СЕЙЧАС +7°С

Банкиры играют по новым правилам

Современный рынок диктует свои правила игры для всех его участников. Сегодня банки повсеместно поняли необходимость внедрения новых стандартов качества их работы. Такое встречное движение на себе ощущают и клиенты кредитных организаций...

Поделиться

Поделиться

Современный рынок диктует свои правила игры для всех его участников. Сегодня банки повсеместно поняли необходимость внедрения новых стандартов качества их работы. Такое встречное движение на себе ощущают и клиенты кредитных организаций.

К сожалению, проблема повышения качества – вопрос не одного дня. Сегодня, 22 марта, в Уфе проходит ставшая традиционной восьмая научно-практическая конференция «Банки. Процессы. Стандарты. Качество». Форум, организатором которого выступают Ассоциация российских банков и Ассоциация кредитных организаций РБ, является основной площадкой для обсуждения стандартов качества банковской деятельности.

Как отмечают участники форума, результаты этой работы уже есть, но есть и целый ряд вопросов, требующих проработки. Всего за восемь лет разработано 17 стандартов банковской деятельности. «Считаю, что большая часть проблем могла бы быть решена, если бы эти стандарты работали повсеместно», – высказал свое мнение заместитель председателя Центрального банка РФ Михаил Сухов.

«Сейчас тот период, когда к решению вопросов качества подключились и Государственная дума, министерства и ведомства, разрабатывается ряд законопроектов, – отметил Михаил Сухов. – Но я считаю, что бы ни сделал законодатель в этой сфере, она все равно никогда не будет в полной мере полностью урегулирована. Поэтому банковские ассоциации всегда будут иметь поле для самостоятельной деятельности».

Однако создание этих документов – лишь часть работы по повышению качества в банковской сфере. «Стандарты – очень емкое понятие, – уточняет президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. – Это ежедневная работа над качеством».

Говоря о том, что сделано за последние годы, Гарегин Тосунян напомнил о создании института омбудсмена, бюро кредитной истории, о работе по ряду законопроектов и по раскрытию банками полной стоимости кредитов. «Уже одно то, что мы на уровне ментальности закладываем умение защищать свои права, – очень существенное продвижение вперед», – сказал он.

Что же нужно, чтобы стандарты стали более востребованными? По мнению председателя Национального банка РБ Рустэма Марданова, во-первых, надо повышать качество самих стандартов, во-вторых, организовать тесное взаимодействие ассоциации и регулятора, в-третьих, улучшать сам процесс разработки стандартов, так как сейчас это во многом происходит на общественных началах. «Еще не все участники вовлечены в этот процесс», – констатирует глава Нацбанка РБ. Тем не менее, по его словам, кредитные организации республики большей частью участвуют во внедрении этих стандартов.

Кстати, как отметили участники форума, банковский сектор растет более высокими темпами, чем экономика в целом, и находится в том состоянии, когда необходимы действия, учитывающие интересы заемщиков. «Если мы хотим другие темпы роста, то должны существенным образом пересмотреть свой взгляд на кредитование и больше бояться того, что стагнация может привести к упадку экономики», – отмечает Михаил Сухов.

Потребительское кредитование – одна из тем, поднимаемых на конференции. По словам Гарегина Тосуняна, этот сегмент на сегодняшний день преодолел спад 2009-го и за последние два года показывал существенный рост. Тем не менее, по его мнению, сдерживающим фактором являются многие обстоятельства, как с точки зрения банков, так и с точки зрения потребителей банковских услуг. «Мы (АРБ. – Прим. автора) в ряде позиций согласились с тем, что комиссионные расходы за открытие и обслуживание ссудного счета вполне можно во многих случаях отразить в процентной ставке, а не дифференцировать, – сказал он. – Идет очень серьезный процесс понимания того, что нужно цивилизовать этот процесс, нужно слушать потребителя, нужно идти на уступки, но при этом не надо впадать в крайности».

«Вместе с Минфином и Центробанком мы над проектом серьезно поработали, – сказал Гарегин Тосунян о законе о потребительском кредитовании. – Другое дело – в каком виде он будет принят».

«Такой закон по большому счету даже не нужен, – высказал свою позицию председатель совета директоров ООО КБ «Алтайэнергобанк» Сергей Востриков. – Потому что мы все требования и так выполняем». По мнению банкира, если банк настроен на долгосрочные отношения с клиентом, он и без закона будет более открытым для заемщика.

Отметим, что конференция собрала порядка 200 участников, из них только половина – банкиры. За два дня участники планируют обсудить широкий круг вопросов повышения качества уже существующих стандартов и внедрения их в банковские процессы.

Процесс совершенствования качества банковской деятельности в России находится лишь в самом начале, констатируют участники процесса, а отставание от зарубежных стандартов довольно ощутимо. «Если говорить о текущей ситуации, то весь мир перешел на следующий шаг, когда эти стандарты стали персональными, то есть клиент – главная ценность, – говорит Сергей Востриков. – Безусловно, кредитование происходит по стандартам. Но дальше нужен человеческий сервис и банк с человеческим лицом – это следующий шаг стандартизации».

Фото: Фото пресс-службы Национального банка РБ

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter