Город Перегорели: история уфимского завода, который делал миллиарды лампочек для СССР, но развалился

Перегорели: история уфимского завода, который делал миллиарды лампочек для СССР, но развалился

Руководство Уфимского электролампового завода набрало кредитов, но рассчитаться по ним не смогло

Огромный корпус на 9 этажей находится вдоль Новоалександровского шоссе

В СССР во времена Второй мировой войны из-за угрозы уничтожения или захвата в далекую от фронта местность пачками перевозили то одни заводы, то другие. Так в Уфе появились завод имени Кирова, «Молния», БЭТО и многие другие предприятия, которые сейчас на слуху у каждого старожила. Победу ковало и еще одно, о котором нечасто вспоминают, хотя история у него не менее впечатлительная. Но вспомним мы и расскажем про Уфимский электроламповый завод, он же УЭЛЗ, или «Лампочка».

Война не помешала

Всё началось в 1941 году, когда СССР вынужден был вступить во Вторую мировую войну. Противник продвигался по советской земле, как у себя дома, быстро и сметая всё на своем пути. Руководство страны понимало: производить технику и детали близ фронта невозможно, так как линия постоянно меняется. Предприятие могут либо уничтожить, либо захватить, и тогда оно будет работать на врага. Так заводы стали эвакуировать из Украины и Белоруссии, а потом уже и с территории России.

К осени 1941 года войска стран Оси продвинулись к Москве. До центра столицы на некоторых участках было всего 30 километров. В то время под ней работал Радиоламповый завод (официально он назывался Завод № 191). Он располагался в городе Фрязино — по другую сторону Москвы, но опасность, что в него попадет бомба, была. Поэтому было принято решение об эвакуации — в Уфу.

На поезда погрузили оборудование, людей и повезли. Место под завод нашли быстро — промзона к северу от Уфы. Ну, казалось бы, зачем фронту лампочки. А делали на новоиспеченном заводе радиолампы — это такие приборы, которые выпрямляли ток и усиливали сигнал. Поэтому коллективу завода поручили заняться именно этим производством. Говорят, за усердие рабочие получили премию от Госкомобороны СССР.

Завод работал на фронт до конца войны. В 1947 году он начал выпускать обычные лампочки (которые тогда назывались «миниатюрными электролампами»). Поскольку экономическая обстановка в стране позволяла, предприятие расширили — для него построили еще несколько корпусов.

Автор снимка даже спустя годы помнил фамилии тех, кто изображен здесь
Видимо, день открытых дверей для детей
Фото названо «Обед в электродной». Так и слышится: «Рыба!»
На территории завода была огромная лампочка
1 из 4
Автор снимка даже спустя годы помнил фамилии тех, кто изображен здесь

В середине 1950-х на Уфимский электроламповый завод пришла сборочная линия, которая дала возможность собирать свыше 10 тысяч ламп за одну только смену. Соответственно, за месяц это было 300 тысяч. Через 20 лет завод стал выпускать сверхминиатюрные электролампы (они были скорее для гирлянд всяких), а также кварцевые галогенные лампы (для автомобилей в том числе).

Так выглядел прибор, с помощью которого проверяли работоспособность лампочек

Первый миллиард ламп предприятие изготовило в 1961–1962 годах, третий — в 1974-м, четвертый — в 1981-м. Шестой миллиард зафиксировали в 1992-м.

Значок по случаю 25-летия завода

Завод к тому моменту выпускал лампы накаливания местного освещения, общего назначения, сверхминиатюрные, просто миниатюрные, кварцевые галогенные малогабаритные, автомобильные, самолетные, елочные украшения, гирлянды и так далее. Продукция использовалась не только в Уфе и Башкирии, но и в других регионах — и даже странах (во всяком случае, так заявлял сам завод).

Гирлянда из Уфы

Закат эпохи

Нередки были случаи, когда после распада СССР закрывались целые предприятия либо же они сразу уходили в убыток и со временем их консервировали. С УЭЛЗ получилась несколько иная история: даже после того, как славная эпоха ушла, он продолжал работать. Те, кто находил юбилейные брошюры предприятия, передают указанные там данные: на 1992 год там работало 3,9 тысячи человек (на 2009 год — 1,6 тысячи), что больше знаменитой «Гидравлики» (2 тысячи в наши дни).

Средняя зарплата — 1,5 тысячи рублей. Тут надо сказать, что, судя по данным финансовых ресурсов, средняя зарплата по стране на январь 1992-го была 1,4 тысячи рублей. На начало года кило мяса стоило 50 рублей, а рыбы — 30, молоко — 2,5 рубля. Поход в баню — около 20 рублей, стрижка — около 100.

Этикетки 2010–2011 годов

Интересно, что у завода с марта 1999 года был собственный интернет-сайт. Об этом у них была запись: «Мы открыли своей сервер в Интернете» — так и написали. Это и правда был сервер на базе «Уфанета», потом предприятие запустило полноценный сайт. Не менее интересно, что его копии тех времен сохранились. Главная страница была скромной: там стояло изображение с кнопками: информация о предприятии, цены, продукция и так далее. Интереснее взглянуть на цены.

На 1999 год обычные лампы накаливания стоили от 79 копеек до 3 рублей. Правда, там не указано — это цена за штуку или коробку. По всей видимости, за штуку. На 2002 год цены незначительно выросли, буквально на пару копеек. Но потом цены публиковать перестали — предложили смотреть их в прайс-листе, который нынче уже не скачать. Однако на сайте была представлена вся продукция, единственное — без изображений.

Главная страница сайта

К концу 2000-х годов завод набрал кредитов на 6,7 миллиарда рублей, поэтому в 2010 году началось конкурсное производство. Работать предприятие перестало. Его имущество выставили на продажу, потому что само оно расплатиться с долгами не могло.

В 2019 году остатки предприятия выкупило ЗАО «Республиканская топливно-энергетическая компания». Оно за 55 миллионов рублей получило два десятка корпусов бывшего завода, а также его оборудование. Дешево. На первых торгах сумма была выше — порядка 370 миллионов рублей.

Некоторые считают, что к закрытию завода привел отказ властей страны от производства мощных ламп накаливания. Одна из причин такого решения — лампочки требуют слишком много электричества, хотя есть технологии, позволяющие давать свет при меньших затратах.

Как писали на одном из сайтов отзывов, советские лампы накаливания были уникальными — да, есть китайские аналоги, но, утверждает автор, именно наши были лучше. Его отзыв в целом, кстати, касался уфимской лампочки.

Год производства, к сожалению, не указан

Тем не менее ничего заводу не мешало перепрофилироваться, те же гирлянды и уличное освещение всегда востребованы. Однако что именно стало причиной закрытия предприятия, неизвестно. Возможно, к этому привели трудности из-за тех самых долгов. Последнюю лампочку изготовили 17 апреля 2013 года.

Еще одна гирлянда из Уфы

Есть еще интересный момент: в 1937 году в Черниковке открыли трамвайный маршрут № 3. Изначально он ездил только там, по промзонам, но затем его продлили до проспекта Октября. Путь трамвая проходил через «Лампочку».

— «Тройка» — первый маршрут черниковской сети. Трамваи сперва следовали от депо до нефтезаводов. Уже позже то продлевался, то сокращался. По некоторым данным, именно вагоны 3-го маршрута закрывали движение на Новоалександровку. Но и закрывался маршрут в два этапа — сперва он был закрыт для предприятия (видимо, как раз речь про УЭЛЗ. — Прим. ред.) в 2015 году из-за прекращения движения на Монтажников, а для города он закрылся лишь в 2021 году, — рассказывало сообщество «Уфимский электротранспорт».

А еще завод издавал собственную газету. Она называлась «Лампочка Ильича» и выходила с 1963 по 2004 год. Судя по нумерации и датам, издание было еженедельным.

Бывший сотрудник предприятия нашел у себя архив

И пока мы искали информацию о владельцах завода, то нашли, что между 1995 и 2013 годами завод имел долю в ООО «ТДК «Гостиный двор», которое нынче владеет помещениями на Верхнеторговой площади Уфы. То же касается и Юмагузинского водохранилища, а также ряда других предприятий. Доля УЭЛЗ была весьма символичной — порядка 0,1%.

И еще стоит упомянуть, что уфимский завод не был единственным «Электроламповым». По всей России закрылось как минимум шесть таких предприятий, а об одном из них рассказывали наши архангельские коллеги из 29.RU. На месте их предприятия задумали сделать технопарк.

Подобное предприятие было и в Мордовии, но к 2021 году оно прекратило существовать. Там работники тоже жаловались на зарплаты. В память о заводе осталась остановка в Саранске.

Она вроде как по сей день там стоит — снимок 2019 года

Кто владельцы?

Дабы история не прерывалась, сведения о владельцах мы решили вынести в отдельный блок.

С 2011 года владельцем завода было ООО «Сервис» из Самары во главе с Александром Зегером. Оно занималось производством светильного оборудования, а также торговлей. Образовано в 1993 году и закрыто в 2019-м.

Директор завода — Александр Зегер — очень многогранный человек. Смотрите сами: в Уфе он сдавал в наём недвижимость и занимался телефонной связью, в Туймазах — спортивным покером, в Москве производил шпон и фанеру, а в Сочи вроде как даже собственный ресторан был или вроде того. Все эти бизнесы ныне неактивны.

А «Сервис» тоже обанкротился: на нем висел долг порядка 200 миллионов рублей, которые он так и не выплатил.

Долг завода у банка выкупил офшор «Варали холдингс» с Виргинских островов. У компании был филиал в Москве, который просуществовал почти 10 лет. В руководстве в разное время были некие Марат Бузуртанов (в прошлом владелец строительного бизнес в Ингушетии), Александр Ещенко (в прошлом торговал автомобильными деталями в Липецке), а также Леонид Огурцов (бизнеса не было). Имущество находилось в залоге именно у них.

Затем, в сентябре 2019 года, его выкупило ЗАО «Республиканская топливно-энергетическая компания». Восемью годами ранее оно же покупало аналогичный завод в Томске. Виды деятельности — покупка и продажа собственных нежилых зданий, строительство, аренда и управление недвижимостью.

Ею владело, в конечном итоге, ЗАО «Евроцемент груп» (ныне АО «Цемрос») — крупный промышленный холдинг России, который занимается производством строительных материалов (в частности, цемента). По данным «Контур.Фокуса», предприятие занимает порядка трети рынка. Управляет им заслуженный машиностроитель России Вячеслав Шматов. На тот момент — Михаил Скороход, который в цементном бизнесе с 2002 года.

Именно цементному гиганту сделка обошлась в 55 миллионов рублей вместо 370.

Кроме того, с заводом была связана компания «БФК-Свет», которой руководил упомянутый Равиль Ишмуратов. ООО с видом деятельности «оптовая торговля электротоварами» просуществовало год, после чего закрылось. Вместе с Ишмуратовым в числе владельцев был некий Сергей Андреев, который три года занимался в Москве оптовой торговлей.

Возможно, это самое высокое дерево в Уфе

Где деньги?

В разное время после остановки работы предприятия начинались своеобразные акции протеста. Одна из самых заметных случилась в 2013 году, когда стекловар лампового завода Олег Бутер залез на трубу. Он не получал зарплату несколько месяцев — по его словам, задолжали 120 тысяч рублей.

Мужчина рассказывал UFA1.RU, что выживал только благодаря кредитам, но и те тоже надо возвращать. Он провел на трубе 11 часов, а потом все-таки слез. Когда на ситуацию обратили внимание журналисты ведущих изданий Уфы, выступило руководство предприятия и пообещало начать выплаты. По словам Олега, своих денег ждали сотни людей.

В 2016 году он вышел на пенсию, но от долгов так и не смог избавиться. В 2023 году его признали банкротом по решению суда, потому что за ним числился долг свыше полутора миллионов рублей.

UFA1.RU связался с Олегом Бутером во время подготовки данной статьи. Он рассказал, что ему и 800 другим работникам завода так никто и не заплатил. До сих пор. И вообще, по его признанию, он не вспоминал об этом. Что еще сказал Олег, мы опубликуем отдельным материалом.

При этом новый директор Равиль Ишмуратов говорил, что в полном объеме рассчитаться с рабочими не могут, потому что у завода арестованы счета и имущество, его не распродать (правда, потом шла речь, что ограничения могут снять). А арест был связан с ООО «Сервис», где директором был вышеупомянутый Александр Зегер. По данным СК России по Башкирии, с апреля по октябрь 2012 года он задолжал 28 миллионов рублей своим сотрудникам. Но приговор ему так и не вынесли по непонятным причинам (его дело даже не дошло до суда). В том же «Сервисе» работал и Ишмуратов.

Однако в том же году Орджоникидзевский районный суд Уфы по иску двух женщин постановил выплатить им задержанную зарплату. Сроки и суммы в решениях не указаны.

В соцсетях мы нашли и другие свидетельства невыплаты денег.

Как можно догадаться, людей было немало в списках

Некоторые просили совета у совершенно незнакомых людей, утверждая, что полиция и прокуратура не принимают заявления (хотя, как мы видим, уголовное дело было).

— Работники уфимского завода: тот, кто не получил компенсацию в связи с ликвидацией, просьба срочно донести документы на завод, на проходной висят списки тех, кого срочно надо найти. Пока они не принесут документы, деньги не выплатят, — писала женщина в сообществе, посвященном УЭЛЗ.

В этом сообществе бывшие работники делились информацией, фотографиями, воспоминаниями.

— Вчера заходил на прежнюю работу, и знаете — даже не ёкнуло. Как будто зашел в постороннее место. <...> Даже если раньше (с людьми из «Лампочки». — Прим. ред.) при встрече привет-пока, то сейчас при встрече — разговор на несколько минут обеспечен, притом что и с человеком-то толком не знаком, да и работал он в другом цехе, а с некоторыми встречались лишь в столовой да на остановке. А всё равно улыбка до ушей и крепкое рукопожатие. Хочу, чтобы будущая работа оставила такой же след в душе, как и ламповый завод, — написал бывший работник предприятия в октябре 2014 года.

— Сегодня проезжал мимо лампового завода. Из-за забора видны только высокие здания: столовая, электродный цех, крыша пятого, заводоуправление и особняком стоит 48-й корпус. Серые безлюдные здания. Ни огонька. Ни души, — написал он же.

Кстати, вдоль этих заборов раньше были деревья — сейчас их нет
Разгадаете, что там написано?

Сделал ли цементный гигант что-то с уфимским предприятием — неясно, потому что сейчас на его месте работает авторазбор, а недружелюбная охрана гоняет чужаков, даже журналистов. На вопрос «Что здесь теперь?» охранник ответил: «Ламповый завод». А то, что того давно не существует, его не смутило. Однако любители заброшек и приключений всё же находили способы проникнуть на территорию.

Это хорошо заметно по стеклам одного из корпусов: еще в 2020-м большинство были целыми.

Стёкла побиты
За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY4
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD5
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
45
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
«Это страшный сон»: россиянин откровенно рассказал о плюсах и минусах отдыха в Турции
Егор Лешкин
Путешественник
Мнение
«Так гостей на праздник не встречают»: колонка журналиста о состоянии единственного автовокзала Уфы
Айгиз Гильманов
Корреспондент UFA1.RU
Мнение
Глаз не оторвать: показываем красивый и легкий маршрут на один день в Башкирии — фоторепортаж
Андрей Бирюков
Корреспондент UFA1.RU
Мнение
«Поездка по платной дороге не должна внушать ужас»: что не так с М-12, которую продлевают до Башкирии
Дарья Бурмистрова
Корреспондент NN.RU
Мнение
Никто не хочет получать сотни тысяч рублей? Разбираемся с кадровым экспертом, почему не хватает айтишников
Ольга Новгородова
HR-директор
Рекомендуем