Бизнес Свой финансовый омбудсмен

Свой финансовый омбудсмен

В Башкирии может появиться финансовый омбудсмен. Одним из инициаторов введения подобного института в республике является председатель Ассоциации кредитных организаций РБ (АКОРБ) Айдар Зубаиров. Он полагает, что большинство споров финансовых учреждений и и

В Башкирии может появиться финансовый омбудсмен. Одним из инициаторов введения подобного института в республике является председатель Ассоциации кредитных организаций РБ (АКОРБ) Айдар Зубаиров. Он полагает, что большинство споров финансовых учреждений и их клиентов можно решить в досудебном порядке.

Отметим, что еще в сентябре прошлого года Ассоциация российских банков представила институт банковского омбудсмена. Первым в России финансовым омбудсменом стал депутат Госдумы Павел Медведев и приступил к работе 1 октября. Главная его задача – разрешать конфликты между банками и их клиентами.

Создать в России институт «общественного примирителя на финансовом рынке» АРБ предложила еще шесть лет назад. В качестве концептуальной основы деятельности российского финансового омбудсмена была избрана германская модель, в соответствии с которой офис финансового омбудсмена не является государственной структурой. «Финансовый омбудсмен – это попытка ввести медиацию в спорах между банками и клиентами. Это мировой опыт, который пытаются внедрить на российскую почву банки с иностранным участием. То есть инициатива исходила изначально от шести банков. И только в силу этого указания омбудсмена обязательны для этих банков. Они необязательны для всех остальных», – поясняет начальник юридического управления АФ Банка Георгий Могилевский.

Местные банкиры посчитали, что финансовый омбудсмен должен быть и в Башкирии. «Понимая важность и объективную необходимость создания в России стройной, эффективной и объемной системы финансового омбудсмена, Ассоциация кредитных организаций Республики Башкортостан в полной мере поддерживает ваши усилия по активизации и распространению работы финансового омбудсмена федерального уровня.

Тем не менее, мы видим необходимость в создании института финансового омбудсмена и на региональном уровне», – обращается в своем письме к главе Ассоциации российских банков Гарегину Тосуняну Айдар Зубаиров.

Вообще-то шведское слово «омбудсмен» означает «представитель», а вводили такую должность шведы 200 лет назад (в 1809 году) для контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Так ли необходим финансовый омбудсмен? Ведь уже сегодня существуют разного рода конфедерации потребителей. К примеру, жители Башкирии обращаются и в Управление Роспотребнадзора по РБ. Так, в ведомство за 10 месяцев 2010 года поступило 106 обращений граждан по вопросам обеспечения защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг. Большинство заявлений связано с заключением и исполнением кредитных договоров, начислением штрафов, неустоек за просрочку платежей и взысканием имеющейся задолженности. Один из самых волнующих вопросов – проблема реструктуризации долгов по кредитам, сообщила специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ Алия Тараканова.

К примеру, в Управление обратилась гражданка с жалобой на действия сотрудников банка. В автокатастрофе трагически погибла женщина, а ее сын – мальчик 12 лет – унаследовал и долговые обязательства своей мамы. Уже через неделю сотрудники банка начали активно требовать оплаты по кредитной карте, вступления в наследство и исполнения обязательств погибшего заемщика, несмотря на то, что все требования предъявлялись в отношении несовершеннолетнего. Эксперты отмечают, что в подобных ситуациях помочь мог бы финансовый омбудсмен.

67% опрошенных НАФИ граждан, получивших разъяснения о возможностях финансового омбудсмена, одобряют внедрение подобного института в целом в стране. «К великому сожалению, правовой нигилизм россиян велик настолько, что очень рано говорить о какой-либо эффективности медиации. Если наш человек не доверяет государственным судам, то что можно сказать о доверии третейскому суду, медиатору или омбудсмену? На исправление ситуации уйдут многие годы, потому что это вопрос правовой культуры нескольких поколений», – считает Георгий Могилевский.

С появлением финансового омбудсмена в республике адвокат Валерий Шарипов, которого и выдвинули на роль финансового примирителя, не исключает снижения количества обращений в суды.

Впрочем, по словам Георгия Могилевского, в отношениях между банком и клиентом настоящие споры возникают очень редко. «99% дел в судах между этими участниками – это дела о взысканиях задолженностей по кредитам. И только малую часть можно назвать действительно спорами, когда клиент начинает оспаривать договоры, отдельные требования банка, расчеты и т.п. Вот здесь медиационная процедура для банка будет безусловно эффективной, потому как опытный юрист с большим стажем (омбудсмен), исследовав ситуацию, может высказать свое мнение о правоте либо неправоте какой-либо из сторон. И только в силу его авторитета банк уже будет с ним соглашаться. Именно эту цель преследовали банки, учредившие должность омбудсмена», – поясняет Георгий Александрович.

По его мнению, по подавляющему количеству дел по искам банков к их должникам по-прежнему самым эффективным останется обращение в соответствующий государственный суд, после чего исполнительным документом займутся судебные приставы. «К сожалению, никакой альтернативы этому процессу в ближайшей перспективе я пока не вижу», – отмечает Георгий Могилевский. Эксперт ожидает масштабной реформы гражданского законодательства, намеченной президентом РФ, в рамках которой могут быть упрощены процедуры обращения взыскания на заложенное имущество и будет решен ряд иных вопросов, сильно осложняющих сегодня общение банка и клиента.

Сумма рассматриваемых финансовым омбудсменом споров не должна будет превышать 300 тысяч рублей. «Важно понимать следующее: хотя институт общественного примирителя создан по инициативе банков, но защищать он будет в первую очередь рядовых граждан – потребителей финансовых услуг. Для граждан это отличная возможность не только досудебного урегулирования того или иного спора с кредитной, финансовой организацией, но и получения исчерпывающей консультации от профессионалов самого высокого уровня. Причем для граждан это совершенно бесплатно – вот одно из базовых положений работы общественного примирителя», – поясняет Айдар Сабирович.

Изучение и систематизация жалоб, рассчитывают банкиры, поможет им правильнее выстроить отношения с клиентами и внедрить удобные услуги.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем