Скандалы в транспортной сфере Уфы не стихают до сих пор. Введение карты «Алга» стало одним из шагов начатой в 2018 году главой Башкирии транспортной реформы. Только большинство частных перевозчиков и самих жителей республики оказались не в восторге от появления на транспортном рынке карты. «Алга» породила немало скандалов между пассажирами и водителями. Частники до последнего отказывались принимать ее.
Перевозчики заявляют, что не видят прибыли и теряют в деньгах из-за того, что пассажиры расплачиваются картой «Алга». Теперь они и вовсе грозятся поднять стоимость проезда. Мы поговорили с частниками и выяснили, почему возникают проблемы и конфликты из-за транспортной карты. Подробнее — в материале UFA1.RU сегодня, 4 октября.
С чего всё началось
Идея транспортной реформы возникла в 2018 году, когда на пост главы республики пришел Радий Хабиров. А единую транспортную карту «Алга» стали внедрять через год. Стоимость карты с нулевым балансом — 50 рублей. В автобусе ее достаточно приложить к терминалу оплаты.
Разработчиком «Алги» является компания «Башкирский регистр социальных карт» (БРСК), представители заявляют, что ездить с ней в общественном транспорте гораздо выгоднее. Так, прокатиться на автобусе «Башавтотранса» за наличку стоит 29 рублей. А с «Алгой» поездка обойдется всего в 23 рубля.
Всем перевозчикам пришлось перейти на единую оплату, но сделали они это без особого удовольствия. Тогда Радий Хабиров пообещал, что за пользование картой главный перевозчик республики «Башавтотранс» будет давать скидку.
— Переход на транспортную карту — не мой каприз. Так живет весь мир. Мы переведем всех перевозчиков на транспортную карту независимо от того, что некоторые из них хотят дальше нарушать закон и не платить налоги, — говорил тогда глава региона.
Нововведение позволило вывести частников из тени, поскольку те стали показывать свои доходы. В качестве примера возьмем перевозчика «Арбат+», который, согласно открытым данным, владеет 247 автобусами. По данным «Контур.Фокуса», за 2018 год выручка компании составила 2,6 миллиона рублей, за 2019 год — 8,3 миллиона рублей, за 2020 год — 22,1 миллиона рублей. Отметим, что доходы стали расти в 2–4 раза, несмотря на то что в 2020 году была пандемия.
Как обещают чиновники, при помощи карты «Алга» можно ездить с пересадками на общественном транспорте в течение часа, заплатив только один раз. Всё благодаря акции «Счастливый час», однако многие уфимцы до сих пор жалуются, что не всегда могут воспользоваться щедрым предложением. Не так давно в редакцию UFA1.RU повалился шквал жалоб горожан на работу карты «Алга». По словам уфимцев, в один из дней акция «Счастливый час» перестала работать из-за временного сбоя.
А между водителями и пассажирами не раз назревали конфликты из-за «Алги». Частники отказывались принимать карту. Доходило до того, что перевозчики материли уфимцев. Некоторые люди и вовсе призывали бойкотировать карту «Алга».
Недовольны картой и перевозчики. Так, водители одной из популярных в Затоне маршруток № 248 в один из дней просто не вышли на работу. По их словам, они не увидели ни копейки с тех денег, которыми пассажиры с помощью карты расплачивались за проезд.
Невыгодные условия и недостача
Спустя два года после появления карты «Алга», как заявляют частники, проблемы не исчезли. Перевозчики по-прежнему недоумевают, почему они должны использовать «Алгу». По их словам, карту им попросту навязали.
— На каком основании внедряют карту «Алга»? — задается вопросом руководитель Ассоциации перевозчиков Наталья Тептерева. — Должны быть проведены конкурсные процедуры. У нас ведь очень много операторов: «Корона», «Тройка». Они тоже могли зайти в республику. Должно быть возмещение, но в данном случае коммерсанты взяли на себя нагрузку, согласившись работать с «Алгой». Но у нас нет документа, который предусматривает обязанность перевозчиков использовать эту карту.
Частники заявляют, что условия, которые предлагает компания БРСК («Башкирский регистр социальных карт». — Прим. ред.), выпускающая карту «Алга», им не выгодны.
— К нам обращалось много операторов, которые хотели работать с нами. Почему мы обязаны работать на условиях карты «Алга»? К примеру, оператор «Тройка» предлагает более комфортные и выгодные условия, — считает Наталья Тептерева.
Частники утверждают, что, используя карту «Алга», они теряют прибыль. Всё дело в том, что комиссия для перевозчиков составляет 4,5% по карте, в то время как за наличный расчет взимается лишь 2%.
— От каждых 30 рублей БРСК забирает комиссию 4,5%. Почему перевозчики должны работать с БРСК, если оператор «Тройка» предлагает взимать за безналичный расчет 3%, за наличку — 1,5%, за транспортную карту — 2,5%, — заявляет Наталья Тептерева.
Как обстоят дела в других регионах
Мы решили сравнить ситуацию с общественным транспортом в Башкирии с другими регионами и выяснить, так ли критичен размер комиссии по транспортной карте для перевозчиков. Для этого мы опросили экспертов.
Транспортный эксперт Олег Арефьев, который живет в Санкт-Петербурге, в разговоре с UFA1.RU сообщил, что в Башкирии действительно самая большая комиссия для перевозчиков при оплате транспортной картой:
— В других городах тоже есть определенные жалобы, но они не такие массовые. Задержка денег от операторов — неуникальная ситуация. Она была в других городах, в Питере один крупный перевозчик перестал принимать транспортные карты. Шум был на весь город. В других городах операторы также взимают комиссию при оплате транспортной картой. Я знаю системы в других городах, где комиссии 2,8; 3,2; 3,5%. В Питере комиссия 1,2% за безналичный расчет, а за наличку вообще ее нет. И транспортные карты там никто не обязывает принимать. 4,5% в Башкирии — это большая комиссия, но терминалы для считывания карт перевозчикам выдают бесплатно. В этот процент заложены амортизация и выкуп этих терминалов. Поэтому это не те деньги, из-за которых нужно воевать, — сказал он.
Арефьев добавил, что в системе оплаты проезда есть провалы, но выход у перевозчиков есть.
— У нас этот вопрос так сильно перевернут в подходе своем, что он уникален. Согласно закону, обязать принимать карты очень сложно, законом не регулируется их принятие. Принятие банковских карт регулируется законом о защите прав потребителей. У нас просто перевозчиков собирают и говорят: «Не будете принимать карты — мы вас с маршрутов выкинем». Каждый перевозчик мог при желании построить свою систему оплаты, в том числе принимать безналичный платеж. Частники могут взять в любом банке терминал, где у них открыт счет. Это не проблема. Но некоторые перевозчики боятся, если они завтра откажутся принимать безналичную оплату, на них сразу собак всех спустят, — отметил эксперт.
Директор «Объединения автопассажирских перевозок» Татьяна Ракулова рассказала UFA1.RU, что жалобы от частников, подобные Уфе, поступают и по всей России:
— К сожалению, такая проблема существует. В Тамбовской области та же самая история: всех перевозчиков обязали получать деньги через навязанного им оператора, но у них [комиссия] — 7,5%. В каких-то регионах власть более адекватно понимает экономическую ситуацию и, выбирая оператора, смотрит в первую очередь, насколько это всё дорого будет обходиться перевозчикам. В некоторых регионах прослеживается, мягко говоря, заинтересованность чиновников в продвижении определенного оператора, который крайне жаден. К сожалению, у перевозчиков нет выбора. Моя личная позиция, что перевозчики из Уфы правы на 300%, — сказала эксперт.
Несколько иная ситуация в Екатеринбурге, где внедрили электронную карту «ЕКАРТА». Наш коллега и редактор раздела «Дороги и транспорт» E1.RU Роман Марьяненко рассказал, что она удобна в применении, поскольку есть пересадочный тариф и льготы:
— О стоимости «ЕКАРТЫ» конкретных данных нет. Когда журналисты спрашивают главу компании «И-сеть», которая является оператором «ЕКАРТЫ», даются уклончивые ответы, что это коммерческая тайна. Но не так давно глава компании заявил, что удельный вес стоимости «ЕКАРТЫ» в общей стоимости минимален и не превышает 0,14%. Екатеринбургские общественники, которые проводили свои исследования, говорили, что удельный вес «ЕКАРТЫ» за каждый проезд составляет от 6 до 8 рублей. Это огромная сумма. Даже поднималась волна негодования со стороны Общественной палаты, подключалась Гордума, которая проводила аудиторскую проверку по этому вопросу, но никаких конкретных данных не выдали. Сами перевозчики не знают удельную стоимость «ЕКАРТЫ». Они действуют по принципу: заключили контракт, перевезли пассажира, а мэрия перечисляет им за эту перевозку деньги. О сумме, которая платится за карту, знает только наш комитет по транспорту. Но перевозчики говорят, что им это особо не важно, поскольку они знают, что деньги после перевозки пассажира придут.
Марьяненко добавил, что для частников Екатеринбурга перевозка пассажира варьируется в диапазоне 20–28 рублей.
— «ЕКАРТА» — это тайна за семью печатями, но такой истории, что «ЕКАРТА» — это дорого, накладно и перевозчики от нее хотят отказаться, нет. Если бы это было, у нас бы коммерческий транспорт был первым, кто хотел бы отказаться от обслуживания по «ЕКАРТЕ». Если этого не происходит, острой проблемы здесь нет, — подытожил он.
Повышение стоимости проезда
Другие частники утверждают, что и вовсе не видят прибыли из-за карты «Алга»:
— У нас теряются деньги, на расчетный счет перевозчиков приходится лишь 50% прибыли. У одного из перевозчиков недостача 600 тысяч рублей. Почему он должен дарить эти деньги? — сетует Наталья Тептерева.
Теперь перевозчики вынуждены повышать стоимость проезда по карте «Алга». Так, в Уфе на популярном маршруте № 272 уже изменилась цена.
Предприниматель Виктор Искалин, которому принадлежит этот маршрут, рассказал ранее UFA1.RU, что перевозчики просто вынуждены поднимать стоимость, так как государство не компенсирует частникам разницу в стоимости проезда по карте «Алга» и без нее.
— «Башавтотранс» все выпадающие доходы получает из бюджета в виде дотаций, а это порядка 1,9–2,2 миллиарда рублей в год, — заявил перевозчик. — Извините, за такие деньги я бы вообще бесплатно возил народ.
Частники не исключают, что в дальнейшем повышение стоимости проезда по карте «Алга» будет и на других маршрутах.
Что говорят в БРСК?
Компания «Башкирский регистр социальных карт» была основана в 2008 году. По данным «Контур.Фокуса», нынешним гендиректором является Руслан Нургалиев, уставной капитал предприятия — 89,9 миллиона рублей. Учредители БРСК — Минземимущество Башкирии и банк «Уралсиб».
За 2020 год БРСК заработал 166,1 миллиона рублей, убыток компании составил 27,6 миллиона рублей. На предприятие один раз подавали в суд. ООО «КОМИНТЕК» взыскало с БРСК 1,7 миллиона рублей.
В БРСК UFA1.RU сообщили, что карта «Алга» была введена по распоряжению главы Башкирии Радия Хабирова, а вот использование карты «Тройка» пока не предусмотрено.
— Карты «Тройка» обслуживанию в системе на данный момент времени не подлежат ввиду отсутствия инфраструктуры пополнения таких карт, отсутствия возможности обслуживания льготных категорий граждан по ранее выданным удостоверениям, отсутствия ИТ-инфраструктуры системы «Тройка», — рассказали в БРСК.
В то же время в компании отметили, что ведут переговоры с разработчиками программного обеспечения транспортных систем, чтобы карты «Алга» и «Тройка» могли взаимодействовать.
Что касается претензий перевозчиков касательно большой комиссии, в БРСК ответили так:
— Размер комиссии формируется исходя из необходимости оказания услуг по фискализации транспортных транзакций, поддержания работоспособности инфраструктуры электронных денежных средств, расходов на организацию эквайринговых операций.
На жалобы перевозчиков о нехватке прибыли в компании заявили, что частники «получают на расчетные счета деньги в полном объеме», а механизм возврата денег водителям с карты «Алга» предельно прост: на следующий день после оплаты картой деньги поступают им на счет.
— В единой республиканской системе оплаты проезда производится формирование и передача реестров авторизованных транзакций как по карте «Алга», так и по банковским картам в расчетный центр системы. Расчетный центр, получив реестры авторизованных транзакций, осуществляет расчеты с участниками системы на основании распоряжений пользователей. Расчеты производятся не позднее следующего рабочего дня со дня получения распоряжения, — сообщили в БРСК.
С карты «Алга» водители получают 95,5% суммы, оставшиеся 4,5% поступают на счет БРСК, на эти деньги закупают платежные терминалы для считывания карт. В компании добавили, что неправомерные удержания невозможны, так как предприятие работает согласно законодательству РФ.
А вот обвинения перевозчиков о недостачах в БРСК комментировать не стали, сославшись на конфиденциальную информацию:
— Информация о конкретных суммах вознаграждений перевозчиков не может разглашаться третьим лицам, — резюмировали на предприятии.
Читайте наш предыдущий материал о транспортном конфликте между мэрией и частными перевозчиками. Частники уверены: власти выдавливают их с транспортного рынка, чтобы передать маршруты «Башавтотрансу». Это отчасти признал сам Радий Хабиров. А недавно в Уфе у одного из частных перевозчиков забрали маршрут.
А вы довольны картой «Алга»?