Бизнес Вернуть свои деньги на карту

Вернуть свои деньги на карту

В Уфе участились случаи мошеннического списания денег с дебетовых карт клиентов. Более 20 обращений за 1,5 месяца, сообщил директор офиса финансового омбудсмена в Башкирии Валерий Шарипов...

В Уфе участились случаи мошеннического списания денег с дебетовых карт клиентов. Более 20 обращений за 1,5 месяца, сообщил директор офиса финансового омбудсмена в Башкирии Валерий Шарипов.

А проблема заключается в том, что банки, как правило, отказываются возвращать списанные суммы, ссылаясь не невнимательность, неосмотрительность клиента. «Есть случай, когда клиенту сообщили, он был не предусмотрителен, пин-код мог знать родственник», – отмечает омбудсмен.

В настоящее время до звонка клиента в банк и заявления о блокировке карты ответственность за все операции по ней лежит на клиенте. Оспорить операции, которые были проведены при наборе правильного пин-кода, практически невозможно, уверяют эксперты.

«Теоретически клиент может обратиться в суд с требованием к банку возместить убытки. Но в том случае, если списание денежных средств произошло до уведомления банка о краже, банк ответственности не несет, шансы на удовлетворение такого иска клиента равны нулю. Если будет доказан состав преступления, то возместить убытки должно лицо, признанное виновным в совершении этого преступления», – говорит старший юрист компании «Мегаполис лигал» Елена Турецкова.

Подобные случаи мошенничества зачастую происходят в жаркий период отпусков – как это было с уфимцами, они недосчитались средств в мае, в июне и в июле. К примеру, в июне семь клиентов одного из уфимских банков лишились средств в течение трех дней. По словам Валерия Шарипова, для того, чтобы вовремя обратиться в банк, нужно найти договор, в итоге процедура обращения в банк может затянуться до двух дней, а если человек и вовсе находится в другой стране, а в это время пришло SMS о списании? Кроме того, мошенники активизируются и в новогодние праздники.

В основном, во всех случаях, которые послужили поводом обращения к финансовому примирителю, происходило снятие относительно небольших сумм по зарплатным картам. «Есть подозрения, что в некоторых инцидентах были задействованы операционисты и службы безопасности банка», – говорит Валерий Шарипов.

Тем временем, эксперты констатируют: в России стремительными темпами растут потери от мошенничества с банковскими картами. За первое полугодие 2011 года рост составил около 70%. При этом рост потерь по банковским картам идет по всему миру, но таких темпов, похоже, нет ни в одной стране. Общие мировые потери за прошлый год оцениваются в семь миллиардов долларов. Из них 5% карточная индустрия потеряла в банкоматной сети и 95% – в торговой. Больше всего мошеннических транзакций (45%) идет в Интернете. На сегодняшний день это бич платежных систем во всем мире.

Второй бич – скимминг. Число установок на банкомат скимминговых устройств уже три года держится примерно на одном уровне. По словам начальника управления взаимодействия с платежными системами Альфа-Банка Алексея Голенищева, рост всех карточных преступлений связан увеличением количества самих карт. «Все больше банковских продуктов банки стали привязывать к пластиковым картам. Вместе с этим более сильно развились и каналы обслуживания пластиковых карт, от простых торговых точек до сети Интернет. Очень выросла электронная коммерция. Это и влечет за собой рост мошеннических атак, которых будет больше», – отмечает Алексей Голенищев.

Напомним, сегодня омбудсмен рассматривает споры до 300 тысяч рублей. Но в его адвокатской практике были случаи обращения клиентов, когда с карт исчезали свыше 300 тысяч рублей. К примеру, во время поездки за рубеж. «Сначала это происходит так – снимают два доллара, потом три, а далее 3000 долларов», – констатирует омбудсмен.

Банковские специалисты уверены, что для сохранности своих «пластиковых» сбережений гражданам следует всего лишь соблюдать простые правила. Например, хранить карту и пин-код отдельно, в не доступном для других месте. Операции по карте проводить так, чтобы никто не смог увидеть набираемый пароль. Не передавать третьим лицам ни по телефону, ни через Интернет, ни каким-либо другим способом данные о карте. Во избежание скримминга стараться пользоваться банкоматами, выставленными в людных местах или в отделениях банка.

Конечно, сегодня можно констатировать низкую финансовую грамотность населения, но меры предосторожности, в свою очередь, должен принимать и банк, уверен Валерий Шарипов. К примеру, в других странах устанавливается некий «предел» покупок. Так, если вы купили телевизор и рассчитались по карте, второй раз в этом же магазине вы сразу не сможете проплатить следующую покупку.

Проблему же возмещения денег клиентам могла бы решить система страхования. Однако банки, как правило, не страхуют подобные риски, констатирует финансовый омбудсмен. Страхование эмитентов, по мнению заместителя начальника Департамента страхования имущества и ответственности ОСАО «Россия» Екатерины Серегиной, – довольно редкий на практике вид страхования, так как расходы ложатся на банк, и, к тому же, это страхование финансового риска, что означает, что затраты на него относятся на прибыль. «Как правило, такое покрытие приобретают только крупные банки», – отмечает эксперт.

На сегодняшний день Валерий Шарипов констатирует как положительный опыт рассмотрения обращений клиентов по возмещению средств, так и отрицательный. Единственное, когда омбудсмен уже не может вмешиваться в ситуацию, когда идет судебное разбирательство по конкретному делу.

Отметим, что все эти вопросы финансовый примиритель также намерен поднять на конференции по финансовой грамотности, которая будет проходить в Уфе на следующей неделе.

Фото: Фото с сайта Кredytoblog.pl
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем