Город Максим Степаненко, руководитель миссионерского отдела Уфимской епархии: «Православие – это вера практиков. Нельзя теоретически верить – надо верить и делать»

Максим Степаненко, руководитель миссионерского отдела Уфимской епархии: «Православие – это вера практиков. Нельзя теоретически верить – надо верить и делать»

" src=

Общаясь по телефону с представителем православной церкви, я представляла его по обыкновению сухоньким старичком в рясе, а встретил меня на пороге Уфимской епархии мужчина в очках и костюме-тройке, больше напоминающий университетского профессора. Оказалось, что в последних своих предположениях я не сильно ошиблась. Лет десять назад помощник проректора аграрного университета предпочел нести в народ религиозные истины и ни разу за последние 8 лет о своем решении не пожалел.

Поздравляю вас с Рождеством, Максим Валерьевич, и сразу хочу задать вопрос: как нужно встречать этот праздник?

– С радостью. Идеально будет, если человек встретит Рождество на богослужении в храме, и причастится Христовых Тайн. После Рождества идет сплошная седмица, когда поста нет и в среду, и в пятницу. Вот тогда уже действительно можно веселиться, ходить в гости и сообща разделить радость рождения Спасителя. Это один из главнейших православных праздников – в мир пришел Спаситель, обещанный и долгожданный, которого ждали несколько тысячелетий. Рождество это, подчеркиваю, радостный праздник.

Время Рождества считается таким чудесным временем. Вы верите в рождественские чудеса?

– Почему бы и не верить в них?! И все же большим чудом считаю то, когда человек вдруг и неожиданно для окружающих отказывается от греха и начинает свой путь к Богу. С другой стороны, сейчас много людей жаждут именно чудес и чудесных исцелений, а христианину же подтверждение чудесами существования Бога не нужно, т. к. по мере воцерковления присутствие Господа в жизни ощущается постоянно.

Жажда чуда приводит людей к почитанию всяческих лжесвятых и лжестарцев. Яркий тому пример – возникновение культа почитания Славы Крашенинникова на Урале. Мальчик умер в раннем возрасте от онкологического заболевания (для Челябинской области это, увы, не редкость) и мама его, попав под «прелесть», всячески делает из него великого «святого чудотворца». Все его детские фантазии она выдает за Божье откровение. Чего стоит, например, вот такое «откровение»: «Славик мне говорил, что Земля не круглая, что динозавры не вымерли, что в земле имеются огромные пустоты, и при потеплении климата в эти пустоты местами будет проваливаться земля, а местами она будет разъезжаться огромными пластами в разные стороны. Англия затонет, а англичане эвакуируются в Россию, и правительство Англии об этом знает». Как прогадали наши олигархи, скупившие недвижимость в Туманном Альбионе!

На его могиле построен немалый мавзолей, на могилу подсыпается постоянно грунт, который разбирают на «святыню», а то и без зазрения совести продают. Горько, когда люди потратив немало времени и денег, приезжают поклониться лжесвятому. А потом серьезно спрашивают священников: «Правда, что скоро по земле будут ходить динозавры? Бесы живут на Луне? Действительно инопланетяне используют в качестве топлива для своих тарелок алмазы?».

Хочу напомнить добрым людям, что главное чудо в православии – это Евхаристия, и твориться оно уже во всех храмах непрерывно уже 2000 лет. Впрочем, для вразумления кого-то чудо бывает необходимо…

Как вы относитесь к тому, что на такие большие праздники, как Рождество и Пасха, в храмы приходит много неверующих людей?

– Я бы уточнил – маловерующие, не верующим даже и эти великие праздники безразличны. То, что приходят, это уже хорошо. Можно порадоваться, что они хотя бы на эти праздники в храм приходят. И для того, чтобы эти люди воцерковлялись, мы постоянно прилагаем усилия.

А не проблема, что быть христианином в последнее время стало просто модно?

– Я бы не сказал, что это мода. Немало людей принимают Крещение осмысленно, правильно понимая его значение. Слава богу, религиозное возрождение в России продолжается. Да, есть люди, для которых это, я бы сказал, следование некой традиции. Принято крестить детей, принято венчаться, покойника отпевать, когда припрет в жизни, пучок свечей «за здравие» поставить, мол, что я белая ворона? Для некоторых мотивация крещения чисто утилитарная – чтобы не болеть, чтобы не «сглазили», чтобы в жизни все устроилось. С другой стороны, путь к вере никогда не бывает простым. Необходимо пройти оглашение – так называемое научение вере, которое, по идее, должно быть длительным, чтобы отсечь людей случайных. Это, к сожалению, не всегда происходит в наших храмах. В первые века христианства люди по несколько лет были оглашенными. Они посещали богослужения, изучали Священное Писание, и долго не принимали крещение. Я считаю, что это достаточно мудрая позиция, которую нужно возродить особенно сейчас, когда мы, по сути, живем в языческом мире.

Вы сами крещены в каком возрасте?

– Крещен я в подростковом возрасте, но по-настоящему пришел к вере достаточно поздно, после 25 лет, как раз после защиты своей кандидатской диссертации.

Вы в какой научной области подвизались?

– Я кандидат ветеринарных наук.

Наверное, и в миру могли добиться больших высот?

– Я ушел служить в Уфимскую епархию на пике своей карьеры. В тот момент работал старшим научным сотрудником, помощником проректора по науке в Башкирском государственном аграрном университете, организовывал научные конференции, выпускал сборники научных трудов. У меня было уже порядка 90 публикаций, соавторство в трех изобретениях. Года через три была бы и докторская готова, тем более изучаемая мною хемилюминесценция (слабое свечение клеток организма и биологических жидкостей) действительно очень интересное и малоисследованное направление в ветеринарии. Не могу иначе объяснить резкий поворот в своей судьбе – Господь призвал. Впрочем о своих научных руководителях я всегда тепло вспоминаю – это профессор Валерий Нурмухаметович Байматов и Рафагат Равильевич Фархутдинов. Их научная школа помогает мне и сейчас.

По мере своего воцерковления у меня на многие вещи стали открываться глаза. Еще работая в университете, написал статью «Сатанинский беспредел в Башкирии». Тогда увидел, насколько колоссально было засилье сект и оккультистов, и был действительно поражен – не мог молчать. Я считаю, что моя нынешняя деятельность намного полезнее. Сейчас огромное количество искушений и оккультных, и сектантских, и нравственных искушений: блуд, проблемы воспитания детей, самоубийства, наркомания, алкоголизм и т. п. Предпринимаются энергичные попытки религиозно-социальной легализации гомосексуализма. Бороться с этими искушениями призван и наш миссионерско-апологетический проект «К Истине». Ему 3 января исполняется полгода. Слава богу, в последнее время его посещает до 11-12 тысяч посетителей в месяц. К настоящему моменту на нем побывало более 47 тысяч человек из 75 стран мира и 184 городов России.

Не жалеете своей мирской карьеры?

– Нет, не жалею. Тем более, защитив диссертацию, я одно понял, что, к сожалению, сейчас наша наука, связанная с сельским хозяйством, существует сама для себя. То есть делаются замечательные диссертации, разрабатываются новые методы лечения, диагностики, разведения животных, агротехники, но они так и остаются на бумаге и никак не внедряются на практике. Тогда как на миссионерско-апологетическом поприще я вижу свою востребованность.

А как пришли к вере?

– Я думаю, что это произошло каким-то чудесным образом. Ведь то, как я жил, и то, чем я занимался, совсем не способствовало тому, чтобы прийти к православию. Я в свое время достаточно долго изучал всякие оккультные практики, посещал так называемые целительские курсы. Поэтому на нашем сайте я уделяю много внимания противодействию всем этим оккультным искушениям. Я всю эту «кухню» прекрасно знаю изнутри. Так что к вере я пришел исключительно по Божьей милости и, наверное, усердным молитвам родственников.

" src=

Семья у вас церковная или светская?

– Никто из предков моих не был священнослужителем, воцерковленными, пожалуй, были мои прабабка и прадед по отцовской линии…

А что вы считаете главным искушением для православного христианина на сегодняшний день?

– Их много и они очень индивидуальны. Самые опасные, на мой взгляд, это гордость, тщеславие и происходящее от них осуждение других. А для кого-то это уныние, отсутствие веры в благой промысел по отношению к тебе именно Бога. Недаром сейчас так высок уровень самоубийств. Есть первейшие страсти – корни всех основных грехов, они давно известны: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, уже мною упомянутые уныние, тщеславие и гордость. У каждого человека есть свои «слабые места», от них терпит искушения.

Можно сказать, что наше время особенно способствует унынию, например?

– Унынию-то как раз очень способствует. Сейчас возросла сильно интенсивность жизни со всеми вытекающими последствиями. Современная потребительская культура для людей невоцерковленных таит в себе массу опасностей. Когда тебе радостно сообщают: «Купи именно сегодня внедорожник и получи скидку 90 тысяч», – а эта скидка равна годовой зарплате некоторых людей (про цену внедорожника я даже не говорю), как тут человеку не впасть в уныние... Все что-то бегаем, ищем барахло покруче, развлечений поострее, а когда это не получаем – расстраиваемся, считаем, якобы жизнь «обделила» нас…

А людям воцерковленным справиться с этим легче?

– Воцерковленному человеку проще жить, его сокровища в другом мире. Он лишен также суеверий – суетной, пустой веры. Мне искренне жалко суеверных людей, верящих, что черная кошка, баба с пустым ведром, чей-то кривой взгляд может негативно перевернуть им жизнь. Они так усердно косятся в темноту, ожидая оттуда подвоха, тогда как нужно смотреть вперед на Свет, на Бога. Воцерковленность дает целостное понимание мира, во всегда благой промысел Бога о каждом человеке.

Как же тогда рождественские и крещенские гадания?

– К сожалению, эти языческие традиции очень трудно изжить. В Священном Писании ясно и недвусмысленно любое гадание и магия названо мерзостью, грехом ведущем к погибели человеческой души. И не только самому заниматься, но и обращаться к магам, гадателям, всевозможным «целителям» – это тоже грех. Это попытка обратиться к бесу, а не к Богу.

Рождение самого Христа предсказали волхвы…

– Они его не предсказали, они свидетельствовали Его рождение. Время рождения Спасителя было предсказано пророком Даниилом, а место – пророком Михеем. Волхвы пришли с Вавилона, где евреи жили долгое время в плену, немало впоследствии их осталось там. Волхвы в данном случае не гадатели и астрологи, а языческие мудрецы, знакомые с пророческими писаниями еврейского народа. Священное Писание не редко свидетельствует, что иногда язычники проявляют большее нравственное и религиозное благочестие, чем Божий народ. И это всегда укор нам. Язычники принесли Спасителю золото, ладан и смирну, а Ирод, который величественно украсил Божий Храм, жаждал Его смерти ради своего блага и вырезал 13 тысяч младенцев. А мы еще хуже Ирода, только в России ради собственного благосостояния и жизни «без проблем» ежегодно уничтожается абортами несколько миллионов младенцев…

Но если знания давались пророкам, то почему они не могут быть даны и целителям, гадателям, волхвам?

– Если дар способствует тому, что человек стал воцерковляться, избавился от страстей – это дар Божий. Святой апостол Павел писал: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал. 5:22-23). Появилось это у вас – радуйтесь!

Однако так называемые «целительские дары» – это всегда «дары» бесовские. На сегодняшний день я не знаю ни одного истинно православного целителя в Уфе. Один известный уфимский «травник» якобы даже получил на траволечение благословение архиепископа Никона, однако, как рассказывают, подозрительно машет руками перед пациентами, «сканируя» биополе. Мне неизвестны свидетельства уфимских священников, что он является постоянным прихожанином какого-либо уфимского храма. Действительно, православные святые, по чьим молитвам Бог исцелял людей, получали чудесные дары, достигнув прежде святости, победив в себе с Божией помощью грех и страсти. Чего не скажешь о современных «целителях».

В 90 годы к нам в Уфу приезжал такой оккультист Александр Бухтояров (недавно, кстати, с ним скандал случился в Архангельске). Если не ошибаюсь, в январе 1998 года в Уфу он привез некоего врача-нейрохирурга из Санкт-Петербурга, который на оккультных курсах рассказывал о своем понимании Библии, а в остальное время «лечил» по «собственному методу» «покаянием» (цена такого «покаяния» тогда была 300 руб.). Это «лечение» представляло собой кощунственную пародию на настоящее церковное Покаяние. И вот непосредственно перед праздником Богоявления в субботу было объявлено среди уфимских слушателей курсов Бухтоярова, среди которых были многие ныне действующие уфимские «целители», что в воскресение будет осуществлено «крещение» этой «целительской школы», в результате которой все получат «самую мощнейшую защиту».

Так вот, в воскресение все собираются «креститься» в городском центре «Подросток», и обнаруживается, что петербургский врач накануне вечером … скоропостижно скончался! Свидетельствую, лично неоднократно спрашивал самого Александра Бухтоярова, заявлявшего до этого, что обладает даром «предвидения» и феноменальной «диагностики», от чего умер человек? Спрашивал и у уфимских целителей… Ни один из этих «великих» диагностов и ясновидящих так и не указал на причину смерти. И только уже после медицинского вскрытия выяснилось, что «целитель»-кощунник умер от разрыва аорты…

Для меня же стало очевидным, что «дар» «диагностики и ясновидения» у «целителей» – это обычный бесовский обман. Иногда они угадывают, но именно угадывают, тыча пальцем небо или благодаря наработанному опыту и интуитивному знанию физиогномики и психологии. Однако в сложных случаях они попадают впросак практически всегда. Некоторое время назад Геннадий Малахов пригласил к себе на передачу известных людей-«рентгенов», и попросил оценить здоровье одной женщины. Те сумбурно промямли свои «диагнозы», но ни один (ни один!), не увидел, что у женщины редкая анатомическая аномалия, когда внутренние органы расположены зеркально, т. е. сердце у ней было справа, печень слева и т. п. Комментарии излишни!

Есть такое понятие в православной аскетике, как «прелесть», характеризующее состояние людей, находящихся в самообольщении. В нашем случае «целители» искренне веруют, что наделены некой целительной силой, которая подарена им Богом. Зачастую они сами не понимают, какой бред исповедуют. Например, одна из уфимских целительниц, женщина истеричная и экзальтированная, заявляет, что «инфекцию и воспалительные процессы прекращает путем согревания и охлаждения (?!) крови (разумеется «энергетического») … ламинирует сосуды (?!) … удаляет и аннулирует (?!) больные органы». Просто революция в медицине, достойная ста Нобелевских премий! И ведь она искренне верит в этот бред! Благодаря таким вот «дарованиям», равно как и небезызвестному новому лже-Христу Грабовому и проявляется наша духовная безграмотность, а то и откровенное безумие.

Есть что-то общее у этих шарлатанов?

– Неприязнь к действительно церковному, святому. Можно вспомнить бредовые обвинения год назад Анатолия Кашпировского, что в Уфимской епархии раздают святую воду с «токсинами». Практически у всех гадалок, магов и целителей параноидальные страхи преследования, им кажется, что кто-то хочет постоянно навредить им. Что, в общем-то, верно, т. к. их душа чувствует постоянное присутствие рядом с ними бесов, только «защищаются» они не за церковной оградой, а глупыми ритуалами и амулетами.

" src=

Православие – это одна из наиболее дружелюбных религий, которая мирно сосуществует с иудаизмом и мусульманством. Почему такое категоричное отношение к сектам?

– Во-первых, мы живем мирно со всеми, потому что православный христианин видит в любом человеке брата и сестру. Мы все-таки родственники, потому как от одних людей произошли, от Адама и Евы, хотя есть люди, как мне кажется, явно «произошедшие» от обезьяны. И каждый человек сотворен по образу и подобию Божьему – это уже достойно уважение к каждому человеку. И все же апологетическая полемика («защита веры»прим. автора), ведется не только с сектантами, но и традиционными религиями. Это свидетельство спасительности нашей веры, а не оскорбление инаковерующих. Мы пишем книги, статьи, создаем сайты, устраиваем диспуты, стараемся донести свою веру до каждого. Но особый разговор с теми сектами, которые называют себя христианскими. Мы должны объяснить людям, что то, чему они учат, есть извращение христианства.

А чем закончилась история со строительством кришнаитского храма в Москве? Всем памятно открытое письмо, которое написал архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон московскому мэру?

– Вообще было два письма. Общество сознания Кришны – это неоиндуисткая секта, возникшая несколько десятилетий назад в США, и мы считаем ее тоталитарной и деструктивной. И вот они собирались строить огромное капище в православной Москве, по изначальным замыслам сектантов, по своим размерам это языческое капище должно было превзойти храм Христа Спасителя.

Куда это годится?! В нашем понимании, Кришна это бес – владыка это четко подчеркнул. Ликов у Кришны (дословно с санскрита «черный») много, и все они омерзительны, вот один их них: «Я вижу в Твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду, без предела... Я вижу, как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю эту вселенную Своим собственным сиянием... Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами... Твои зияющие рты... Все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем... Вижу, как ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами... Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов... Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими». И восседает этот «милый бог»… на ложе из змей (Бхавагад-Гита как она есть. Глава 10, комментарии к тесту 36; глава 11, комментарии к тесту 16, 19, 23, 27, 29-30). После этих цитат вам, надеюсь, будет понятно наше неравнодушие?

Израильское государство при царе Соломоне достигло своего предельного могущества, и пало по причине того, что Соломон стал строить храмы и жертвенники языческим богам-бесам для своих жен в Иерусалиме. Уроки истории нужно помнить. Как была могущественная Российская империя в начале ХХ века, и пала от бунта в одном городе, от стараний кучки людей. Слава Богу, строительство кришнаитского капища сейчас свернуто.

Сколько у нас в Башкортостане сект?

– Около пятидесяти, плюс около сорока оккультных центров, многие из которых действуют совершенно незаконно.

Как родителям понять, что ребенок попал в секту?

– Прежде дать религиозное воспитание, добрый пример настоящей религиозной жизни. Каждый молодой человек рано или поздно начинает духовные поиски. Что он видит на примере некоторых родителей? Формальную холодную веру, полную суеверий, когда они вспоминают о своей религии на Рождество, Богоявление и Пасху, да когда надо покойника отпеть. Для некоторых молодых людей начинает казаться, что это и есть Православие, и они начинают искать от этого ложного примера, что-то более духовное и попадают в секты…

Также нужно постоянно интересоваться жизнью своего ребенка. К сожалению, после подросткового периода теряется доверительная связь, когда дети закрываются от родителей, и просто не общаются с ними. Очень важно не потерять взаимное доверие в период взросления детей. Ребенок должен быть приучен быть искренним с родителями, и если это сохранено в семье родители могут быстро обнаружить неладное.

Проблема в том, что практически во всех сектах при вербовке имеет место ложь и сокрытие истинных целей, в их ловушки попадаются даже взрослые, что говорить о молодых. Большинство уфимских сект действуют анонимно при вербовке. У нас был случай, когда девушка была вовлечена мунитами в секту, полгода ходила на их молодежные собрания и только тогда ей начали говорить, что есть такой «преподобный» Мун, являющийся новым «мессией», большим, чем Христос.

Лукавят при вербовке даже формально недеструктивные секты, например, адвентисты седьмого дня. Они свои вербовочные акции устраивают под видом лекций по библейской археологии и здоровом образе жизни. И под этим прикрытием занимаются проповедью адвентистского лжеучения. Для сект, как и для сетевого маркетинга важно заманить человека к себе на собрания, а потом они так вцепятся, не оторвать…

Представляете, чтобы апостол Павел, будучи в Афинах, развесил объявления: «Устраиваются семинары для желающих научиться делать надежные палатки» (он действительно умел их делать)?! Такая лукавая проповедь постыдна. Если бы каждая секта в Уфе говорила: «Мы такие-то. Мы хотим вас научить нашей вере, которую мы считаем правильной», – не было бы многих наших протестов против обмана сектантами людей.

Сейчас много споров о том, стоит или не стоит вводить уроки «Основ православной культуры», как факультатив в школах…

– Стоит. Преподавание этого предмета позволит избавить детей в будущем от всевозможных заблуждений, суеверий. Они будут знать элементарное в том, что представляют собой православная культура, мировоззрение, христианская нравственность, обряды, познакомятся с храмовым зодчеством, иконописью, песнопениями. Нельзя зачеркнуть колоссальный пласт православной культуры, который неотделим от истории нашей страны.

Любой россиянин вне своей веры и национальности, должен знать культуру свой страны по воле Божией связанной с православием. У меня старшая дочь дети в школе изучает историю Древнего Египта (!), пирамиды Хеопса, но школа пока игнорирует православное зодчество, и тот факт, что в переломные моменты истории России, например, в Смутное время решающее значение оказала Церковь, не допустившая признания самозванцев и иноземного владычества. Прискорбно, что в предмете «История и культура Башкирии» полностью игнорируется культурное наследие и ислама, и православия, как будь то бы это не часть культуры республики.

Может быть, это делается, чтобы не разжигать межнациональную рознь?

– Это все глупости. Есть такая поговорка: «Каждый судит в меру своей испорченности». Есть люди, которые выступают против введения подобного факультатива, церковь не настаивает на его обязательности, движет, прежде всего, ненависть к православию. Это не возражение против культурологического предмета, это их негативное отношение к этому вероисповеданию. Во многих регионах этот предмет уже введен в школьную программу (в Белгородской, Калужской, Воронежской, Тверской областях и многих других), нет никакого всплеска национализма и религиозного экстремизма, наоборот, педагоги отмечают благоприятные изменения в поведении учеников. Как было отмечено, например, на Знаменских чтениях в прошлом году в курских школах, где изучаются «Основы православной культуры», практически нет детской преступности. Что за безумие противодействовать желанию православных родителей тому, что бы их дети получили православные культурологические знания?!

Это исконно русские области…

– Мы не возражаем против основ культуры ислама в школе, мы искренне за это, тем более, что это отнимет почву из-под ног ряда экстремистских псевдоисламских сект. Мы против безбожия. Наши дети пусть изучают православие, остальные – основы ислама или буддизма. Человек должен знать историю и культуру своего народа. Православие оказало основополагающее влияние на нашу историю, на наши нравы и обычаи, на ментальность. В Татарии и Башкирии – такое влияние оказывал ислам.

Важно и то, что благодаря этим урокам, дети могут избавиться, как уже упоминалось, от всякого рода заблуждений и суеверий. Многие представляют себе православную церковь как некоего «монстра», в том числе и иноверцы. Этот «монстр» состоит из его ложных знаний, из «бабьих басен», суеверий, журналистских штампов и откровенно лжи. И человек питает неприязнь к этому искусственному монстру.

Но этот «монстр» не является истинной православной церковью. Есть замечательные образцы христианской мудрости такие как «добротолюбие», показывающий высочайший уровень благочестия истинных христиан, но люди просто не знакомы с этим. Почему бы не познакомить с ним детей, наравне с «Войной и миром» и «Евгением Онегиным»? Кстати, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, где я прохожу обучение, изучается исламская арабская философия.

У вас дети ходят в воскресную школу?

– Нет, я сам занимаюсь их воцерковлением – образование и должность позволяет мне это. Все-таки руководитель миссионерского отдела. У меня три дочери, старшей 11 лет, средней 9 лет, младшей два года исполнится в феврале. Стараюсь, чтобы для них участие в богослужении и таинствах было праздником. Это не должно быть обязанностью. Стараюсь привить понимание, что православие – это вера практиков. Нельзя теоретически верить, надо верить и делать.

Только так человек сможет почувствовать реальное присутствие Бога в своей жизни, через участие в церковной молитве, через покаяние, Евхаристию, помощь ближнему и т. п. И тогда это уже перестает быть обязанностью, неким долгом, душа сама тянется в храм Божий. Опасно в религиозном воспитании детей также то, когда участие в богослужении превращается, наоборот, в некую обыденность, когда дети привычно праздно шатаются по храму, балуются, не осознавая, что происходит священнодействие. Участие в богослужении можно и нужно отметить торжественным семейным обедом с особым радостным общением. И уж тем более в такой праздник, как Рождество, дети должны почувствовать общецерковную радость.

Что пожелаете посетителям нашего сайта?

Милости Божией и помощи во всех делах. И веры в благой промысел Господа к каждому человеку. Бог не оставляет людей, даже в самую сложную минуту, Он заботится о нас и желает нам лучшего. С этой верой и нужно жить. Храни вас Бог!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем