Мы продолжаем серию статей о компаниях, которые строят Уфу. Сегодня, 11 сентября, поговорим о судьбе «Башкиравтодора» — крупнейшего в республике господрядчика, ведущего деятельность в сфере дорожного ремонта. Компания реализует сложные и дорогостоящие проекты в регионе — например, сейчас она ведет реконструкцию Шакшинского моста и участвует в масштабном ремонте улицы Пугачева в Уфе.
Несмотря на рекордные объемы госконтрактов (мало какая частная компания может потягаться с «Башкиравтодором») и поддержку со стороны властей, предприятие в последние годы регулярно показывает убытки, а кредиторы пытаются его обанкротить. Менеджмент тоже меняется как перчатки — в этом материале разбираемся, что к этому привело.
Как всё начиналось
«Башкиравтодор» — старейшее дорожное предприятие в Башкирии, один из крупнейших господрядчиков (по подсчетам UFA1.RU, только за период с 2019 по 2022 год организация заработала на госзаказе 30,2 миллиарда рублей). В состав компании входит более полусотни дорожных ремонтно-строительных управлений (ДРСУ), учебный центр, битумный завод «Ремстройдормаш», выступающий производственной базой.
Согласно информации с официального сайта «Башкиравтодора» и из электронной энциклопедии «Башкортостан», предприятие возникло сперва как самостоятельный орган местного транспорта «Башмест», учрежденный в 1924 году. Тогда ему передали дорожный инвентарь, имущество и кредиты на дорожное строительство от отдела государственных сооружений при Совете народного хозяйства. В этот период работы проводились исключительно вручную наемной рабочей силой.
Как отмечала в своей статье об индустриализации в башкирском дорожном строительстве историк Руфина Гареева, в первые годы советской власти ремонт имеющихся дорог и строительство новых осложнялись полным отсутствием техники, не хватало даже лопат и ломов. Похожая ситуация была и в других регионах, из-за чего была законодательно введена дорожная повинность — это создало огромный источник бесплатной рабочей силы для данной сферы.
— Правда, в основном это был труд неквалифицированных работников, которые могли выполнять простейшие дорожные работы и не были заинтересованы в результатах своего труда, — отмечала Гареева. — Начавшийся процесс индустриализации страны поглотил все трудовые ресурсы. В 1930 году правительством был издан закон о трудгужповинности, который обязывал сельское население отрабатывать на строительстве дорог определенное число трудодней с использованием собственного гужевого транспорта.
Крестьяне со своими лошадьми и волами действительно вышли на строительство районных дорог — по информации с официального сайта «Башкиравтодора», сельское население подключилось к работам в 1936 году, однако на горизонте уже маячила война, затормозившая развитие дорожной сети на десятилетия.
Лишь в 60–70 годах дорожники получили современную технику и должное финансирование. Тогда же, в 1965-м, был учрежден трест «Башдорстрой» — уже полноправный предшественник «Башкиравтодора». В эти годы было построено 370 километров дорог местного значения, 1825 километров капитально отремонтировано.
С 1972 года трест преобразовали в Башкирское производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог, к 1980 году в эксплуатацию ввели 10 асфальтобетонных заводов. Началось строительство дорог с асфальтобетонным покрытием, с завершением реконструкции дороги Уфа — Стерлитамак в республике появилась первая скоростная четырехполосная магистраль.
В 1987 году предприятие получило уже знакомое нам название, став Башкирским проектным ремонтно-строительным объединением «Башкиравтодор». Перед предприятием стояла амбициозная задача до 2000 года завершить соединение райцентров с Уфой дорогами с асфальтобетонным покрытием, а центральные усадьбы колхозов и совхозов с райцентрами — дорогами с твердым покрытием.
Время покажет
В 1997 году была завершена последняя дорога от райцентра до столицы — трасса Кага — Старосубханкулово. В 1999 году «Башкиравтодор» был преобразован в государственное унитарное предприятие. В новое тысячелетие компания вошла во главе с директором Шамилем Аминовым — инженером-строителем, бывшим замминистра сельского хозяйства и продовольствия республики, который курировал сферу строительства (его назначили на пост в 1998 году, следует из распоряжения кабинета министров Башкирии).
Карьерный путь назначенца вполне типичный для многих «красных директоров»: уроженец деревни Ибракаево Стерлибашевского района БАССР, он окончил Уфимский нефтяной институт, начинал как мастер на втором строительном управлении треста «Башнефтезаводстрой», почти все 80-е просидел старшим референтом в отделе сельского хозяйства управделами Совета Министров региона, а после двухлетней командировки в Йеменскую Республику в конце десятилетия вернулся в Башкирию на должность управляющего предприятия «Башсельремстрой», после чего уже возглавил «Башкиравтодор».
На этом посту он проработал аж до 2009 года, успев побывать в кресле депутата Курултая, однако уже годы спустя об этом периоде станут известны довольно сомнительные факты. Так, в середине десятых годов в отношении Аминова будет возбуждено уголовное дело о злоупотреблении полномочиями. Согласно материалам суда, с 2006 по 2010 год гендиректор ГУП «Башкиравтодор» незаконно вывел в подконтрольные ему организации 62 миллиона рублей и дорожную технику стоимостью 2 миллиона рублей — с него взыщут эти деньги, но от уголовного наказания освободят в связи с истечением сроков давности.
Обнаружится, что Аминов за годы работы успел разжиться жилым домом и земельным участком в селе Булгаково под Уфой, овощехранилищем в гаражном кооперативе «Автомобилист», автомобилем Mitsubishi Pajero с госномером Н008ВВ102 — на всё это имущество будет наложен арест. По данным прокуратуры и по материалам суда, уклоняясь от возмещения ущерба, экс-гендиректор «Башкиравтодора» продаст «квартиру в элитном доме» на улице Достоевского в Уфе и другое имущество на сумму около 16 миллионов рублей, из-за чего будет возбуждено еще одно уголовное дело — о неправомерных действиях при банкротстве.
Проклятие директорского кресла в «Башкиравтодоре» будет преследовать и следующих руководителей, которые через одного впоследствии окажутся на скамье подсудимых. Так, пришедший на смену Аминову молодой топ-менеджер Марат Гилимьянов (судя по всему, возглавлявший компанию примерно в 2010–2012 годах) тоже будет обвинен следователями в злоупотреблении полномочиями.
Обвинение, по сведениям «Коммерсанта», предъявят ему в 2012 году, аккурат перед выборами в горсовет Уфы, на которых он выдвинется кандидатом в депутаты. По версии следствия, в мае 2010 года Гилимьянов, будучи директором «Башкиравтодора», якобы отдал подчиненным указание проложить дорогу до собственного коттеджа в деревне Дёма Чишминского района, оплатив работы на сумму около 2,5 миллиона рублей из бюджета организации. Согласно материалам суда, он признает вину, но дело в итоге будет прекращено в связи с «деятельным раскаянием».
Публично же Гилимьянов заявит, что не согласен с обвинениями, и свяжет их со своей предвыборной кампанией. В начале десятых Гилимьянов непродолжительное время будет директором башкирского «короля госзаказа» — компании «Дортрансстрой» олигарха Марата Латыпова (о нем мы рассказывали в отдельной статье), после чего к 2023 году уйдет в тень, выйдя из всех коммерческих организаций. А вот его сын Дмитрий сделает отличную карьеру, став одним из бенефициаров «Дортрансстроя».
Политикой он тоже займется: например, приняв участие в предварительных выборах депутатов Курултая в 2023 году. С помощью базы Российского союза автостраховщиков (РСА) мы смогли выяснить, что Дмитрию Гилимьянову принадлежал автомобиль BMW 320i xDrive 2018 года выпуска. Что касается упомянутой дачи его отца в поселке Дёма Чишминского района — у него действительно такая имелась, следует из архивной выписки Росреестра (сейчас сервис не предоставляет актуальных данных о владельцах недвижимостью в связи с изменениями законодательства).
Новый год — новый директор
После ухода с поста Гилимьянова, как указывал «Коммерсант», в руководстве «Башкиравтодора» возникла кадровая чехарда. С осени 2010 года исполняющим обязанности директора был экс-руководитель МУП «Уфадорстрой» Петр Фролов (в дальнейшем он остался на новом месте работы заместителем директора), затем его сменил Ильдар Мусин, до того бывший главой Караидельского района Башкирии. Согласно официальной биографии, свой новый пост он получил в 2012 году. К этому моменту «Башкиравтодор» уже два года как был акционирован с сохранением 100% собственности республики.
В 2013 году Мусина на посту сменил бывший руководитель управления дорожного хозяйства республики Ринат Абдуллин. Его называли креатурой председателя Госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству республики Ильяса Мунирова. На посту Абдуллин пробыл три года, успев за это время пожаловаться в правоохранительные органы на Фролова и Мусина, которые, по его заявлению, заключили невыгодный для предприятия контракт на поставку битума с компанией «Аквамак-процессинг» бизнесмена Олега Макаренко — еще одного жителя деревни Дёма Чишминского района.
В итоге, писал «Коммерсант», это дело было закрыто. Зато самого Абдуллина незадолго до поданной им жалобы заподозрили в злоупотреблении полномочиями — по версии следствия, менеджер оплатил фактически невыполненные субподрядные работы на объектах Минобороны за 70 миллионов рублей, а также нанял за 13,5 миллиона рублей юридическую компанию для судебных тяжб с вышеупомянутым «Аквамак-процессингом», имея в штате собственных юристов.
В ходе следствия Абдуллина отстранили от должности руководителя «Башкиравтодора». На его место пришел другой человек руководителя Госкомтранса Башкирии Ильяса Мунирова — его заместитель с 2012 года Рим Гилязетдинов. Он непродолжительное время руководил компанией в 2016 году, но очень быстро ушел, так как был назначен главой Госкомтранса республики.
После этого директорами «Башкиравтодора» короткое время проработали замдиректора предприятия Дмитрий Караваев и экс-глава управления дорожного хозяйства Башкирии Фаат Халитов. Наконец в 2017 году должность досталась Артуру Шайнурову — на тот момент владельцу «Башкирской строительной компании», экс-депутату Курултая и полпреду республики при президенте РФ. Он задержится во главе компании до 2018 года, в дальнейшем изберется депутатом уфимского горсовета и покинет компанию.
После ухода из «Башкиравтодора» Шайнуров станет инвестором умирающего судоремонтно-судостроительного завода в столице республики — решит его обновить и частично приспособить под ЖК с яхт-клубом. Также он будет курировать агропарк «Евразия» в Уфе — бывший Затонский рынок, расположенный на проспекте Дружбы.
За годы своей деятельности политик и бизнесмен обзаведется большим богатством — чего стоит только его огромное поместье в поселке Зубово под Уфой. Этот дачный комплекс со спортивной площадкой, коттеджами, огородом, садом с аллеями и лабиринтом из кустарников, ротондой и прогулочными зонами — самый крупный в округе. Общая площадь владений Шайнурова составляет почти два гектара, рядом с ней находится домик его мамы Наили.
После Шайнурова пост директора «Башкиравтодора» получил Андрей Пролипото — уроженец Чишминского района, в котором с 1994 по 2009 год он начинал свою карьеру в компании в качестве дорожного мастера, а потом и начальника участка. После этого он пять лет проработал уже в уфимском ДРСУ «Башкиравтодор», в 2014 году возглавил отдел контроля качества и приемки работ Управления дорожного хозяйства республики, а в 2016 году вернулся на прежнее место, но уже в качестве заместителя гендиректора.
Пролипото назначили руководить предприятием в 2019 году, но уже в 2020 году в топ-менеджменте снова произошли перестановки — исполняющим обязанности руководителя ненадолго снова стал уже знакомый нам Петр Фролов, а потом на пост назначили тогдашнего вице-мэра Уфы, начальника управления транспорта и связи городской администрации Ильдара Юланова. Биография нового топ-менеджера оказалась довольно скудной: учился в Восточной экономико-юридической гуманитарной академии на экономиста, в 2010–2018 годах работал как индивидуальный предприниматель в Москве, где развивал службу такси «Лорд».
По данным «Контур.Фокуса», в начале — середине десятых годов у него были доли в нескольких компаниях, далеких от дорожной сферы — «Азия Холл», управляющая рестораном на Менделеева, 217а, «Плодоовощ» по аренде недвижимости в Уфе и «Рынок» по торговле продуктами в Стерлитамаке. По данным базы РСА, Юланов владеет автомобилем Land Rover Range Rover с «красивым» госномером В555ВВ02, элитным кроссовером Porsche Macan с московским регионом в номере, ранее ему принадлежали автомобили «УАЗ-Хантер», Hyundai Santa Fe, Ford Mondeo.
Печальный итог
Таким образом, с 2010 года руководство «Башкиравтодором» переходило из рук в руки 11 раз. Судя по финансовым показателям предприятия, такие перемены положительным образом на нем не сказались. Компания в долгах как в шелках и едва успевает по ним рассчитываться прежде, чем попасть под банкротство.
По данным «Контур.Фокуса», за последние 12 месяцев компания проиграла 81 арбитражное дело с общими требованиями на 221 миллион рублей, с начала 2023 года о намерении ее банкротить заявляли как минимум пять кредиторов (и столько же — в прошлом году). По итогам 2022 года «Башкиравтодор» показал 29,1 миллиона рублей чистой прибыли при выручке в 11,2 миллиарда рублей — и это для предприятия еще сравнительно неплохой результат.
Если в период с 2006 по 2011 год прибыль предприятия составляла 125,5–226,5 миллиона рублей в месяц, то дальше показатели сильно упали, а нередко и вовсе ушли в отрицательные значения. Так, в 2012 году компания еще отчитывалась о прибыли в 65,93 миллиона рублей, а уже в 2013 году она составила 522 тысячи рублей. В 2014 году прибыль предприятия составляла 25,6 миллиона рублей, в 2015 году — 11,54 миллиона, в 2016 году — 23,57 миллиона, а в 2017 году «Башкиравтодор» резко провалился, отчитавшись об убытках в 996,62 миллиона рублей.
В 2018 году компания получила прибыль в 23,5 миллиона, а в 2019 году снова ушла в минус на 578,49 миллиона, прибыль в 28,8 миллиона рублей в 2020 году оттенил убыток в 1,4 миллиарда в 2021 году. Финансовые показатели у «Башкиравтодора» такие же плачевные, как и другой скандальной госкомпании — «Башавтотранс», о которой мы рассказывали в отдельной статье. А ведь на плечах у госкомпании по дорожному строительству — крупные проекты вроде строительства завода для белорусской машиностроительной компании «Амкодор», реконструкции улиц 8 Марта, Комсомольской, Пугачева в Уфе и другие.
В конце лета 2023 года представители «Башкиравтодора» сообщили корреспондентам издания «РБК», что убытки компании в первом полугодии 2023 года составили 191 миллион рублей — это в два раза меньше, чем в прошлом году, но это всё еще большая сумма. На предприятии также объяснили наличие кредиторской задолженности перед контрагентами «особенностями финансирования государственных и муниципальных заказов» — мол, обычно исполнителям таких контрактов аванс не выплачивается. В «Башкиравтодоре» добавили, что продолжают исполнять взятые на себя обязательства, а еще сообщили, что направили в правительство заявку о докапитализации акционерного общества.
Благо, алгоритм разработан — еще в 2022 году глава Башкирии Радий Хабиров подписал распоряжение, разрешающее допэмиссию и последующую реализацию акций компании для увеличения его уставного капитала, тогда же премьер-министр республики Андрей Назаров утвердил порядок предоставления «Башкиравтодору» субсидий из республиканского бюджета. Объем эмиссии ценных бумаг и размер субсидий в документах указан не был.
Ситуация, сложившаяся с крупнейшей дорожной госкомпанией республики, наводит на мысли о неэффективности государственного управления предприятием — причем, кажется, не только нас. Ведь еще в 2018 году Радий Хабиров, тогда временно исполняющий обязанности главы Башкирии, подписал распоряжение, согласно которому республика может уменьшить долю участия в АО «Башкиравтодор» при сохранении контрольного пакета.
Экономист Рустем Шайахметов, комментируя финансовое положение АО «Башкиравтодор», заключил, что оно «хуже, чем у большинства сопоставимых по масштабу деятельности российских организаций в сфере эксплуатации дорог и дорожного строительства».
— Компания долгое время балансирует на грани банкротства. Согласно бухгалтерской отчетности, в 2021 году при выручке 9,8 миллиарда рублей, чистый убыток составил 1,4 миллиарда рублей. Каждые 100 рублей дохода генерировали 14 рублей убытка, — отметил он. — В 2022 году ситуация улучшилась — при выручке 11,2 миллиарда рублей, чистая прибыль составила 29 миллионов рублей. При этом кредиторская задолженность составила 8,7 миллиарда рублей.
Эксперт отмечает, что руководство республики «за счет налогоплательщиков активно помогает предприятию».
— Согласно распоряжениям, подписанным в конце прошлого года главой республики Радием Хабировым, для улучшения финансового состояния АО «Башкиравтодор» была произведена докапитализация компании, в рамках которой ей было переданы 100% акций АО «Стерлитамакские железные дороги», которые были тут же проданы АО «Башкиравтодор» за 398 миллионов рублей, — привел пример он. — Вместо того чтобы самой республике продать ликвидный актив и получить в дефицитный бюджет дополнительные 398 миллионов рублей, он был передан государственной компании, находящейся в предбанкротном состоянии.
По мнению Шайахметова, большинство финансовых проблем компании связаны с исполнением муниципальных и государственных контрактов.
— Так как компания изначально подает заявки с заниженной стоимостью работ, что позволяет ей выигрывать на торгах, доходность выполняемых работ не позволяет выйти на прибыль, — сказал он. — Кроме того, существует проблемы с качеством. В частности, одним из вопиющих фактов является случай, произошедший в прошлом году. Автодорога Бирск — Тастуба — Сатка после многолетней реконструкции покрылась гигантскими трещинами, в которые мог поместиться человек.
Читайте наши статьи о том, кто стоит за самым успешным частным господрядчиком Башкирии «Дортрансстрой», как никому не известная фирма из Тюмени сделала миллиарды при строительстве парков в Уфе и при чем тут Каринэ Хабирова. Также мы сделали интерактивную карту застройки башкирской столицы и рассказали, кто возводит новые ЖК в городе в 2023 году.