Ирек Ялалов покидает Уфу. Главный сити-менеджер уходит в Совет Федерации. Как прокомментировал свое решение сам Ирек Ишмухаметович, 18 лет работы в муниципалитете наложили на него определенный отпечаток.
— Это позволяет мне достаточно профессионально судить о той ситуации, которая сложилась в наших муниципалитетах. Я пришел к полному пониманию того, как продвигать эти вопросы более качественно. Работая в Совете Федерации, я смогу более эффективно, чем в действующей должности, помогать родному городу именно в вопросах законотворчества, — сказал Ирек Ялалов.
Ufa1 решил вспомнить все грандиозное, что произошло в Уфе за время работы Ирека Ялалова на благо города.
Немного истории
Иреку Ялалову 57 лет. По первому образованию он инженер-строитель и даже успел три года поработать мастером прорабом СУ-6 треста крупнопанельного домостроения. Политическую карьеру начал в 25-летнем возрасте, когда устроился в Октябрьский районный комитет комсомола. В 29 вернулся в реальный сектор — получил кресло заместителя директора международного межотраслевоого концерна «Восток», замдиректора «Востокстрой-2», а через пару лет возглавил «Востокстрой». С 1995 по 2001 год руководил представительством «Совинком» и в том же 2001-м вернулся в политику — получил назначение на должность замглавы администрации Октябрьского района города.
С тех пор Ирек Ишмухаметович работал во благо города — был начальником управления коммунального хозяйства и благоустройства, замглавой уфимской администрации, министром жилищно-коммунального хозяйства Башкирии. В перерывах между благоустройством города Ялалов получил второе высшее образование и защитил кандидатскую диссертацию в области юриспруденции.
В кресло мэра города Ирек Ялалов пересел в январе 2012 года.
Мосты и развязки
В 2016 году запустили новый мост через реку Белую в Затоне, его общая стоимость составила 5 млрд рублей, из которых 1,5 миллиарда выделили из бюджета РФ. В тот же день открыли продолжение улицы Интернациональной в сторону Шакшинского моста, этот отрезок был не достроен долгие годы. Осенью 2017 года начали строительство Тимашевского переезда: мост свяжет северную часть столицы с Бирским трактом и, возможно, решит многолетнюю проблему километровых пробок. В этом году одобрили продолжение строительства Восточного выезда из города. Своего часа недостроенный туннель в районе трамплина ждал без малого 25 лет.
Парки
Уфа первой в стране начала реализовывать концепцию «Город в парке». За последние шесть лет в городе реконструировали 28 и построили 19 новых зон отдыха. За это время привели в порядок сквер им. Зайнаб Биишевой, аллею по ул. Революционной, парк культуры и отдыха им. М. Гафури, сквер в микрорайоне Инорс и парк Якутова. Начали масштабную реконструкцию одноименного парка на озере Кашкадан.
В 2015 году в городе появилась Площадь двух фонтанов. Арт-объект I Love ӨФӨ стал ее визитной карточкой.
Еще построили два огромных колеса обозрения: на пересечении улиц Менделеева и Бакалинская и в парке Гафури. Причем в колесо в парке должно было стать частью масштабного проекта — Диснейленда. Но сбыться планам пока была не судьба.
Фонтаны
В июне 2015 года запустили фонтан «Семь девушек», а в сентябре открыли после масштабной реконструкции поющий фонтан в Черниковке на площади Орджоникидзе. Правда, вышел конфуз с громкостью: местные жители жаловались, что грохочущие на фонтане день и ночь марши и сюиты лишили их сна. Впрочем, вопрос оперативно утрясли: убавили громкость и составили расписание музыкальных пауз.
Торговые центры
Мест для торговли и развлечений за последние годы появилось достаточно много, а те, что были, модернизировали и облагородили. Построили огромную «Планету» площадью 154 тысячи квадратных метров с аквапарком и кинотеатром, Ultra и «Яй». Под него, кстати, отдали один из корпусов уфимского завода «УЗЭМИК»: производство перевезли в Нефтекамск, а пустующие площади решили использовать с умом. Старинный торговый центр «Башкирия» «переформатировали» в современный лайфстайл «Башкортостан». Реконструировали и Гостиный двор, правда, на втором этаже среди всей этой красоты разместился китайский рынок.
Транспорт
За последние годы с пассажирским транспортом стало хуже. Улицы изобилуют маршрутками, а городской транспорт постепенно умирает: «Башавтотранс» так и не смог расквитаться с убытками, вынужден продавать с молотка объекты и здания. Выставили на торги и Северный автовокзал, который должен был обеспечить прямой выход на трассу М-7 и значительно разгрузить Южный вокзал. Терпит убытки и управление электротранспорта: в сентябре текущего года энергетики подали на предприятие в суд и предъявили иск на 20 миллионов рублей. Ситуация с трамваем — отдельная история. В 2013 году власти признали, что поторопились убирать рельсы с проспекта Октября, и заговорили о строительстве скоростного электропоезда, а в 2017-м решили строить новые трамвайные пути. Но ни тот, ни другой проект пока не реализовали.
Парковки
Пробки в центре города подтолкнули к организации платных парковок, о которых поговаривали не один год. В июле 2018 года решение об их строительстве, наконец, приняли и даже начали разрабатывать проект. «Первые ласточки» должны появиться в ноябре этого года.
Жилье
Радиостанция Коминтерна, которая располагалась неподалеку от торгового центра «Планета», прекратила свое существование в 2004 году и постепенно превратилась в запущенный пустырь в центре города. Горожане мечтали, что пустошь облагородят и превратят в парковую зону — с обрывистого берега открываются изумительные виды. В 2016 году на площадку приехала тяжелая техника: здесь начали строить жилые дома.
Взялись и за объекты архитектурного наследия — несколько купеческих усадеб, построенных в прошлом и даже позапрошлом столетии, решили восстанавливать. Дом Бушмариных, который снесли в 2006 году, вообще отстроили заново. Многим домишкам не посчастливилось получить титул памятников архитектуры, и они пошли под снос. Улица Аксакова, Гоголя, Карла Маркса, Чернышевского… Список можно продолжать, но погибающий дух старины, который витал над историческим центром города, это не спасет.
Еще два памятника архитектуры пострадали: в этом году горели дом Видинеевых и восьмиэтажка.
Чиновники
Была эпоха щедра и на резонансные уголовные дела, где фигурантами выступили вице-мэры. Бывшему первому заму инкриминировали незаконную передачу в аренду 170 га земли на бывшем пригородном аэродроме ДОСААФ. Еще одному вице-мэру вменяют сокрытие 1,6 миллиарда рублей внебюджетных средств, выделенных на расселение из аварийного жилья. Осенью 2018 года следком начал проверку в отношении чиновников уфимской мэрии: их подозревают в халатности и превышении должностных полномочий.
Железные гаражи
После убийства в 2016 году 11-летней школьницы Виолетты Токарчук, чье тело нашли среди гаражей неподалеку от школы, власти приняли решение избавиться от железного хлама.
— Расчистка территорий от различных незаконно возведенных сооружений и установленных объектов — плановая работа муниципалитета. Однако из-за жалоб и противодействия некоторых горожан мы не могли проводить эту работу в необходимых объемах, — сказал тогда сити-менеджер.
Чиновники подсчитали: в каждом районе города вокруг школ в среднем находится от 700 до одной тысячи частных гаражей. И только семь процентов из них используются по назначению. Остальные владельцы превратили в склад хлама либо используют как пункты приема металла.
Сейчас на месте, где погибла девочка, от гаражей и ветхих домов не осталось и следа — там высится жилой комплекс ЖК «Петропавловский».
Гостиницы
Летом 2015 года в Уфе прошли международные саммиты ШОС и БРИКС, на которые съехались первые лица множества государств. Чтобы разместить гостей и не ударить в грязь лицом, было решено построить аж пять огромных гостиниц. Сейчас все эти великолепные «инны» и «хилтоны» по большей части пустуют, дожидаясь крупных мероприятий. Реконструировали и существующий номерной фонд: отели «Башкортостан», «Азимут», «Астория», «Агидель» и «Президент-отель».
Стихийные бедствия
2017 год был щедрым на капризы природы. Сразу после Нового года повалил снегопад, который не прекращался несколько дней. Хорошо, что были каникулы — горожане хотя бы успевали откапывать свои автомобили и дорожки к подъездам. А вот когда праздники закончились, стало реально туго — снег все шел, улицы сузились втрое, а снегоуборщики так на расчистку и не вышли.
О том, что снег не будет вывозиться, уфимский сити-менеджер предупредил еще осенью. Сказал, что это слишком дорого. Городские власти пообещали складировать снег прямо на улицах. И, судя по сугробам в два человеческих роста по всему городу, в мэрии обещание сдержали.
Следующий коллапс приключился в сентябре. Грянул небывалой силы дождь, который за каких-то пару часов превратил город в Венецию — по всему городу захлебнулись ливневки. Под воду ушли десятки машин и частных домов.
Реконструкция социально значимых объектов
Целых пять лет в Уфе перекраивали и переделывали стадион «Нефтяник». Получилось в общем-то неплохо: в сентябре 2017 года на Российском инвестиционно-строительном форуме в Москве проект стал победителем III градостроительного конкурса Министерства строительства РФ и получил имя: «Лучший реализованный проект строительства объекта социальной инфраструктуры». Осенью 2018 года к нам даже приехали крутые иностранцы: ФК «Уфа» сыграл исторический матч с шотландским футбольным клубом «Рейнджерс».
В 2017 году из-за опасности обрушения купола пришлось закрыть здание цирка. Решение вынесла прокуратура. Глобальный ремонт должны были начать в 2018 году. Но не сложилось: требуемый на модернизацию 1 миллиард рублей пока не нашли.
Кладбища
В 2016 году в Уфе закрыли Южное кладбище — на нем не осталось мест. Обслуживать город-миллионник оставили один погост — Северное кладбище у поселка Тимашево. Осенью 2018 года под новые захоронения власти выделили земли возле поселков Зинино, Нагаево и Жилино. Но местное население восприняло новости без восторгов и стало готовить гневную петицию главе республики. С учетом того, что альтернативный проект — строительство крематория — тоже не выдержал народного гнева, вопрос городских погребений завис в воздухе.
Но времени разобраться с ним у Ирека Ишмухаметовича уже не осталось. Заняться вопросом — видимо, в качестве прощального подарка — сити-менеджер велел журналистам.
— Эту задачу придется решать или хоронить всех стоя. Это, может, злая шутка, но это так, — сказал мэр. — По одной площадке уже поднялись люди. А вопрос еще только начали обсуждать. Почему рядом с Южным огромная частная территория отдана под кладбище? Почему такие вещи происходят у нас в городе? Журналисты, разберитесь!
Если вы лично встречались с мэром, то присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101 84 78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.