20 сентября пятница
СЕЙЧАС +8°С

«Уплыли» деньги с электронного кошелька

Поделиться

Евгения Арнаутова

Елена завела электронный кошелек, но пользовалась им нечасто. Средства за очередную выполненную работу ей перевели в декабре, и они лежали на «черный день», а когда пару месяцев назад она проверила счет, оказалось, что денег давно нет. Проверка активности показала, что в течение четырех суток с момента поступления денег активность была высокая – очевидно, мошенники подбирали пароль. Как только деньги сняли, она прекратилась. Что предпринять и есть ли шанс вернуть деньги?

Евгения Арнаутова, пресс-секретарь «Яндекс.Денег»:

«В обычной жизни сохранность денег в тумбочке зависит не только от надежности самой тумбочки, но и от крепости входной двери, от качества окон и квартирной сигнализации. В Интернете ситуация схожая: на 100% обезопасить деньги можно только используя возможности, которые предоставляют банки, и проявляя элементарную предосторожность. Но если мошенникам все-таки удалось подсмотреть или выведать пароль и они завладели деньгами, следует обратиться в службу поддержки платежного сервиса, а после этого – в полицию. Все банки и финансовые организации, получив запрос правоохранительных органов, предоставляют необходимую информацию, которая помогает в расследовании.

Мошенники покушаются на чужие деньги в сети, порой используя те же методы социальной инженерии, что и в обычной жизни. Банки и платежные сервисы многое делают, чтобы средства пользователей были под защитой, но важно быть начеку и не пренебрегать рекомендациями и предлагаемыми инструментами обеспечения безопасности. Вот некоторые из них.

  1. Использовать антивирусы. Вирусы могут встретиться повсюду и украсть не только информацию о ваших логинах-паролях в аккаунтах, но и перехватить данные банковских карт, которыми вы расплачиваетесь в Интернете.
  2. Не использовать один пароль «для всего». Иначе велика вероятность, что он будет скомпрометирован. Например, из-за вируса. Но не только: его могут подсмотреть коллеги или случайные прохожие, если вы пользуетесь финансовыми сервисами в общественных местах.
  3. Перейти на одноразовые пароли. Одноразовые пароли надежнее постоянных: один пароль может подтвердить только одну операцию и действует короткое время, поэтому даже перехваченный или подсмотренный, он бесполезен для мошенника. «Яндекс.Деньги» применяют двухфакторную авторизацию: чтобы войти в кошелек, пользователь должен ввести уникальный логин и придуманный им пароль, а подтвердить платеж нужно специальным одноразовым кодом. Одноразовые смс-коды приходят на привязанный к счету номер телефона или создаются в мобильном приложении сервиса (причем для этого не нужен ни Интернет, ни мобильная связь). Каждый пользователь может выбрать наиболее удобный для себя способ.
  4. Использовать нетехнические меры защиты. Например, не следует сообщать никому свои пароли и коды».

Ануш Арутюнян, ведущий юрисконсульт юридической компании «Гаврюшкин и Партнеры»:

Ануш Арутюнян

Ануш Арутюнян

«Если с вашего кошелька сняли деньги, необходимо, во-первых, в срочном порядке обратиться в службу поддержки с просьбой заблокировать счет, а также выяснить, в чем причина утраты денег на счете.

Во-вторых, в случае, если выяснится, что деньги были сняты легально, то есть с введением пароля самого гражданина, а гражданин при этом в действительности никаких операций не совершал, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в полицию. На практике преступников находят редко, что связано с высокой степенью сложности его выявления. Поэтому особо рассчитывать на данный вариант не стоит.

В-третьих, можно обратиться с претензией к компании, которая предоставляет услугу, с требованием возместить убытки, причиненные необеспечением сохранности средств на счете, а впоследствии, в случае отказа в удовлетворении заявленных требований, можно обратиться в суд. Кстати, последний вариант в большей степени поспособствует возврату денег. Даже если утрата обнаружена спустя полгода».

Ирина Трякшина

Ирина Трякшина

Ирина Трякшина, ведущий юрист:

«Владельцев электронных кошельков защищает Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Закон о защите прав потребителей. Однако оба этих закона не решают проблему защиты электронных кошельков от взлома, так как ответственность за пароль (его надежность и сохранность) несет владелец.

Попытаться найти лиц, совершивших подобное преступление, возможно только при активном взаимодействии с полицией и другими пострадавшими. Однако не стоит рассчитывать на быстроту решения данной проблемы, так как мошеннические схемы развиваются в ногу с прогрессом, а выявление цепочки перевода денежных средств требует времени, ведь любая информация при формировании уголовного дела должна приобщаться в письменном виде.

Вероятность вернуть денежные средства очень низка. В этой ситуации гораздо эффективнее дать совет на будущее – не накапливайте на электронных кошельках большие суммы денег. Чаще выводите деньги на банковские карты. Банковские счета лучше защищены по сравнению с электронными кошельками, и при этом у банков имеется больше возможностей проследить "путь" следования денежных средств в случае их исчезновения».

Алексей Мотылев, специалист Центра по защите прав потребителей:

Алексей Мотылев

Алексей Мотылев

«Очевидно, что против читательницы было совершено преступление – деяние, наказание за которое предусмотрено Уголовным кодексом РФ. Ответственность за данное преступление предусмотрено ст. 159.6 УК РФ "Мошенничество в сфере компьютерной информации" и предусматривает, в зависимости от особенностей совершения лишение свободы до 10 лет.

Мошенничеством в сфере компьютерной информации признается хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей.

Таким образом, единственный способ добиться возврата денег – это полицейское расследование данного преступления. Женщина может самостоятельно направить запросы от своего имени в администрацию сервисов и выяснить некоторые технические подробности входа в систему и перечисления денег. Однако заниматься этим должно следствие и, если оно этого не делает, писать официальные запросы руководителю сотрудника МВД, который проводит следственные действия, а также в прокуратуру».

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Гость
    6 июл 2016 в 22:01

    Практика гласит: если деньги уплыли из электронного кошелька, их никто и никогда не вернет.

    Гость
    7 июл 2016 в 09:04

    Я даже на банковской карте больших сумм не держу, не говоря уже про эл.кошельки. Все лишние деньги перекидываю на депозит. Если понадобятся, через банк-онлайн или банкомат закидываю нужную сумму обратно на карту.

    Некто
    12 июл 2016 в 09:22

    Где вы взяли этих комментаторов? Их комментарии это словоблудие и теория. Послушайте практика. Никто и ничто вас не защитит. Не полиция- им висяк не нужен, да и дела эти трудно доказуемые. ни суд. Так что плакали денежки людей, которые доверились этим картам. Банки навязывают владельцам карт кредит. Так называемый Овердрафт. По нему судебная практика уже сложилась. Владельца карты с этим кредитом, даже если возбуждено уголовное дело, суд обязывает выплачивать проценты по похищенным деньгам. В Камышине я столкнулся с тем, что этот кредит банк просто самостоятельно добавляет к карте, а потом начинает списывать проценты за пользование кредитом при несвоевременном возврате денежных средств. Но люди -то кредит не брали и договор не подписывали. Звучит дико, но это так. На запросы приходят из Самары отписки. Большой опыт работы по раскрытию мошенничества дает мне достаточные основание говорить, что в этих схемах обязательно участвует работники банка.