3 декабря пятница
СЕЙЧАС +0°С

Игрушкам здесь не место

Это уже не игрушки и даже не хобби. Хотя, казалось бы, как еще можно назвать увлечение автомоделированием? Между тем это настоящий спорт – с соревнованиями самого различного уровня, победами и поражениями, кубками и медалями. Но обо всем по порядку...

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Это уже не игрушки и даже не хобби. Хотя, казалось бы, как еще можно назвать увлечение автомоделированием? Между тем это настоящий спорт – с соревнованиями самого различного уровня, победами и поражениями, кубками и медалями. Но обо всем по порядку.

Автомодельные виды спорта делятся на три основные дисциплины: кордовые, радиоуправляемые и трассовые. Случилось так, что именно трассовый автомоделизм получил самое широкое распространение в Уфе, разумеется, со спортивной точки зрения.

Что характерно, одного лишь умения виртуозно обращаться с пультом управления гонщику недостаточно. Результат, который показывает модель (и, разумеется, сам спортсмен) на соревнованиях, целиком и полностью зависит от того, насколько профессионально и качественно она выполнена. Именно так, создание трассовой машинки – почетная обязанность самого спортсмена. И кроме ловкости рук ему необходимо иметь хорошие познания в электротехнике, аэродинамике и прочих узкоспециальных областях физики.

Одна из уфимских студий, где постигают тонкости автомодельного мастерства, находится на улице Бакалинской. «Объединение трассового автомоделизма», работающее при Станции юных техников Советского района Уфы, уже не первый десяток лет принимает ребят в возрасте от 10 до 18 лет. И даже после достижения совершеннолетия многие воспитанники объединения не оставляют полюбившийся спорт. Яркий пример: предприниматель Павел Усов, который предоставил помещение автомоделистам, до сих пор принимает участие в соревнованиях и даже недавно в очередной раз защитил титул чемпиона России. Проводят занятия опытнейшие тренеры, не один десяток лет отдавшие созданию моделей и подготовке будущих чемпионов.

На базе объединения построен гоночный трек длиной 38 метров. Больше – 50 метров – в Уфе существует только в Клубе юных техников «Умелец» в Инорсе. Трек оборудован в полном соответствии с регламентом этого вида спорта: несколько дорожек, разметка, специальное покрытие, телеметрия и так далее. Вполне подойдет даже для проведения чемпионата Европы. При этом занятия в студии бесплатные. Воспитанникам Станции юных техников Советского района (а их около 80 человек) приходится лишь вкладываться в создание самих моделей.

Автомоделизм в Уфе существует еще с 80-х годов. До 2004 года Объединение занимало помещения в Доме детского творчества на перекрестке улиц Зорге и 50-летия СССР. Там же находился гоночный трек, на котором в свое время даже проходил чемпионат Советского Союза. Уфимцы, кстати, тогда показали неплохие результаты. Однако с приходом нового собственника автомоделистам пришлось искать новый приют: сменившийся владелец предпочел сдать в аренду освободившиеся квадратные метры. Так Объединение трассового автомоделизма переехало на Бакалинскую, 64, где и находится до сих пор.

Слово «машинки», кстати, здесь не жалуют. Видимо, потому, что машинками называют игрушки, а над этими болидами трудились не один день с паяльником, отверткой и пособиями по электротехнике. Без корпуса модели не представляют собой ничего особенного: кусок текстолита, на котором располагаются оси, моторчик, контроллер и несколько проводов. Кузов, сделанный из мягкого пластика, служит как для придания модели «гоночного» вида, так и для повышения аэродинамических характеристик. Отдельная песня – колеса, сделанные из особой резины. В перерывах между соревнованиями их хранят в специальных баночках, иначе резина высыхает. Еще один минус заключается в том, что одного комплекта хватает ровно на одну гонку. Стоят они в среднем от 70 до 200 рублей.

Расходы на создание одной модели начинаются примерно с тысячи рублей. Непосвященному в тонкости автомоделизма человеку может показаться, что в конструкции нет ничего, что могло бы стоить столько денег, но мотор, электронный контроллер, корпус и расходные материалы в итоге и составляют искомую сумму. Как вариант можно приобрести готовый комплект, но первые модели воспитанники студии делают своими руками, параллельно осваивая навыки работы с паяльником и прочие необходимые в жизни каждого мужчины умения.

Все модели условно делятся на четыре класса, в зависимости от мощности и масштаба – 1/32 или 1/24. Наиболее мощный двигатель в «спортивном» классе способен достигать 120 тысяч оборотов в минуту, а сама модель может разогнаться до 90 км/ч на прямой. Неплохая скорость для машинки, способной уместиться на ладони. На 38-метровой трассе, со всеми виражами и поворотами, модель проходит полный круг меньше, чем за три секунды. Правда, по словам тренера Сергея Алексеева, один двигатель для нее стоит порядка 250 евро, и по всей стране таких экземпляров наберется от силы полтора десятка.

Вообще, приобретение деталей для трассовых моделей – отдельная песня. Они не продаются ни в Уфе, ни в других городах страны. Весь спорт держится на нескольких энтузиастах, которые заказывают комплектующие из других стран: во многом благодаря им российские гонщики прочно держатся в середине мирового рейтинга. Другая проблема заключается в средствах, которые необходимы для участия в крупных соревнованиях: Уфа неоднократно принимала у себя чемпионаты всероссийского уровня, но для поездок на европейские и мировые состязания нужны немалые деньги. К тому же на мировом уровне в трассовом автомоделизме нет понятия «командный зачет», соответственно, за присутствие отдельно взятого спортсмена на таких чемпионатах вынужден платить он сам.

Как уже отмечалось, условия уфимских треков и опыт местных тренеров вполне позволяют провести европейские состязания на своей территории. Но срабатывает миф о «пьяных медведях с балалайками на Красной площади»: ехать в далекую Россию иностранцы не хотят.

Чем интересен этот спорт? Во-первых, возможностью собственными руками создать «бойца». Это можно сравнить, скажем, с прохождением компьютерной ролевой игры: персонаж развивается, получает дополнительные навыки, а сам игрок учится чувствовать свое виртуальное «альтер эго». Так и здесь: прежде чем модель выйдет на старт, необходимо ее полностью подготовить, проверить все детали, отрегулировать чувствительность пульта и собраться с мыслями.

По словам тренеров, спортсмены «созревают» к 16-17 годам: к этому возрасту ученики уже имеют достаточно глубокие знания физики, да и психологически уже вырастают. Немалое значение имеют и концентрация, быстрота реакции, выверенность движений и многое другое, что в итоге и приводит к победам. Хотя для любого правила есть исключения: нынешнему чемпиону нет еще и 14 лет.

Как уже отмечалось, в Уфе сейчас действуют два клуба трассового автомоделизма – КЮТ «Умелец» и секция при Станции юных техников Советского района. Кстати, возглавляющий «Умелец» Карим Сарьяров по совместительству является председателем Федерации трассового автомоделизма России, что еще раз подтверждает высокий уровень уфимских спортсменов.

Оба клуба работают уже не один десяток лет и за это время стали опытнейшими соперниками: городские соревнования проводятся ежемесячно, и побеждают в них то одни то другие. К тому же за долгие годы все тонкости своих и сопернических трасс спортсмены изучили вдоль и поперек.

Между тем за последний год коллекция наград в объединении пополнилась еще несколькими кубками: кроме локальных соревнований автомоделисты в этом сезоне сумели выиграть и всероссийский чемпионат. Пока же в помещениях клубов воцарилась тишина: занятия возобновятся лишь осенью.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Уфе? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...