Восточный выезд — один из самых амбициозных городских проектов Уфы, реализацией которого занимаются уже не первое десятилетие. Нынешнему главе Башкирии Радию Хабирову он достался в наследство от его предшественника Рустэма Хамитова, а тот, в свою очередь, принял эстафету от первого президента республики Муртазы Рахимова. В грандиозную стройку вливаются миллиарды, ради нее готовы сносить целые районы — а всё ради удобной меридиональной дороги, пересекающей центр столицы с запада на восток. Последние новости о ходе работ не слишком радостные, но процесс, кажется, всё-таки идет. В этой статье UFA1.RU рассказывает, кто и когда придумал проект Восточного выезда, почему он столько раз буксовал и когда наконец его воплотят в жизнь.
Денежная дыра
Стройка началась еще в 1992 году, когда советом министров республики было подписано постановление «О строительстве автотранспортного тоннеля через реку Уфа в створе улицы Галле». Этот тоннель протяженностью почти 1,25 километра должен был соединить трассы М-7 и М-5, открыв возможность для создания нового выезда из Уфы в ее восточной части. Он выходил бы в Зауфимье — район, который до тех пор оставался практически неосвоенным.
Помимо самого тоннеля, необходимо было также создать к нему подъезд и построить дорогу от выхода до трассы М-5. Для решения первой задачи предполагалось продлить улицу Галле так, чтобы она пересекала центральную часть города с запада на восток. В окончательном виде все эти действия создали бы так называемый Восточный выезд — аналог не слишком удобного Южного обхода Уфы. Но с проектом практически сразу начались проблемы.
Так, по словам жительницы дома на улице Мурманской (она находится в частном секторе, который попадает в зону строительства продолжения Галле), слухи о дороге ходили аж с 1976 года. Власти то забывали, то вновь возвращались к идее продлевать улицу Галле. Местные жители к этому привыкли и в какой-то момент перестали воспринимать такие планы всерьез. Люди жили в этом районе десятилетиями и не слишком горели желанием переезжать.
До какого-то момента их спокойствие не нарушалось. В 2004 году грандиозный проект забуксовал в первый раз: как рассказывал Глеб Птицын, представитель ФГУП «Управление строительства № 30», которое вело работы по прокладке тоннеля, активность тогда была приостановлена из-за дефицита финансирования. В дальнейшем стройку пытались реанимировать, но она вновь заглохла к 2010 году. Как писал «Коммерсант», на 2008 год инвестиции в завершение прокладки тоннеля оценивались в 9,7 миллиарда рублей, а на строительство всей меридиональной дороги — аж в 40 миллиардов. Властям срочно нужен был инвестор — на его роль рассматривали десятки иностранных компаний, однако они вкладываться не спешили.
К 2017-му после разработки проектов и оценки предстоящих расходов работы над объектом взяла на себя «Башкирская концессионная компания» (БКК), основными участниками которой стали компании группы ВТБ. Стоимость строительства тогда оценили примерно в 29 миллиардов рублей. В рамках государственно-частного партнерства инвестор взял на себя часть обязательств по финансированию стройки. Сам по себе объект изначально не предполагал окупаемости, на что указывали многие опрошенные прессой эксперты — вероятно, в связи с этим и было принято решение сделать будущую трассу платной.
Спустя месяц после заключения соглашения между властями Башкирии и БКК 49% в капитале последней приобрел турецкий инвестхолдинг Limak Group. Инвесторы заключили соглашение о совместном проектировании и строительстве транспортного коридора между М-5 и М-7. Концессионер оценил длительность предстоящей стройки примерно в четыре года. В дальнейшем объемы финансовых вливаний в строительство тоннеля многократно увеличивались, к финансированию проекта подключились банк БРИКС, федеральный Минтранс.
Пробили дно
В 2020 году, когда вспыхнула пандемия коронавируса, часть рабочих ушла на самоизоляцию, однако глава Башкирии Радий Хабиров объявил, что работы будут продолжены и тоннель пробьют до конца года. Планируемые сроки завершения строительства на тот момент уже были сдвинуты на 2024 год. Тем не менее проект Восточного выезда, судя по всему, вошел в наиболее активную фазу. Именно в этот период мэрия решила начать изымать под стройку дороги участки в СНТ «Ягодка» и некоторых других товариществах, расположенных на правом берегу Уфы. Местные жители были этому не рады. Согласно постановлению мэрии, власти решили изъять 55 садовых участков в этой местности.
В 2021 году вновь начались разговоры о продолжении улицы Галле. На этот раз слухами не ограничились — власти начали изымать участки и жилплощадь, под снос решили отдать аж 89 домов. Местные жители в ряде случаев так просто отказываться от своих гнездышек не захотели: это привело к тому, что к апрелю 2022 года десятки собственников отправились решать вопрос с мэрией в суде. И это при том, что на тот момент половина «счастливчиков», попавших в зону строительства, еще даже не получили уведомлений от администрации.
Дела у строителей тоннеля тоже пошли не слишком гладко. Всё в том же апреле Ростехнадзор выявил 23 нарушения обязательных требований в работе Limak Group, а точнее относящейся к группе компании «Лимакмаращавтодороги», занимающейся строительством Восточного выезда. У компании, по информации ведомства, отсутствовали некоторые необходимые для работы с опасными объектами лицензии, также ею не были предоставлены схемы движения по территории, на стройплощадке не хватало средств индивидуальной защиты и противопожарного инвентаря, также были и другие нарушения.
В мае на Лесном проезде провалился грунт. В Минтрансе Башкирии поспешили заверить, что это не связано с работами по строительству тоннеля, которые ведут поблизости. Власти сообщили, что грунт провалился из-за того, что в старой штольне, установленной тут еще в девяностых, треснула балка. Директор Уфимского института геологии Сергей Ковалев признал, что теоретически провал грунта мог и не быть непосредственно связан со стройкой, однако удивился категоричному отрицанию властей связи между подземными работами и инцидентом. Эксперт напомнил, что под Уфой находится множество карстовых пустот, на которые не может не влиять масштабная стройка.
Читайте также нашу статью о том, кто застраивает Забелье — перспективный район на западе башкирской столицы. Этот перспективный проект наравне с Восточным выездом много лет не могут воплотить в жизнь.