Прошло почти полтора года с того момента, как было официально объявлено, что саммиты ШОС и БРИКС пройдут в Уфе. Осталось примерно столько же времени до международных мероприятий. Пора подводить некоторые итоги подготовки города к предстоящим событиям, а также ответить на некоторые важные вопросы.
Когда пройдут саммиты?
Точной даты проведения саммитов пока нет. Как сообщил сегодня, 5 декабря, в ходе пресс-конференции вице-премьер правительства Салават Сагитов, точные даты будут определены примерно в середине 2014 года. В марте 2014 года состоится форум БРИКС в Бразилии, там будет объявлено, что следующий раз главы государств стран-участниц объединения встретятся в России. После состоится саммит ШОС в Таджикистане, тогда и определятся даты для Уфы. Пока стоит ориентироваться на конец июня – начало июля 2015 года.
Что будет обсуждаться на саммитах?
Внутреннее наполнение мероприятий зависит от Министерства иностранных дел России. Башкирия и Уфа в частности отвечают за техническую часть проведения ШОС и БРИКС. Салават Сагитов также отметил, что Башкирия будет отвечать за культурную часть программы. Скорее всего, не понадобиться привозить в Уфу дополнительные творческие коллективы.
Для Башкирии саммиты ШОС и БРИКС – возможность заявить о себе не только на международном, но и на федеральном уровне. По словам Салавата Сагитова, рабочие группы, которые приезжают из Москвы проверять подготовку к саммитам, с удивлением открывают для себя Уфу. «О нас знают, что мы мед, о нас знают, что мы нефть», – говорит Салават Сагитов. Но этого явно недостаточно.
Сколько денег потратит Башкирия на саммит?
Салават Сагитов заметил, что очень сложно посчитать итоговую сумму средств, которые будут выделены на саммит, потому что некоторые работы по строительству и реконструкции ведутся в городе «как бы к саммитам, но и не к саммитам».
В пример Салават Сагитов привел реконструкцию уфимского аэропорта. Это нужно было сделать давно, но нельзя сказать, что новый международный терминал и новую взлетно-посадочную полосу построят специально к ШОС и БРИКС.
На строительство взлетно-посадочной полосы из федерального бюджета выделят 7,5 миллиардов рублей. А из республиканского бюджета и на кредитные деньги будет проводиться строительство международного терминала, всего нужно 850 миллионов рублей.
Председатель Государственного комитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству Ильяс Муниров заявил, что сейчас пропускная способность аэропорта составляет 600 человек в час, а после проведенной реконструкции в моменты пиковой нагрузки МАУ будет способен пропускать до тысячи человек в час. Сейчас аэропорт не может принимать два самолета одновременно, а после реконструкции это станет возможным.
По словам вице-премьера, из республиканского бюджета конкретно к саммитам будет реконструирован Конгресс-холл. На это выделено 700 миллионов рублей из бюджета Башкирии. Возникает вопрос: зачем делать ремонт в здании, которое было открыто только в 2007 году? Как объяснил Салават Сагитов, первый и второй этажи здания фактически не будут перестраивать, они находятся в нормальном состоянии. Реконструкция коснется минус первого и минус второго этажей (ранее там находились торговые площади и фудкорт). На их месте появится еще зал для совещаний, рабочая зона для президента России, глав делегаций и помещения для штабов. Всего к 2015 году в Конгресс-холле появится три постоянных зала для проведения мероприятий и один временный (сейчас есть всего один зал).
Как решат транспортный вопрос?
Передвижение участников делегации саммитов будет оплачиваться из федерального бюджета. В Уфу уже прислали протокольные требования к автотранспорту. Как пояснил Ильяс Муниров, автомобили для глав делегаций и ВИП-кортежей будут арендоваться по спецзаказу.
Также Уфа подготовит большое число автобусов. Здесь большую роль будут играть автобусы «Башавтотранса». Специально покупать новых автобусы не будут. Если транспорта не будет хватать, его возьмут напрокат в соседних регионах (скорее всего, в Казани и Екатеринбурге, которые Уфа также выручала транспортом в момент проведения в этих городах крупных мероприятий).
Большая работа ведется и со службами такси. Нужно подготовить водителей, к ним в автобусах «приписать» переводчиков. Основное требование к водителям – хорошо знать город. Пофамильные списки людей, задействованных в транспортной логистике, будут готовы через год, к ноябрю 2014 года.
Зачем Уфе столько гостиниц?
Сейчас в Уфе строится пять гостиниц. Все они возводятся на частные деньги инвесторов. То есть ни из муниципального, ни из республиканского бюджета денег на это не выделяется. Заметим, что проживание гостей во время саммитов также не коснется республиканского бюджета.
Новые гостиницы Уфы: что сделано за 2013 год
Плюс у города есть в резерве отель, который строится в сквере Маяковского, гостиницы рядом с «Огнями Уфы» и на улице Российской.
Одновременно в городе идет реконструкция существующего номерного фонда в отелях «Башкортостан», «Азимут-отель», «Астория», «Агидель» и «Президент-отель». В существующих гостиницах Уфы сейчас примерно 2000 номеров. После строительства новых отелей число номерного фонда также увеличится на 2000.