, что и брал под это кредиты. Но это — уже в прошлом, сейчас обходится без них. Обычно серебряные монеты покупают килограммами, как драгметалл. Но не складируют по углам мешками — берут только под определенный заказ или задумку.

«Башкирский костюм купил… афроамериканец»


Творчеством Ильдара люди интересуются не только из праздного любопытства.

Работы художника можно увидеть в документальной картине «Дорогами Салавата», ее премьера состоялась в сентябре 2018 года. Блеснут костюмами мастера и два художественных фильма — «Первая республика» и «Радость нашего дома», их премьера запланирована на 2019 год. Просят костюмы и для фотосессий.

— Чаще, конечно, заказывают нагрудники. Их запросто могут носить на мероприятия, в театр, на фестиваль. Был у меня один клиент — приобрел мужской башкирский костюм. Вроде ничего особенного, только вот он афроамериканец. У нас в Башкирии к национальным костюмам мы привыкли, а за пределами такие вещи вызывают особый интерес, восторг, — говорил дизайнер.

Многие, по словам Ильдара, проводят в этностиле даже туристические туры и свадьбы. Одно из ярких башкирских бракосочетаний в национальной одежде состоялось летом 2017 года: кроме жениха с невестой Талгата Юнусова и Фатимы Янбаевой в башкирские костюмы нарядились и все гости. Будущий супруг подарил невесте костюм от Ильдара, который обошелся ему в 100 000 рублей.

— Цены на национальные костюмы разные. Если элементы нагрудника выполнены с помощью 3D-технологий, цена одна, если использую материалы советских времен, стоимость может вырасти втрое. Если же мы собираем нагрудник из старинных украшений, то его цена может достигать нескольких десятков тысяч рублей, — признается мастер.

На свадьбу уфимцев Талгата Юнусова и Фатимы Янбаевой в башкирских нарядах пришли даже гости

Свою историю передать потомкам


Есть у Ильдара мечта — собрать нагрудник для своей семьи, который бы передавался из поколения в поколение.

— Мы уже собираем такой, — признался Ильдар. — На нем есть копии монет царской России Екатерининских времен, турецкие образцы, монеты Золотой орды, есть также золоченные кумбазы 16 века, также и Средневековья. Мы смогли сочетать в нем украшения разных периодов, по которым можно и нужно историю изучать. Совершенствовать его можно постоянно: если появляются монеты лучше, заменять и дополнять те, что есть.

Другая большая задумка художника — ставить танцы с настоящими башкирскими костюмами.

— Мы нацелены на возрождение башкирской культуры, — поделился планами Ильдар. — Многие костюмы наших ансамблей стилизованы и далеки от тех, что носили наши предки.

По украшениям на старинном костюме можно было выяснить даже происхождение рода 

Ильшат Ягафаров по профессии — мастер-мебельщик. А по призванию — настоящий художник: из шестеренок, прутьев и гаек может смастерить даже розу.

Если вы хотели поделиться интересной информацией, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101 84 78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем