В Уфе планируют отказываться от использования песчаной антигололедной смеси на дорогах в пользу реагента «Бионорд». Об этом объявили несколько дней назад в мэрии, но горожане данную инициативу встретили без энтузиазма. Многие опасаются, что использование этого вещества может навредить окружающей среде, не говоря уже о грязи и снежных кашах, которые могут возникнуть из-за недостаточно качественной уборки снега после обработки «Бионордом».
Его применение еще в прошлом году вызвало шквал критики от жителей башкирской столицы — появилась даже петиция с требованием запретить его использование. Тем не менее мэр Уфы Сергей Греков встал на защиту реагентов, отметив, что устал убирать город от песка. Власти намерены закупить реагенты по цене четырех «Майбахов», а поступит дорожная химия в город только в январе следующего года.
UFA1.RU попытался разобраться в том, насколько «Бионорд» опасен на самом деле, где его делают и как он стал одним из самых любимых средств для борьбы с гололедом для властей многих регионов страны.
Власти Москвы против реагентов
«Бионорд» производится на расположенном в Пермском крае Уральском заводе противогололедных материалов. Предприятие начало работать в 2007 году, его основателем является 45-летний предприниматель Рустам Гильфанов, выпускник экономфака ПГУ. Гендиректор УЗПМ — его однокурсник Дмитрий Пылёв. Со слов последнего, идея создания предприятия возникла еще в нулевых, но до 2015 года бизнесмены занимались каждый своим делом. Пылёв работал в банковской сфере — в банке «Прикамье», затем — в «Урал ФД», Гильфанов же занимался финансовым посредничеством.
В прессе создателя «Бионорда» называли директором ныне ликвидированной пермской компании «СБГ-Трейдинг», которая занималась торговлей и производством химических веществ. По информации сервиса «Контур.Фокус», эта фирма была учреждена в 2002-м и ликвидирована в 2014 году, а последними ее владельцами были совсем другие люди. Тем не менее она с бизнесом Гильфанова связана.
«СБГ-Трейдинг», по данным «Контур.Фокуса», являлся правообладателем 20 товарных знаков брендов «СБГ», «Бионорд», «Биодор», «Эконорд» и «Экосол». Эти названия относятся к противогололедным реагентам, в разное время использовавшимся для обработки дорог в крупных городах. Как писал «Московский комсомолец», один из них, тот самый «СБГ», в 2006 году запретили для использования в Москве, признав небезопасным. Впрочем, столичные власти не отказались от использования других реагентов из числа тех, что производятся на УЗПМ.
Два года спустя, по данным «Контур.Фокуса», «СБГ-Трейдинг» передал права на все торговые марки компании «Джи Эр-Ай», которой владеет Маргарита Гильфанова, а руководит сестра основателя УЗПМ Юлия Гильфанова. Одновременно с этим новый правообладатель зарегистрировал еще сорок наименований, среди которых «Экороуд», «Геадор», «Форсол», «Тетросол» и другие.
Ситуацию с запретом «СБГ» Гильфанов описывал в интервью изданию «Новый компаньон»: по его мнению, с московского рынка его выдавили бизнесмены, поставлявшие продукцию из-за рубежа. Примечательно, что за всю беседу он не упомянул ни названия того самого реагента, ни компании «СБГ-Трейдинг».
Как «Бионорд» покорял регионы
Со слов самого Гильфанова, после неудачи в Москве он не поставил крест на своем проекте. С противогололедными реагентами было решено пойти в регионы. В 2012 году «Джи Эр-Ай» передал УЗПМ права на товарные знаки «Бионорд» и «Биодор». Примерно с этого момента дела у пермского завода пошли в гору — ставка на регионы сыграла. «Бионордом» отсыпают дороги в Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге, Челябинске, многих других городах страны (по информации с сайта московского дилера УЗПМ, всего таких более 60).
Некоторые издания связывают успехи Гильфанова с тем, что он «человек Юрия Трутнева», экс-губернатора Прикамья, бывшего главы Минприроды России, а ныне полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе, при котором сняли губернатора Сергея Фургала. Согласно данным «Контур.Фокуса», до недавнего времени создатель «Бионорда» вместе со старшим сыном путинского полпреда Дмитрием владел долями в «Русской соляной компании». Бывшие коллеги Трутнева по бизнесу, экс-директор «Русской соляной компании» Елена Грачева и экс-совладелец торгового дома «НГТ» Андрей Бабиков, сейчас работают с Гильфановым.
Кроме того, интересы сына чиновника и основателя УЗПМ пересекались в нефтянке — Дмитрий Трутнев владеет долей в «Рид Ойл-Пермь», среди учредителей которой числятся компании, связанные с бывшим топ-менеджером «Лукойла» олигархом из Перми Андреем Кузяевым. Именно «Лукойл», как рассказывал Гильфанов, был крупнейшим постоянным заказчиком у его первой фирмы «Пермь АЗС сервис».
Отметим, что в Башкирии уже сейчас представлены интересы как минимум двух человек, которым также приписывают связи с полпредом президента. В Уфе находится ТРК «Семья», принадлежащий структурам бывшего бизнес-партнера Трутнева Олега Чиркунова. Буквально недавно в качестве инвестора для банкротящихся фанерных комбинатов в регион пригласили бывшего подчиненного Трутнева и его соседа по даче в поселке «Серебряный бор» Вадима Согияйнена. У фирмы Гильфанова в Уфе есть две «дочки», которые занимаются продажей продукции УЗПМ. Впрочем, все перечисленные факты лишь косвенно указывают на связь бизнесмена и полпреда президента, публично о каком-либо сотрудничестве в сфере производства противогололедных смесей они не заявляли.
В столице Башкирии «Бионорд», судя по данным с сайта госзакупок, используется как минимум с 2014 года. Тогда на покупку реагентов власти потратили 37,7 миллиона рублей. В 2015 году мэрия провела семь аукционов (для каждого района по отдельности) и заключила с ТД «УЗПМ» и его дочерними компаниями контракты на суммы от одного до почти восьми миллионов рублей. В 2016-м «Бионорд» закупали только для двух районов (контракты на 6,9 и 6,7 миллиона рублей), в 2019 году с УЗПМ был заключен контракт на 161,1 миллиона рублей, в 2020-м — на 108,1 миллиона.
Отметим, что УЗПМ — не единственный производитель противогололедных реагентов в России. Как сообщается на сайте компании «ОПТ-6», которая занимается продажей таких смесей, аналогичную продукцию производят, например, компании «ВВ-Строй Групп» («Аквайс»), Zirax, «Нордикс», «КТМ» (Rockmelt), сама «ОПТ-6» (Ratmix) и другие. Однако ни одна из них в вышеперечисленных закупках не участвовала. Более того, почти во всех УЗПМ была единственным участником аукциона. UFA1.RU обратился в ФАС Башкирии с просьбой прокомментировать, есть ли признаки каких-либо нарушений в описанной ситуации. Там пообещали рассмотреть этот запрос.
— Уральский завод является передовым инновационным предприятием, которое специализируется исключительно на производстве противогололедных материалов, — объяснили успех «Бионорда» в Национальной ассоциации зимнего содержания дорог (подконтрольна структурам УЗПМ). — Завод много инвестировал в научные исследования, увеличение производственных мощностей. Это одно из самых крупных предприятий в стране, которое способно удовлетворить спрос, обеспечить бесперебойные поставки эффективного реагента в больших объемах.
На самом заводе на вопрос о том, является ли УЗПМ монополией на рынке противогололедных материалов, нам ответили, что они — «один из крупнейших производителей, но не единственный».
Вредит ли «Бионорд» экологии?
Впрочем, гораздо больше биографии создателя «Бионорда» и порядка проведения закупок жителей Уфы волнует вопрос о том, насколько вообще безопасно его использовать. Председатель общественной организации «Союз экологов РБ» эколог Александр Веселов считает, что вред от подобных смесей есть.
— У них официально четвертый класс опасности, но, насколько я помню, там отходы металлургической промышленности применяются, значит, [в смеси] тяжелые металлы содержатся, — сказал он. — Это устойчивые соединения, они никуда не деваются, десятилетиями и столетиями сохраняются в почвах. Есть ли смысл использовать такой материал, химический к тому же? По консультации с управлением Роспотребнадзора нашего я как-то добился публикации официального признания в том, что идет рост аллергических реакций населения на тающий снег. Аллергическая реакция не может возникать, если в снеге ничего не содержится, это же нейтральная субстанция, вода.
Эколог обратил внимание на то, что такие реакции наблюдались именно в городах, а не в деревнях, где химия не использовалась. Из этого он делает вывод, что в снеге в городах содержатся посторонние вещества.
— А какие загрязнители? В первую очередь антигололедные смеси. Одно из первых мест по аллергическим ринитам мы держим в ПФО. И заболеваемость растет, — сказал Веселов. — С точки зрения влияния на окружающую среду, ситуация следующая: у нас очистных сооружений на ливневке нет. У нас девять огромных выпусков ливневых сточных вод, и весной талый снег вместе с химией с этой, без всякой очистки, идет в реку Белую и в реку Уфу. Вред окружающей среде, безусловно, этот компонент наносит — это химия. Конечно, применять лучше заменители.
К слову, еще в 2018 году тогдашний мэр Уфы Ирек Ялалов признался, что городские ливневки находятся в плачевном состоянии. Он сказал, что на приведение их в порядок потребуется 10–15 лет.
При этом, как отмечает эколог, почти все такие альтернативы (кроме минеральной крошки) действуют на биоту — на растения и фауну: где-то деревья засыхают, плохо растут или не растут вообще.
— Более-менее нормальный вариант относительно «Бионорда» — это соль, но она значительно дороже, к тому же подсаливает почвы, — рассказал он. — Также можно использовать минеральную крошку, это было бы идеально. Эта крошка появляется от дробления камней, при производстве щебня, гранита, ее можно централизованно в карьерах делать и посыпать дороги и тротуары. Используются также солевые растворы противогололедные, но это уже что-то совсем запредельное, нефтяники зачастую дают свои пластовые воды, которые отделяют от нефти, чтобы поливать дороги, подтоварная вода так называемая. Она очень высокоминерализованная, быстро протаивает снег от нее. Но там соли много, да и помимо нее всего хватает, в том числе и радиации, там вся таблица Менделеева. Это самый плохой вариант.
Ранее химик, доктор химических наук Валерий Майстренко также рассказывал UFA1.RU о том, что такие противогололедные смеси, как «Бионорд», представляют угрозу для окружающей среды.
— В этих смесях же содержатся соли — химические вещества для растений очень токсичные, к тому же они вызывают ржавчину, и машины ржавеют как шелковые, если нет антикоррозионной защиты, и обуви это тоже может повредить, — сказал он. — А по-другому никак не растопить лед. Можно, конечно, сыпать просто песок чистенький, чтобы не скользило, тогда, может, и эти смеси не будут так нужны. Но у нас посыпают чаще всего отходами, гравием, потом грязь эта везде.
Какие у реагента преимущества?
Сам производитель «Бионорда» — Уральский завод противогололедных материалов — утверждает, что реагент безопасен и горожанам нечего бояться. Представители завода напоминают о том, что он прошел все необходимые экспертизы и проверки.
— В основе смеси лежат минеральные компоненты — соли: хлорид натрия (поваренная соль) и хлористый кальций, — сообщили на УЗПМ. — Обе соли применяют в пищевой и фармацевтической промышленности. Такие составы относят к четвертому, самому низкому классу по воздействию вещества на организм человека. К примеру, пищевая соль или сода имеют третий класс опасности. Все компоненты «Бионорда» полностью растворяются в воде.
На предприятии также отметили, что поставщиками сырья для изготовления смеси выступают известные крупные производители, которые поставляют его в том числе для пищевой промышленности.
— Сегодня этот реагент уже используют в 50 регионах России, странах СНГ и Евросоюза. Противогололедный материал успешно применяется на дорогах и трассах федерального значения, на объектах здравоохранения и энергетического комплекса, мостах федерального значения, на крупных промплощадках страны, — сообщили на заводе. — Если сравнить характеристики «Бионорда» и традиционных пескосоляных смесей, то норма расхода «Бионорда» в разы ниже.
Также отмечается, что у «Бионорда» плавящая способность в 1,5 раза выше, чем у технической соли. К тому же, как поясняют на УЗПМ, форма и размер его гранул обеспечивают необходимый уровень сцепления с дорогой на всех типах покрытий. Среди других преимуществ смеси называют ее способность действовать даже в сильный мороз — до минус 25 градусов, тогда как техническая соль не топит лед уже при минус 12.
— Материал оказывает минимальное воздействие на изделия из кожи и меха, металлические конструкции за счет введения в состав биофильных добавок и антикоррозионных компонентов, — сообщили представители завода. — Экологичность «Бионорда» подтверждается положительным заключением государственной экологической экспертизы, а также заключением об отнесении материала к четвертому классу (малоопасному). Возникновение грязи и каши при использовании «Бионорда» исключено, так как он полностью растворяется в снеге.
Можно ли есть «Бионорд»?
В Национальной ассоциации зимнего содержания дорог по просьбе корреспондента UFA1.RU более подробно прокомментировали тезисы экспертов о потенциальном вреде «Бионорда». В частности, представители ассоциации заверили, что на УЗПМ действует входной контроль качества сырья, и за последние 10 лет не фиксировалось ни одного случая поступления на завод сырья с примесями тяжелых металлов. Также, по их словам, «Бионорд» не вызывает аллергических реакций, а тающий снег так воздействует на горожан из-за размножения плесневых спор и грибков.
— Необходимо отметить, что при правильном применении противогололедных материалов ничего не должно стекать в ливневые канализации, — рассказали в ассоциации. — Реагент остается внутри влажного и рыхлого снега, который затем должен вывозиться на полигоны. Чтобы решить проблему грязи, нужно перестать высыпать песок на дороги и несколько лет после этого мыть город, вычищая из пор асфальта всё, что накопилось. Чтобы избавиться от луж и снежных каш, нужно применять реагенты по определенной технологии: высыпать до появления снега и в объемах, указанных производителем. И если снежная каша появилась, ее нужно сметать вне зависимости от того, какой вид противогололедного материала используется.
Пока выполнить эти требования не так просто — в Уфе действует всего одна снегоплавильня, которая постоянно недогружена, и 11 полигонов. Последние два года сугробы высотой с человека красовались на главных улицах. А ведь в Национальной ассоциации зимнего содержания дорог предупредили, что, как и любой другой противогололедный материал, «Бионорд» в почвы попадать не должен, а растопленный им снег нельзя выбрасывать на газоны. При соблюдении этих правил, говорят в организации, «ни о каком вреде биоте (окружающей среде. — Прим. ред.) не может идти речи».
— «Бионорд» состоит из нескольких видов хлористых солей, а также ингибиторов, снижающих воздействие этих солей на металлы, и формиата — органической соли, которая хорошо плавит лед, разлагается при воздействии солнечных лучей, тем самым не засаливая почвы, а также снижает коррозию металла, — добавили в ассоциации. — Если человек съест горсть «Бионорда», то максимум, что с ним произойдет, — он захочет пить. Этот реагент имеет четвертый класс опасности, а пищевая соль — третий. «Бионорда» без вреда здоровью можно съесть больше, чем соли. Но в мире существуют более вкусные вещи для еды.
Эколог Александр Веселов, впрочем, обратил внимание на то, что в данном контексте корректнее говорить не о веществах в сухом виде, а о том, как они влияют на среду, оказавшись в воде.
— Если вы ложку соли растворите в стакане воды и выпьете, вы заработаете себе язву или отравление, — сказал он. — То же самое и с этим «Бионордом».
Корреспондент UFA1.RU обратился в уфимскую мэрию с просьбой прокомментировать, насколько в этом году усилится применение реагента и какие меры будут предприняты администрацией для того, чтобы избежать негативных последствий его использования. На момент написания этой статьи ответа на наш запрос не поступило.
Напомним, ранее стало известно, что Уфа заняла четвертое место по заснеженности среди российских городов-миллионников. По данным синоптиков, предстоящая зима в России будет аномально снежной. Мэрия Уфы определилась с полигонами для складирования снега с улиц, но пока трудно оценить, поможет ли это избежать повторения снежного коллапса, который произошел в башкирской столице в прошлом году.